Заместитель начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта города Ульяновска Геннадий Шакиров дал интервью “Народной газете”, где ответил на ряд вопросов по транспортному обслуживанию. По словам чиновника, созданная в 2018-м московским институтом за 35 миллионов рублей  транспортная стратегия уже устарела и “не соответствует реалиям”. И сейчас разрабатывается новая. К слову, начальнику управления Валерию Художикову сейчас, похоже, не до интервью: на него заведено уже второе уголовное дело за три месяца. В авральном режиме наняли на расчистку снега дополнительных подрядчиков и провели это без торгов.

Выделили в интервью главное и запросили подробности.

Несовершенный рынок общественного транспорта

Шакиров назвал причины, по которым ульяновский рынок общественного транспорта “несовершенен”. Из-за стихийно возникших маршрутов появилось много “дублей”, в том числе между микроавтобусами и электротранспортом. Из-за открытия новых предприятий, школ и строительства новых микрорайонов падает популярность востребованных ранее маршрутов. По его словам, в нашем городе самая низкая цена проезда в общественном транспорте и повышается она не так часто, как цена на топливо и запчасти. Из-за этого частные и муниципальные перевозчики часто экономят буквально на всем. По этой причине частники перестают выходить на заведомо нерентабельные маршруты.  “Мы, конечно, можем давить на них тем, что заберем свидетельство. Но уже есть практика: мы отказались от услуг, пытаемся расторговать маршрут, а на него никто не приходит, – комментирует “Народной газете” чиновник.

Еще одна проблема – кадровый голод:

– Некоторые перевозчики сталкиваются с кадровым голодом и вынуждены держать автобусы на стоянках. Причина тому – снижение престижа профессии водителя-маршрутчика и дороговизна обучения на категорию D.

 

Новая, но уже устаревшая транспортная схема за 34,7 млн рублей не подходит для новых реалий

Кроме того, заместитель начальника управления упомянул в интервью о разработке новой транспортной схемы. По его словам старая, которую готовили московские специалисты, уже неактуальна из-за “новых реалий”:

Схема эта, на самом деле, не одна. Та, которую москвичи разрабатывали в 2018 году, строилась с учетом одних реалий. Сейчас разрабатывается другая схема. И если она внедрится в том виде, в каком мы хотим, то будут убраны многие дублирующие маршруты автотранспорта, а упор сделан на электротранспорт. Это и трамваи, и троллейбусы, и троллейбусы на автономном ходу.

То есть мы два года слушали анонсы внедрения новой стратегии и вдруг она уже устарела. Мы попросили дополнительные разъяснения. В региональном Министерстве транспорта нашей редакции рассказали, что старую схему всё же используют. Однако, наряду с ней, сейчас действительно идет разработка новой. Она пока находится на стадии согласования. Напомним, что приоритет в уже устаревшей схеме отдавался электротранспорту, сокращению дублирующих маршрутов и созданию пунктов пересадок. Одно из единственных замеченных нами нововведений согласно рекомендациям Мосгортранса – изменение номера трамвайного маршрута с  №2 на “22-к” (где К – значит кратчайший). !!!

Спросили и директора Департамента транспорта Юрия Чибисова. По его словам, как в “устаревшей”, так и в разрабатываемой новой транспортной схеме упор снова делается на электротранспорт и бесплатную пересадку по карте “Тройка”, приоритет отдаётся общественному транспорту и тд, звучавшее ранее. По конкретике он добавить ничего не смог: “ничего революционного” (с). Как и на главные вопросы о стоимости новой схемы и ее разработчиках. Однако пообещал уточнить этот вопрос у неких специалистов. Комментарий полностью:

Разработка новой модели транспортного обслуживания в Ульяновске вызвана тем, что старая уже не удовлетворяет потребностей населения и автомобилистов. У нас дороги практически остались в тех же объемах, что и были заложены 20-30 лет назад. Численность автомобилей увеличилась значительно. Сейчас порядка 630 тысяч автомобилей по области. Улицы уже загружены автомобилями и маршрутными такси. Даже при наличии автобусов доехать в часы пик становится проблемным. Доставка занимает около часа в нашем не очень большом городе. Новая схема предназначена для того, чтобы общественный транспорт доставлял людей быстрее, безопаснее и удобнее. В новой транспортной схеме упор делается на общественный электротранспорт (обновление трамваев, обновление инфраструктурной сети, увеличение скоростей трамваев), предоставление приоритета общественному транспорту. Все это должно пойти на пользу пассажирам. Конечно, основное количество маршрутных такси поэтапно должны заменить автобусы большой вместимости. Это позволит уменьшить количество ТС на улицах. Маршруты, на которых ездят ГАЗели и Форды на 18-22 места, тоже будут иметь место, но по новой модели они будут задействованы не на основных маршрутах (магистральных), а на вспомогательных. Они должны подвозить народ, затем будет следовать пересадка по транспортной карте “Тройка” без допоплаты на трамвай. Новая схема усовершенствует предыдущую. В ней не будет чего-то революционного, – сообщил Чибисов.

Отталкиваясь от ответа чиновников непонятно, кому задать вопрос о смысле разработки. Зачем потратили эти 35 миллионов? ГУП «МосгортрансНИИпроект» настолько никчёмен? Или местным властям так и не хватило воли, чтобы что-то изменить? Но факт: новую стратегию просто “учли”.

Для понимания чуть развернём предысторию.

Стратегия оптимизации транспортной сети города была разработана московскими специалистами из ГУП «МосгортрансНИИпроект» за 34,7 млн рублей. В 2018 году на сайте мэрии сообщали, что реализация новой транспортной модели Ульяновска начнется с начала 2019 года. Однако ни в начале года, ни в его конце схема внедрена не была. В мэрии объясняли это тем, что в то время велась разработка и подключение региональной навигационно-информационной системы (РНИС), которая должна была ввести в некие рамки перевозчиков, срывающих расписание. РНИС (как заявляют) внедрена. Однако стратегию всё равно используют только в качестве рекомендаций.

Представленную московскими специалистами транспортную модель мы разбирали по частям:
Часть 1: «Новая маршрутная сеть трамваев».
 Часть 2. «Транспортно-пересадочные узлы»: Трамвай станет основным, а автобусы подвозящими. 
Часть 3: «Новая сеть троллейбусов»Семь маршрутов отменят, но введут 4 новых.
Часть 4: «Новая сеть автобусов»