Министр здравоохранения Виктор Мишарин на отчете о деятельности министерства перед депутатами ЗСО сообщил, что смертность в регионе выросла в 1,6 раз. Основными причинами  оказались инфаркт миокарда и инсульт (34,6%). Коронавирус – на пятой строчке. В числе факторов роста смертей чиновник выделил сокращение плановых госпитализаций, перепрофилирование коек, дефектуру коагулянтов, перенаправление кадров, заболеваемость сотрудников. Всего население области за прошлый год уменьшилось на 8,6 тысяч.

Рейтинг причин смертности:

1. Болезни системы кровообращения (47,8%),
2. Новообразования (13,9%), С
3. Симптомы и признаки, не классифицированные в других рубриках (9,2 %, в 2019 году 7,6%).
4. От внешних причин – 6,6%,
5. COVID-19 (6%).
6. Болезни органов пищеварения – 4,9% (АППГ – 4,8%),
7. Болезни органов дыхания – 4,1% (АППГ – 2,4%),
8. Болезни эндокринной системы – 1,6% (АППГ – 2,0%),
9. Болезни нервной системы – 1,6% (АППГ – 1,6 %),
10. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни – 1,5% (АППГ – 1,7%),
11. Болезни мочеполовой системы – 0,8% (АППГ – 0,8 %),
12. Болезни костно-мышечной системы – 0,3% (АППГ – 0,2 %),
13. Болезни кожи – 0,1% (АППГ – 0,1 %).

Попросили профильных экспертов прокомментировать возросшую смертность. Насколько на неё ковид повлиял косвенно: через сокращения плановых госпитализаций и перепрофилирования коек.

Медицинский директор в “Медицинские инвестиционные решения”, экс-министр здравоохранения Ульяновской области Павел Дегтярь:

Трудно судить о статистике, т.к. я не слушал выступления министра. Могу сказать: подъем смертности идет по всей стране. Недавно общался с коллегами из других регионов, проводили анализ. Действительно, идет резкий подъем сердечно-сосудистой заболеваемости. Это обусловлено отдаленными последствиями ковида. Ковид несомненно оставляет достаточно тяжелые последствия для организма, особенно для категории граждан старшего поколения. Риски развития сердечно-сосудистых заболеваний у этих пациентов достаточно высоки. Каждый человек, переболевший ковидом, должен понимать, что когда пришел отрицательный анализ – не этом все не заканчивается. Не зря же, выписывая из стационара, врачи дают рекомендацию обязательно наблюдаться в поликлинике. Это нужно, чтобы предупредить возможные последствия ковида и своевременно назначить лечение. В части перепрофилирования стационаров решение принималось в режиме ЧС. Нужно было понимать, что людей нужно принимать и изолировать. Для этого был развернут достаточно большой коечный фонд. Несомненно он был развернут на базе действующих больниц. В Пензе у меня знакомый достаточно долгое время, имея диагноз онкологического заболевания, полгода не мог попасть специализированный этап медпомощи по причине того, что из-за ковида подразделения были просто закрыты. Это последствия, которые коснулись всей страны.

Глава медицинской палаты Ульяновской области, экс-министр здравоохранения Ульяновской области Валентина Караулова:

Это один из факторов. Дело в том, что плановая помощь в онкологической больнице не была прекращена. Наверное тут сыграло роль то, что у людей, в том числе и из муниципальных образований, не было возможности своевременно доехать до диспансера. По части смертности от заболевания сердца и сосудов, это можно рассматривать как одну из причин. Плановая помощь была действительно сокращена, в том числе и лицам с гипертонической болезнью, которая являются индикатором для инфарктов и инсультов. Коронавирусная инфекция дает много осложнений и со стороны сердечно-сосудистых заболеваний. Это тоже могло сыграть на увеличении случаев смерти. Но я бы не стала говорить, что увеличение смертности произошло только из-за перепрофилирования и сокращения плановой помощи.

Член Союза педиатров России, депутат Ульяновской городской думы Дмитрий Малых:

Я согласен с министром. Ковид обнажил две проблемы. Первая – сама коронавирусная инфекция с достаточно высокой летальностью. С другой стороны эпидемия заставила совсем по другому работать систему здравоохранения. Перепрофилировали ряд важных отделений, была перегружена службы медпомощи, с колоссальной нагрузкой работало первичное звено и терапевты были в основном заняты проблемами коронавирусной инфекции. Вовремя не удавалось диагностировать другие заболевания из-за снижения медпомощи в целом. Не всегда удавалось вовремя оказывать медпомощь, когда диагноз уже был поставлен. Поэтому это общемировой тренд, что из-за коронавирусной инфекции повысилась летальность заболеваний сердечно-сосудистого профиля, онкологического профиля и других заболеваний. Ульяновская область абсолютно не исключения исходя из тех данных, которые приходят из других регионов России и из других стран.