В конце прошлой недели перед депутатами ЗСО с годовым отчетом выступил министр энергетики, ЖКК и городской среды Александр Черепан. Чиновник решил показать свою работу наглядно, не зачитывая доклад, и включил парламентариям 12-минутный ролик. Отвечая на вопросы, глава ведомства признался: не во всех городах области есть очистные, в большинстве отходы сбрасываются на рельеф. Цена решения  вопроса – 12 млрд рублей. Еще 40 млрд рублей нужно на водоснабжение. Несколько раз министр в негативном ключе упомянул Минприроды: из-за частых ротаций кадров ведомство не выполнило ранее взятые на себя обещания по новому водозабору для правобережья Ульяновска, с передачей полномочий МинЖКХ досталась вся критика по “мусорной реформе”.

Начал Черепан с газификации. По словам министра, стратегической целью является 100% газификация к 2029 году населенных пунктов региона. В прошлом году завершено строительство газопроводов общей протяжённостью более 87 км в восьми населённых пунктах. В 2021-м году на финансирование программ газификации предусмотрено в два раза больше средств (451,7 млн. рублей), это позволит завершить строительство газопроводов протяжённостью почти 150 км в семи населённых пунктах и начать строительство более 180 км новых газопроводов в 20 населённых пунктах.

Мусорная реформа

Работу по “мусорной реформе” Черепан назвал одним из самых слабых мест министерства: после передачи полномочий ведомство столкнулось с критикой, было непонимание механизма бизнеса, стоимости услуги и расчета норматива. По словам министра сейчас проходят торги на разработку норматива накопления ТКО, сегодня, 15 марта, подведут итоги. Также издано постановление, которое упорядочивает систему раздельного сбора мусора: теперь оно будет не по нормативу, а по факту. Ранее предприниматели  упрекали операторов за взимание лишней платы. Также Черепан озвучил проблемы пятой зоны:

“Мой заместитель не вылезает из пятой зоны, проблема – отсутствие полноценного полигона. Решаем вопрос о выделении участка и передаче его муниципалитету под полигон <…> Пока себе в упрёк ставлю,  что не использовали в полной мере полномочия по “мусорной реформе”: формировали кадры, подбирали специалистов. Сейчас только работать день и ночь”.

В целом по «мусорной реформе» по итогам года с 97% потребителей заключены договоры на оказание услуги по вывозу ТКО. Проект биокомпостирования отходов позволил закрыть один из самых крупных полигонов на территории Ульяновска – Баратаевскую свалку. В населенных пунктах обустроено более 3000 контейнерных площадок на 49 млн. рублей. Установлено свыше 300 контейнеров-сеток для сбора пластика.

Миллиарды на новый водозабор

Отвечая на вопросы депутатов, министр упрекнул Минприроды в частой смене кадров: ведомство многое обещало, но из-за увольнения “ряда лиц” не удалось добиться выделения обещанных денег. Речь идет о проекте резервного Барышского и Свияжского водозабора, который смог бы обеспечить правобережные районы Ульяновска “чистейшей водой”:

“Пять лет назад шуга почти парализовала все правобережье. Чтобы такого больше не было, разработан проект резервного Барышского и Свияжского водозабора, но на самом деле он основной. Мы не в полной мере использовали ресурсы Минприроды – там многое обещали, но ряд лиц были уволены, и мы остались без обещанных денег. Недостаточно использовали ресурсы депутатского корпуса для лоббирования интересов в Федеральном собрании”.

Фонд модернизации ЖКК

Согласно отчету, министерству за год удалось в полном объеме выполнить капремонт: свои жилищные условия улучшили порядка 15 тысяч жителей, на эти цели из регионального фонда капремонта направили 539 млн рублей. Вопрос финансовой устойчивости Фонда Черепан назвал “болезненным”: “Сегодня мы финансовую устойчивость не можем ставить в зависимость от объёмов работ. Сегодня это возможно сделать либо увеличивая стоимость, либо закладывая средства в бюджете. Третьего не дано”.

Еще одну болевую точку ведомства обозначил депутат Матвей Володарский: он попросил от министра обозначить стратегическое видение по концессиям в водо-, тепло- и электроснабжении:

“Мы создали “Облводоканал”, но продолжаем отдавать концессию частным лавочникам. Мы сети газоснабжения забираем, чтобы продать их “Газпрому” за долги, с чем я согласен. Будет у сетей один хозяин. Но сети водо-, тепло- и электроснабжения хотелось бы сосредоточить в наших руках”, – считает Володарский.

“Я большей приверженец народного самоуправления, – начал отвечать министр. – Мы много ездим по районам, в Старой Кулатке спросили жителей, почему они денег не просят. Ответили, что на себя привыкли рассчитывать. По федеральному законодательству мы были вынуждены взять на себя “Облводаканал” после банкротства МУПов. Это была моя и Вавилина инициатива. “Водоканал” сегодня зашёл в девять муниципальных образований. Тема создания единого оператора по водоснабжению существует. Такой опыт в России есть только в Ленинградской области – там единого оператора создали после банкротства, процент износа сетей составлял 70%. С 2015 года они начали передавать имущество с долгами, в бюджете ежегодно закладывают по 2,4 млрд рублей. Чтобы идти по этому пути, нам надо закладывать 1,4 млрд рублей”.

 

Председатель аграрного комитета Вячеслав Ковель спросил, какая в этом году будет политика по тарифообразованию и как на это влияет количество сетевых компаний.

“Количество самих сетевых компаний на размер тарифа не влияет, – ответил министр. – Влияет на эффективность использования средств внутри тарифа, внутри распределения котла на транспортировку. Здесь однозначная позиция о сокращении операторов на рынке сетевых организаций. В идеале – до двух. Главными критериями их появления и умирания является имущественный комплекс”.

Коммунисты предложили провести цифровизацию пожарных гидрантов, чтобы спасатели не теряли времени на их поиски. Черепан ответил, что пожарные гидранты находятся в ведении муниципалитетов, сами гидранты к водоснабжению имеют опосредованное отношение.

Депутат Дмитрий Алексеев упрекнул министра в том, что последний внес его в черный список после сообщения о том, что в Репьевке заморозился Дом культуры. Также он пытался проинформировать Черепана, что в Новом Погорелово Карсунского района зимой замёрз водовод, а на колодцах нет крышек. Вопрос парламентария был прямой: когда в районных центрах построят очистные сооружения?

Черепан, отвечая, несколько раз указал, что он не диспетчер и занимается государственной политикой:

“Если вы считаете, что Черепан – диспетчер всех 24 муниципальных образований, то ошибаетесь. Я с вами физически не смогу общаться по каждому недостатку. У меня нет высокомерия и чванства. Я должен делать государственную политику, а не диспетчером работать. По очистным: мы сделали инвентаризацию, они работают только в Ульяновске, Димитровграде, Новоульяновске. Честно скажу, больше ни в одном городе их нет – ни в Инзе, ни в Барыше, ни в Карсуне. Всё сбрасывается на рельеф. Цена вопроса – 12 млрд рублей. Будем двигаться поэтапно. Больше 1,5 млрд рублей в год «не проглотим». Вопрос приведения воды в порядок по области – 40 млрд рублей по итогам инвентаризации”.

Депутат Виталий Кузин спросил про новые нормы СанПИН о ежедневной уборке подъездов. Депутат считает, что многие жители не выдержат оплаты этой услуги:

“В пандемию все дружно сказали, что кто-то должен ручки протирать, перила. Тогда с жителями поговорили, все всё поняли. Уверяю вас, там где жильцы обеспокоены этим вопросом, им не нужен закон: у них и так цветочки и все убрано. Мы понимаем стоимость вопроса, всё будет зависеть от финансового наполнения”.

Единоросс Константин Долгов задал вопрос по фонду модернизации ЖКК – какой существует контроль за подрядчиками?

“Два года назад этот вопрос нас выворачивал. Мы серьезно поменяли нормативно правовую базу, внедрили систему предварительного отбора, которая реально работает. Когда объявляются торги, то сначала идёт разработка проекта. Второе новшество – проектирование на один год, работы – на второй. Это дало возможность отсеять случайных людей. Мы обсуждали, как ввести общественный контроль не на уровне эмоций “нравится/не нравится”. Сейчас такая очень серьёзная комиссия есть в Димитровграде, которая под кожу залезет с привлечением независимой лаборатории. Третье – мы увеличили гарантийные сроки с 3 до 5 лет”, – ответил министр.

На вопрос депутата Госдумы Алексея Куринного о создании единой управляющей компании, министр ответил, что ведомство изучало опыт Москвы, “это влечёт наполнение финансами всех расходов”:

“У них есть стандарты по финансированию, которые безукоризненно соблюдаются – это десятки млрд рублей на один район Москвы, – сообщил Черепан. – У нас 700 решений судов по капремонту приватизированного жилья, цена вопроса – 2 млрд рублей. За то, чтобы создать компанию без финансового наполнения, я лично противник. Можно посредством программ поддерживать затраты собственников на конкретные цели. Например, была программа по ремонту входных групп подъездов и фасадов”.

В конце слушания отчета министра превратился в балаган – депутаты отчитывали друг друга за несоблюдение повестки и наперебой пытались взять слово. В итоге отчет министерства энергетики, ЖКК и городской среды депутаты, кроме партии КПРФ, признали надлежащим. С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.