Произошедший на днях инцидент, когда водитель ульяновской маршрутки вышел на линию, будучи больным коронавирусом, в очередной раз высветил полную бесконтрольность сферы коммерческих (а это вся маршрутная сеть) перевозок. В идеальной схеме, декларируемой коммерсантами и повторяющими её чиновниками, владельцы маршрутов нанимают некий медицинский и технический персонал, который ежедневно в обязательном порядке проверяет здоровье водителей и состояние транспорта. Но это из параллельной реальности, на деле перевозчику ничего не грозит. Нарушения графиков следования (которые в режиме показухи подписаны с администрацией) носят постоянный характер: власть признается, что в таких случаях пытается “вести диалог”, при обострениях этой постоянной проблемы дело однажды доводили до аннулирования лицензии через суд (соответствующий закон был принят с подачи Гордумы). Два года назад на уровне Министерства промышленности и транспорта заявлялось, что вывести бизнес маршрутчиков “из тени” и перевести перевозки в категорию регулируемых (отсюда субсидии на вместительные автобусы) должна установка кассовых аппаратов.

Переход на онлайн кассы начался в 2017 году. С 1 июля 2019 года вступил в силу 54-ФЗ, согласно которому все перевозчики должны были оснастить свой транспорт контрольно-кассовыми аппаратами. Однако штрафы и санкции к ним не могли применять до 1 июля 2020 года из-за поправок в КоАП. Затем Минтранс России разработал законопроект, который перенес на 1 октября 2020 года срок вступления в силу положений КоАП, устанавливающих административную ответственность за неприменение ККТ (контрольно-кассовой техники) при расчетах водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при продаже проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте.

Именно кассовые аппараты могли решить проблемы теневого бизнеса (черного нала) и перевода перевозок в категорию регулируемых, заявлял в марте 2019 года на встрече в Общественной палате министр промышленности и транспорта Дмитрий Вавилин. По словам чиновника, в их отсутствие контролирующие органы не могут точно установить объем доходов, а власть, следовательно, определить размер возможных дотаций на обновление автопарка. Отметим: помочь части маршрутчиков с закупкой новых автобусов смогли и так, а вот полный бардак на рынке перевозок сохранился.

Сейчас ККТ есть у всех перевозчиков Ульяновской области, заявил директор территориального отраслевого союза “Транспортный альянс” Святослав Малаев. По его словам, аппараты установлены до 1 октября, как того требует закон, однако кассы можно ставить не на каждую машину.

“Через облако перевозчики отправляют в фискальный орган все данные о проданных билетах. Эта информация реально отражает доход перевозчиков, так как билеты все номерные. Другой вопрос в том, что кассы работают плохо: не везде в городе есть интернет, аппараты выходят из строя, ломаются, за это надо платить, ККП не адаптированы к транспортным средствам”, – отметил Малаев.

Случай с больным водителем поставил еще один вопрос – отсутствия бесконтактного формата оплаты за проезд. Российским законодательством отсутствует обязательное требование, предъявляемое к перевозчику, чей доход составляет менее 40 млн. рублей в год по установке систем безналичной оплаты проезда. По информации Министерства транспорта Ульяновской области, сейчас ведомство ведёт работу по организации оплаты проезда в рамках платёжной системы “СберТройка”, ее внедрение на территории региона запланировано в 2021 году.

Особенно “ударила” в морозы проблема постоянных сбоев в графиках движения маршруток, “которые из раза в раз повторяются и испытывают людское терпение” [слова губернатора Сергея Морозова].  Маршрутки не дождаться уже после 8-9 часов вечера, некоторые ездят с огромным интервалом, или вовсе не выходят на линии – такие жалобы написали ульяновцы к посту Морозова в соцсетях. Глава региона отправил чиновников и депутатов в рейды в часы пик и попросил их оставить при себе “бравые отчеты”. По факту оказывается, что кроме как претензий чиновники перевозчикам предъявить ничего не могут: штрафы – не в компетенциях мэрии Ульяновска. Профильное управление, максимум, может выйти в суд с иском об аннулировании лицензии на пассажирские перевозки. В 2020 году чиновники подали в Арбитражный суд 4 иска к перевозчикам, но ни один из них не был удовлетворен из-за сбоя в порядке передачи мониторинговой информации оператору АНО ЦОДД (Центр организации дорожного движения, бывшая “Цивилизация”).

Ниже приводим официальный ответ (позицию) администрации Ульяновска о контроле за перевозчиками:

“Перед выходом на линию медицинский специалист в обязательном порядке  проводит предрейсовый осмотр выходящего на линию водительского состава. Также ежедневно проводится техосмотр механиком. Механик и медспециалист работают либо в штате, либо на аутсорсинге. Специалисты Управления дорожного хозяйства и транспорта совместно с региональной транспортной инспекцией, депутатами УГД проводят контрольные мероприятия по соблюдению расписания,  температурного режима, передачи данных в региональную информационно-навигационную систему (РНИС). При выявлении нарушений  в адрес перевозчиков направляются претензии. За ноябрь – январь выявлено 287 нарушений. Прав на взыскание штрафа у специалистов Управления нет. Они постоянно  находятся в диалоге с перевозчиками. Если вообще  не последует никакой реакции, то единственный выход – подавать заявление в суд о лишении лицензии на перевозки. Но обычно перевозчики – в диалоге,  устраняют нарушение”.

Перевозчики, к которым мы обратились для комментариев, оказались недоступны. Серей Абрамов (маршруты №43 и №52) находится на больничном, Максим Слугин (маршруты №5, 22, 56, 67, 68, 50, 25) сослался на занятость.