Согласно официальной статистике за 2020 год цены на продукты в Ульяновской области выросли на 8%. «Львиная» доля скачка произошла в период пика потребительского спроса в марте-апреле. Затем динамика потребительских цен вышла на средние темпы, в августе-сентябре в связи с сезонным снижением цен на овощи отмечалась дефляция. В октябре-ноябре она вновь ускорилась. На отчете перед депутатами Заксобрания региона министр АПК Михаил Семенкин озвучил причины резкого подорожания отдельных продуктов питания: сыграли роль повышение курса рубля, изменение цен на мировом рынке и нехватка отечественного продукта.

По данным профильного ведомства, рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия к 2019 году составил 9,6%. Основной производитель ООО «Ульяновскхлебпром» повысил отпускные цены в январе 2020 года. По гречневой крупе рост к декабрю – 48,6%. Рост цен отмечается на пшеничную муку на 11% и вермишель на 12%. С начала прошлого года рост цен на сахар составил 90%, в декабре цены снизились на 6%. На яйца цены за декабрь выросли на 21 %, такой же рост и к предыдущему году. Картофель к прошлому году подорожал на 65%. Цены на растительное масло с нчала прошлого года выросли на 21%.

Причиной подорожания подсолнечного масла является повышение стоимости на мировом рынке. С августа подсолнечное масло на глобальном рынке подорожало почти на 40%. Это обусловлено снижением урожая в России (в связи с засушливой весной и сухим летом в южных районах нашей страны), а также на Украине и в Канаде. Россия вывозит половину производимого подсолнечного масла, является активным участником мирового рынка растительных масел, и, естественно, такой рост цен привёл к росту цен внутри страны. Цена на подсолнечник выросла до 37-40 тыс. рублей за тонну, что фактически в два раза выше уровня предыдущего года. Соответственно наблюдается рост цен и в российской рознице, – говорится в отчете министра.

Причины роста цен на куриное яйцо: повышение курса рубля привело к росту цен на ввозимые корма для птицы и кормовые добавки, ветеринарные препараты. С начала года стоимость отдельных кормовых компонентов в валюте повысилась от 50% до 100%. Высокие цены на зерно также увеличивают себестоимость готовой продукции. Стоимость фуражной пшеницы поднялась на 20-24%, на фуражную кукурузу — на 35-40%, на подсолнечник — до 59%. Электроэнергия подорожала на 13,5%, дизельное топливо – на 2,8%. Эта ситуация сильно понизила рентабельность. Птицефабрики вынуждены были повышать отпускные цены. На повышение цен на яйцо также повлияла ситуация с птичьим гриппом. В прошедшем году на территории России закрылось 5 крупных птицефабрик в Сибири, на юге и на Урале. Также вспышки этой болезни поразили несколько птицефабрик в Казахстане. Эта страна в предыдущие годы экспортировала яйцо, а теперь импортирует из России. Грипп на Ближнем Востоке спровоцировал рост цены в Республике Беларусь, перераспределение товарного потока и объём поставок в Россию оттуда снизился.

Рост цен на сахар обусловлен повышением отпускных цен производителей в соответствии с конъюнктурой рынка сахара. Так, на начало сезона переработки свёклы отпускная цена на сахар-песок на Ульяновском сахарном заводе составляла 42 рубля за килограмм; в 2019 году на ту же дату отпускная цена составляла 20 рублей за килограмм. Из-за убыточности по причине крайне низких цен на сахар сельхозтоваропроизводители России сократили посевную площадь под этой культурой. Соответственно, снизился и урожай этой культуры. Согласно статистическим данным, производство сахарной свёклы по Российской Федерации в 2020 году составило 60% к уровню 2019 года. По Ульяновской области падение меньше – урожай составил 72% к уровню 2019 года.

Цена на картофель возросла из-за нехватки отечественного продукта, вызванной погодными условиями и неурожаем у фермеров и в личных подсобных хозяйствах, увеличения затрат на хранение, импорта зарубежной продукции. Продолжающийся рост цен в данном сегменте операторы рынка объясняют повышенным спросом оптовых компаний и розничных сетей, которые продолжают закупать картофель для длительного хранения. По словам фермеров, в текущем сезоне очень высокий процент некондиционной продукции, которая не пригодна к закладке на длительное хранение”.

 

Свою сравнительную таблицу роста цен составил журналист Виталий Ахмеров. Вывод аналогичный: цены за год сильно выросли почти на все, по отдельным позициям рост почти двукратный, держится только сливочное масло. На отчете Семенкина вице-спикер Заксобрания Айрат Гибатдинов отметил, что рост произошел выше инфляции и роста зарплат, “сейчас каждый житель почувствовал, что можно было купить на тысячу рублей в прошлом году, и что можно купить сейчас на эти деньги».

Данные Ульяновскстата по росту цен на продукты за февраль

Какие меры для стабилизации ситуации предпринимает правительство:

– до 1 апреля действует соглашение между производителями сахара и подсолнечного масла и розничными сетями. Установлены следующие цены по сахару – отпускная цена с заводов – 36, розничная на полках в магазинах – 46 рублей за килограмм; по подсолнечному маслу – отпускная цена с заводов – 95, розничная на полках в магазинах – 110 рублей за литр.
– Для поддержки производителей сахара им будет предоставлена возможность получать льготные банковские кредиты по ставке от 1 до 5% на закупку сахарной свёклы для переработки.
– Начиная с января 2021 года на семена подсолнечника вводится вывозная таможенная пошлина в размере 30%, но не менее 165 евро за тонну. Ранее экспортные пошлины на эти виды товаров составляли 6,5% от таможенной стоимости.
– Для обеспечения внутреннего рынка по приемлемым ценам с 15 февраля вводятся квоты и пошлины на экспорт зерновых.
– Для поддержки производителей муки и хлебопекарной продукции предусмотрено предоставление субсидий на компенсацию удорожания зерна и муки. Для Ульяновской области на субсидии мукомольным предприятиям из федерального бюджета выделено 11 млн. 978 тыс. рублей; с учётом областного софинансирования – 12 млн. 609 тыс. рублей. Хлебопекарным предприятиям выделено 12 млн. 495 тыс. рублей; вместе со средствами областного бюджета – 13 млн. 153 тыс. рублей.
– Проведение сельскохозяйственных ярмарок в районах Ульяновска и муниципальных образованиях, организация мобильной торговли по продаже продуктов питания непосредственно производителями; проведение торгово-закупочных сессий по продвижению местной продукции в торговые сети.