На ресурсе Брагина – сайте ciarf.ru опубликована следующая “серия” истории с Сенгилеевским цемзаводом. Последний получает разрешение на свое строительство уже 10 лет и совершенно спокойно работает в статусе так и не введенной в эксплуатацию стройки. Например в 2020-м завод по собственному отчету произвел 837 тысяч тонн цемента. При этом Волжская природоохранная прокуратура проводит выездные проверки – и никаких следов работы производства не находит. И вот получен ответ Росприроднадзора, который проясняет ситуацию. С любезного разрешения издателя предлагаем материал вниманию наших читателей. 

По множественным нарушениям цементного завода в Сенгилеевском районе Ульяновской области дал ответ Росприроднадзор – производство «трясут» проверками, разбирательствами и штрафами. А предприятие знай себе работает.

История ульяновского цементного завода длинна и увлекательна, а вот природа от этой истории страдает знатно. Множественные нарушения, сброс вредных веществ в Волгу и в атмосферный воздух, загрязнение национального парка Сенгилеевские горы, работа на невведенных в эксплуатацию объектах – все это и многое другое было объектами совместной проверки природоохранной прокуратуры и межрегионального управления Росприроднадзора в январе этого года. Инициаторами контрольных выездов на производство стали ульяновский активист и эколог Александр Брагин и депутат Госдумы Игорь Моляков, обратившиеся в надзорные ведомства. От Росприроднадзора пришел ответ на обращение сразу по нескольким пунктам.

По данным сенгилеевской районной администрации, предоставленным Росприроднадзору, разрешение на строительство завода выдано одноименному ООО в 2011 году сроком на 2 года. Но с тех пор этот срок продлевался неоднократно, последняя дата – до 21 мая этого года. Все это время организация, которая по идее должна заниматься исключительно стройкой и вводом объектов в эксплуатацию, спокойненько себе работает, изредка отчитывается куда надо, сбрасывает в окружающую среду вредные вещества и продлевает раз за разом разрешения на строительство. Кстати, из-за бесконечных продлений сегодня оказывается невозможным определить, когда же точно завод начал работать, и, соответственно, невозможно применить к юрлицу меры административного воздействия за непостановку на учет.

В 2018 году ООО «Сенгилеевский цементный завод» получило разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу сроком до 15 ноября 2025 года. Пределы допустимых выбросов также установлены. Разрешение выдал ульяновский Росприроднадзор, однако комплексного экологического разрешения от Межрегионального управления Росприроднадзора по Ульяновской и Самарской областям завод не получал. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ проводилась в августе 2018 года, свежих данных в Управлении не имеется.

По проекту предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, предоставленному заводом в Росприроднадзор, у юрлица имеется три производственные площадки: промышленная площадка по производству цемента, промплощадка автотранспортного цеха и горный цех. На госучет как объект негативного воздействия на окружающую среду поставлен один только участок месторождения цементного сырья Белый Ключ. Заявка о постановке на учет промплощадки автотранспортного цеха находится сейчас на рассмотрении в Росприроднадзоре по Ульяновской и Самарской областям. Но в полном объеме мощности цемзавода на госучет не поставлены.

Вообще складывается впечатление, что завод работает с документацией как хочет: всяческие заявления и отчеты то есть, то нет. Например, организация представила отчет производственно-экологического контроля за 2019 год, отчет по форме №2-ТП (отходы) за 2019 и 2020 годы, а по форме №2-ТП (воздух) – только за 2020-й, 2019-й остался «неохваченным». В 2018 году завод подал в Росприроднадзор заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности, а в 2019-2021 годах – нет.

Из ответа Росприроднадзора становится понятно, что ситуация на цемзаводе напоминает бородатый анекдот:

Приходит проверяющий в бар, заказывает 50 граммов. Бармен наливает, проверяющий тут же переливает напиток в измерительный стаканчик – 40 граммов! Бармена штрафуют. Через неделю история повторяется. Еще неделя – снова: заказ – недолив – штраф. Проверяющий не выдерживает:

– Я к вам в третий раз прихожу, вы меня уже в лицо знаете. Я вас каждый раз штрафую, но вы всё равно наливаете 40 граммов!
Бармен:
– Да мне проще вам штраф заплатить, чем руку сбить!

Вот и здесь так же: юрлицо и руководителя штрафуют-штрафуют, они платят-платят, а ситуация не меняется! Видимо, проще и в самом деле заплатить, чем такую «стройную» схему менять.

Но самое интересное то, что организация вполне невозмутимо представила в Росприроднадзор декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год и отчиталась об объемах произведенной продукции за период с 01.11.2019 по 31.10.2020! Для справки: за год завод произвел 837 тысяч тонн цемента.

При этом Волжская природоохранная прокуратура во время выездной проверки никаких следов работы производства не нашла. Об этом мы писали ранее. Если быть дословным: «производственная деятельность не осуществляется», ну и прочая, прочая. Ульяновский межрайонный прокурор тогда директору предприятия даже объявил предостережение – строго так, сурово. Ведомство «устранение нарушений» на контроль взяло. А оказывается-то вон что – и деятельность ведется, и даже справочки об объеме произведенной продукции сдаются. За 2019 год, например, завод также задекларировал количество товаров, подлежащих утилизации, и отчитался о ее выполнении. Больше того – в апреле 2020-го организация подала расчет экологического сбора за 2019 год, что для неработающего предприятия, мягко говоря, излишне. Красиво «развели» прокурорских, долго, наверное, на заводе смеялись после отъезда проверяющих. Да заигрались. Стерпят ли такую пощечину надзорные органы?