24 февраля депутаты Городской думы заслушали отчеты о деятельности глав районов за 2020 год. Один из вопросов был адресован руководителю Засвияжского района Наилю Юмакулову и касался деятельности и полномочий “мини-мэров”. Вопрос не раз ставили и мы, однако хоть сколько-то внятную конкретику по этом институту нам продолжают только анонсировать. Фактически этот институт так и не заработал.

Глава на вопрос ответил честно: тех, кто хочет работать на этих должностях, нет. Их желающих –  пенсионеры, которые хотят работать номинально. Всего на район необходимо 14 человек, их повысят до статуса заместителя главы района с увеличением полномочий. В настоящее время их функционал исполняют главные специалисты отдела коммунального хозяйства.

Цитируем диалог парламентария и главы района:

Моргачев: У нас есть квартальные уполномоченные. Расскажите об их роли. Я столкнулся с такой практикой – начинаем давать им информацию, к нам приходит ответ “ОК”. Что такое “ОК” – непонятно. Действия никакие не предпринимаются. Начинаешь с ней (квартальным уполномоченным – прим. ред.) разговаривать, но она говорит, что у нее таких полномочий нет – звоните Наилю Юмакулову. Понятно, что у вас большая загруженность. Начинаем разбираться, вы говорите, что у вас нет полномочий, это все к Чумуркину. Есть же распоряжение главы города от 2019 года за номером 270-Р. Вы делаете заявки, подписываете акты… Скажите нам про квартальных и сколько вы актов подписали по благоустройству за этот год. Я как понимаю, квартальный уполномоченный должен как минимум знать старших по домам в своем округе.

Юмакулов: Не могу посчитать за год, дам информацию по запросу. По квартальным мы сейчас переходим к новой структуре. В Заволжском и Засвияжском районах плюсом будет выделяться определенное количество сотрудников, т.к у нас самые большие округа. Главой города было принято решение по структуре, которое согласовано с губернатором. Мы подбираем одновременно с этим кадры – необходимо 14 человек. Желающих, особенно, не находится. Или на работу соглашаются пенсионеры, которые готовы выполнять свои обязанности номинально. На территории Засвияжского района 1136 МКД, 134 ЖСК, и 254 дома с непосредственным управлением. В отделе коммунального хозяйства работает 6 человек. Плюс к этому еще 6 деревень и пригородных зон. Если вы думаете, что эти 6 человек будут знать более тысячи старших по домам, то это сложно. В основном квартальные уполномоченные сейчас – это главные специалисты отдела коммунального хозяйства. Есть поручение губернатора довести их до статуса заместителя главы района. Таких будет 10 человек и полномочий будет гораздо больше. Все упирается в силы и средства.

Напомним, в начале марта прошлого года глава города представил губернатору проект по изменению механизма работы городской администрации, который предусматривал учреждение должности квартальных управляющих или т.н. “мини-мэров”. Как заявлял глава региона, задача данной реформы – приблизить местное самоуправление к каждому подъезду.

Вот что нам почти год назад сообщали в мэрии о функционале и структуре института:

Город разделен на 40 микрорайонов (в каждом по 10–15 тысяч человек) и за каждым из них закреплен “мини-мэр”. Уполномоченные на прямой связи и с муниципальными предприятиями: «Водоканалом», «УльГЭС» и с управляющими компаниями. Они же взаимодействуют с «народными думами» и с депутатами соответствующих округов. Уполномоченный имеет право напрямую обратиться лично к главе города. “Это позволяет решать проблему в течение одного рабочего дня если она не решается внутри – на уровне микрорайона. Границы зоны компетенций новых уполномоченных фактически совпадают с границами избирательных округов гордумы. Каждому «мини-мэру» ежемесячно на мобильную связь будет выдаваться по 200 руб. Зарплата «мини-мэров» в сравнении с прежней зарплатой специалистов будет увеличена на 3–5 тыс. руб“, – комментировали в мэрии. У каждого из 40 квартальных уполномоченных должна была быть разработана собственная программа «Мой микрорайон», которую он должен публично защищать перед горожанами, а затем отстаивать перед властью.

Положение о квартальных уполномоченных и должностная инструкция должны были уже быть приняты к концу марта прошлого года. В пресс-службе мэрии нам вчера уточнили, что должностная инструкция -это внутренний документ и предоставить его отказались. Само положение о “мини-мэрах” получить также не удалось. Предполагаем, что его просто не существует.

Делаем вывод. Уполномоченные фактически должны были дублировать и дополнять работу депутатов в части обратной связи и контроля за проблемами конкретных микрорайонов. Однако заработать эта, предложенная Главой города, институция так и не смогла – в силу отсутствия средств и кадров.