Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

26 марта исполняется 85 лет со дня рождения народного художника России Аркадия Ефимовича Егуткина. Художник, график, скульптор, журналист, педагог – его творческий портрет необычайно многогранен. К юбилею во Дворце открылась выставка картин А.Е. Егуткина из его личного собрания. В подборках к 1-й и 2-й частям представлены некоторые работы с этой и других выставок, а также из альбома произведений художника, изданного в 2011 году.

Эти картины отражают лишь малую часть многостороннего творчества А.Е. Егуткина. Писавшие о нем в разное время авторы единодушно отмечали одну особенность: непохожесть на других и… на самого себя. Его картины словно написаны разными людьми, столь отличаются они по тематике, жанрам, технике. К каждой теме Егуткин стремится подобрать особый подход; он не считает возможным использовать «единственный прием, чтобы через 40 лет въехать на нем в рай». Каждый зритель найдет среди его работ те, что близки именно ему. Прошу не судить строго за то, что выбрал картины по своему вкусу. Философские искания, сложные аллегории, новаторские техники в творчестве художника мне тоже интересны, но все-таки ближе картины, выполненные в реалистичной манере. Что касается текста, то он, по большей части, составлен из слов самого Аркадия Ефимовича из воспоминаний и многих интервью.

А начать разговор о художнике хотелось бы… с Синей птицы. Вот она – на автопортрете, созданном в 1989 году (фото 1). Символ, но имеющий вполне реальный прототип. Было время, когда дома у Аркадия Ефимовича, в доме на улице Кузнецова, жило больше 20 птиц. «Если бы не был художником, то был бы орнитологом. Люблю птиц. Держал в клетках, к стыду своему, но никогда не ловил…, а часто выпускал». «Каждый приезд в Москву вместе с посещением музеев включал непременное посещение птичьего рынка. Он до сих пор в каких-то чертах несет отпечаток старой Москвы времен Гиляровского. … Плеяда целая осталась птичников, интересных, знающих стариков. И вот отсюда пошли птицы. Первый был чижик. Чижей очень люблю, хорошо приручаются, и песенка у них хорошая. Были и наши жаворонки, и джурбаи – южные степные жаворонки…»

«А когда говорю, что жила у меня и пела Синяя птица, не верят. Та самая, которую, по легенде, кто услышит и увидит – будет счастлив в любви до конца дней. По каталогу она называется лиловый дрозд. Ее ужасно трудно увидеть, потому что гнездится под нависающими скалами, в глубоких ущельях Памира и Алтая. … Потрясающая красота! Цвет – настоящий глубокий кобальт. Светится! По плечам белые пятнышки. Хвост веером поднимает. Большая, длинные ноги, хищный желтый клюв, взгляд… Пение – глубокий свист разных тональностей, токование, глухие звуки – как барабанный бой… Она у меня пять лет жила… Так и возник мой автопортрет с Синей птицей»

Синяя птица – символ счастья и удачи. И сломанная кисть в руках художника – символ вечной неудовлетворенности собой, вечных поисков…

Аркадий Егуткин родился 26 марта 1936 года в Гомеле. «В 1939-м отца, Ефима Лазаревича Егуткина, направили на работу в город Поставы недалеко от Вильнюса. Осели мы там до 1941 года». «Когда начал рисовать – не помню. Вспоминаю только один эпизод. По клеткам срисовал из учебника слона и был в восторге от полученного результата». «Помню, в маленькой комнатке на стене висел календарь. Мама оторвала от него очередной листок, и я увидел рисунок с картины «Жатва». Меня потрясла правдивость изображения. Старик, дети, снопы, обед в поле – это было настолько узнаваемо! Так началось мое знакомство с А.А. Пластовым и настоящим искусством»

Но это было позже. А пока – началась война. «Отец ушел на фронт с уверенностью – через 2-3 недели с фашистами будет покончено. В 1943 году он погиб на Курской дуге, командуя дивизионом противотанковых орудий. А мама Полина – ей было 25 лет – со мной, 5-летним, и годовалым братишкой прошла дорогами тяжелейшей эвакуации». Прибыли в Сталинград, откуда пришлось бежать дальше. «До сих пор помню этот гвалт на вокзале. Все лезут в теплушки, в товарные вагоны. Я держался за юбку, брат – на руках… Таким образом мы попали в Инзу…»

Невероятная удача: случайно встреченный на станции старик сообщил, что в Базарном Сызгане живет бабушка Аркадия, эвакуированная из Гомеля. «Россия огромная, мы потеряли отца, мама потеряла свою родню, ни с кем связи нет – и вот такая встреча… Мы дождались поезда и приехали в Базарный Сызган. И старичок этот приводит нас к нашей бабушке… А потом в селе Должниково Базарносызганского района для мамы освободилось место продавца кооперативного магазина. Мы переехали туда [в 1942 г.] …»

«Село длинное – три километра. Одна большая улица и курмышки. Не было там ни радио, ни электричества. Письма с фронта приходили с опозданием. Изредка приезжала кинопередвижка. Фильмы показывали в церкви, переделанной под клуб… Деревенское детство стало одним из лучших моих воспоминаний. Зимы казались бесконечно долгими. Катание на ледянках с горы прямо в неглубокий, но не замерзающий ручей… Ожидание первых проталин, первых зеленых травинок. Таяние снега и бурление ручьев. Игра «на кули», то бишь в «чижик». Весенние походы в лес. Березовый сок. Костры на берегу речки Дальней с непременной печеной картошкой… Походы за ягодами. Собирание колосков за пайку прогорклого хлеба. Сопереживание со взрослыми после похоронок. А они приходили почти в каждый дом…

Несмотря на трудное военное время, деревня вечерами звенела балалайками и гармошкой. Девчата и подростки собирались поздно вечером (работали по 12-14 часов) у кого-нибудь дома, пели частушки, тут же сочиненные, и лихо отплясывали… Мама целыми днями была на работе, и мы проводили время у приятеля Васьки. Отец его, бывший колхозный столяр, погиб на фронте… В обед мама Васьки, тетя Поля, звала нас к столу. Каждому полагалась темная лепешка из отрубей с лебедой, которую мы с приятелем и собирали. Она рассыпалась во рту и казалась удивительно вкусной. Мы по очереди черпали деревянной ложкой из общей миски жидкие щи…

В 1946 году мама вышла замуж за Белова Павла Федоровича, фронтовика, вернувшегося в свое родное Должниково. Почти 40 лет проработал он потом испытателем на Ульяновском автозаводе. Вместе с мамой они растили нас и были нашей семьей до конца дней своих. Многое дал мне его отец – дед Федор Белов – простой русский крестьянин с двумя классами церковно-приходской школы, знавший наизусть главы из «Евгения Онегина» и цитировавший Радищева и Толстого…»

В 1947 году семья переехала в Ульяновск. Аркадий учился в 1-й мужской школе им. Ленина. В 8-м классе начал посещать изостудию Дворца пионеров, которой руководил Юрий Васильевич Павлов. Впоследствии первый директор детской художественной школы, а тогда молодой выпускник училища, Павлов был первым учителем многих художников. Аркадий часто посещал Художественный музей. «Это были мои первые университеты. Уроки из-за этого нередко пропускались. Зато летом мы отводили душу на этюдах. Запомнились наши походы на Попов остров: переход через Воложку, заливные луга, озера. Переправы на остров Середыш, деревянная пристань, паром, движение пароходов, барж, плотов. Была такая красота! Особенно вечером, когда возвращались, поднимаясь в Симбирскую гору… Мы шли по деревянным тротуарам и лестницам вдоль подгорных улиц, и орали во все горло песни…»

Аркадий занимался с увлечением, участвовал во Всесоюзных выставках детского творчества. Ему прочили прямую дорогу в художественное училище. «Но я тогда был максималистом: или стать великим художником, или – никаким! В свои силы не верил». И поступил в Казанский химико-технологический институт. После 1-го курса оставил учебу по состоянию здоровья, потом продолжил обучение в Ульяновском автомеханическом техникуме; работал на автозаводе технологом-литейщиком. И продолжал рисовать.

Тогда же, в 1960 г., А.Е. Егуткин начал сотрудничать с областной газетой. «Четыре года я работал в «Ульяновской правде», писал очерки о людях, рисовал их портреты, и очерки публиковались с этими рисунками». В 1964-м он стал членом Союза журналистов – намного раньше, чем Союза художников.

«В этом же 1960 году я женился на Гале Печёркиной, которую любил со школьных лет. В 2010-м мы отметили золотую свадьбу. У нас дочь Анна, 4 внука и 5 правнуков [в 2011 г.]». Г.К. Печёркина, впоследствии известный журналист, в 2017 г. издала книгу «Незабываемое, неповторяемое. Семейная хроника и не только», которую посвятила любимому мужу.

Судьба свела Аркадия Ефимовича с известным художником, академиком Ф.П. Решетниковым – автором картины «Опять двойка». Мэтр увидел рисунки Егуткина и захотел с ним встретиться. «С папкой рисунков я оказался в Москве в его мастерской на Масловке. Мы долго беседовали, он подарил мне свой мастихин, который берегу по сей день, и вдруг предложил: «Хочу показать тебя твоему земляку Аркадию Пластову». Я испугался, предстать перед кумиром – это уж слишком. «Не дрейфь, пошли». Мы спустились этажом ниже. На стук дверь открылась, на пороге – сам Пластов. Явились мы некстати: он торопился куда-то, был в костюме и при галстуке. Но мои рисунки посмотрел. «Где учился?», – спрашивает. «Да нигде». «Тебе учиться надо. У тебя все к тому есть. Приезжай в вёсну в Прислониху, там и поговорим. А сейчас извините, тороплюсь…»

«Еле весны дождался и помчался на попутке в Прислониху. Подхожу к его дому, а во дворе – собака огромная. На крыльцо вышла миловидная женщина, как оказалось, жена художника Наталья Алексеевна. Шумнула на собаку. «Заходите, не бойтесь». Объясняю, что меня Аркадий Александрович пригласил, а про себя думаю: «Вдруг не вспомнит». Из передней показался сам Пластов в простой рубахе-толстовке, подпоясанной пояском. «А, явился. Ну, сейчас…». Накинул телогрейку, на голову – треух с торчащими ушами, ноги – в калоши, и мы пошли через двор в мастерскую. Все было для меня необычным: и стены из бревен, и столярный инструмент, и полки со скульптурками из кореньев… Не мог оторвать глаз от картины на мольберте: женщина доит корову, похожую на ту, что спасала нашу семью от голода. Рядом мальчик, теленок, кошка. Перехватив мой взгляд на скульптурки, Пластов дотянулся до одной из них: «Смотри, пьяный фавн. Иду по лесу, а он валяется. Ей-богу, даже не дотронулся ножом».

С того дня началось мое общение с Аркадием Александровичем: я приезжал, показывал рисунки, было много разговоров. Говорил он по-деревенски, слегка окая. Но мне представлялся философом, эрудитом, человеком энциклопедических знаний мирового искусства. И вот эти встречи убедили меня, что я на что-то способен в изобразительном искусстве…

На всю жизнь запомнил я слова Пластова: «Не теряй времени, Аркаша. У меня столько замыслов, а времени уже не остается». Я согласно кивал, а в голове – впереди целая жизнь, чего там… И только сейчас, подводя итоги прожитого, понимаю, сколько потеряно времени. А замыслов еще много…

Никогда не забуду похороны Пластова. Мне кажется, это были последние по христианскому обычаю похороны великого человека. Он лежал со свечой в сложенных руках и библейским изречением на челе. В почетном карауле крестьяне и художники. При выносе – огромное стечение народа; перед домом играл симфонический оркестр. В кладбищенскую ограду вносили огромный дубовый крест с вырезанной надписью: «Художник Аркадий Александрович Пластов». И никаких «академик», «лауреат» и т. д. Жил без суеты и ушел без суеты. На поминках первым встал крестьянин с полным стаканом водки и сказал: «Лександрыч был настоящий работяга. Помянем!». Так вот. Просто и емко о великом художнике.

В живописи я не подражал Пластову, да и подражать ему невозможно, потому что он творил как жил. Чтобы так творить, нужно также и жить. Считаю его своим духовным наставником…»

«Часто говорят, что Пластов был соцреалистом. Нет, у него элементы импрессионизма с глубочайшей психологической нагрузкой. Такой конгломерат никому не удавался. Возьмите его портреты стариков – в их глазах извечная грусть, печаль и вместе с тем такая сила. Меня это всегда потрясает»

В 1962 году к Пластову в Прислониху приехал Д.И. Архангельский. Перед этим он несколько дней провел в Ульяновске, и тогда произошла первая встреча 77-летнего Архангельского и 26-летнего Егуткина.

«Разговаривал Дмитрий Иванович со мной на равных, ни одного поучительного слова не произнес. Я нарисовал карандашом его портрет и подарил Архангельскому, который радовался этому знаку внимания, как ребенок. … Бессребреник и, наверное, последний истинный русский интеллигент. Во всяком случае, я подобных людей больше не встречал. Он очень уважительно относился ко мне, начинающему. Звал на этюды. Мы спускались с волжского косогора, и я превращался в зрителя. Следил, как старческая рука по-молодому порхала, заполняя акварелью лист. На глазах из сочных, широких мазков рождался волжский пейзаж»

В 1966 г. А.Е. Егуткина пригласили на работу на Ульяновский механический завод, где он вместе с художником Е.Н. Шибановым создал бюро технической эстетики. Одна из разработок бюро – сквер на Московском шоссе, около механического завода. В 1969-м Аркадий Ефимович окончил Московский полиграфический институт, получил специальность художника-графика. «Но – пластовское влияние – живопись одолела». С 1967 года Егуткин становится постоянным участником областных художественных выставок.

Аркадий Ефимович пришел в большую живопись в период, обогативший советское искусство новыми веяниями, и открывший много ярких имен. «Я начал выставляться в 60-х годах и в какой-то степени отношу себя к «шестидесятникам». Тогда в искусстве впервые появилась возможность использовать приемы, которые раньше запрещались. Не то, чтобы возник какой-то «авангард» – я вообще не люблю это слово, – скорее представление о реализме стало более широким». Искусствовед Е. Голышенкова: «Он, восприняв дух «оттепели», бережно сохранил его до наших дней, сделав духовно-философским стержнем своего искусства»

В 1974 г. на зональной выставке «Большая Волга» была представлена первая большая тематическая картина А.Е. Егуткина «Мои современники» (фото 5). «В картине он выражает достоинство людей эпохи 60-х, поколения победителей. Автор стремится к монументальной обобщенности образа…» (Е. Голышенкова).

В 1975 г. А.Е. Егуткин принят в члены Союза художников СССР и избран зам. председателя областного отделения Союза. Забегая вперед скажем, что с 1995 по 2013 гг. Аркадий Ефимович являлся бессменным председателем Ульяновской организации Союза художников России.

Несмотря на трудные годы, организация не только выстояла, но значительно укрепила свои позиции. В 2007 г. Егуткин говорил о деятельности регионального отделения СХР: «Оно – одно из самых уважаемых в Союзе. Нас свыше 90 человек. Есть народные, заслуженные художники, лауреаты государственных и региональных премий, участники престижных российских и международных выставок. Мы сохранили, в отличие от других региональных организаций, и свой творческий потенциал, и производственную базу. Каждый месяц в своей галерее открываем новую выставку. Творчество ничем не ограничено, художники вольны выбирать стиль по душе. Занимаемся благотворительной деятельностью… Наши картины и скульптуры помогают выздоравливать в больницах старикам и детям, наполняют духовностью детские дома, приюты, школы…». Так, ульяновские художники подарили целую галерею полотен госпиталю ветеранов войн. Еще в 2001 г. председатель Союза художников России академик В.М. Сидоров сказал, что благотворительная деятельность Ульяновского отделения СХР является беспрецедентной, не имеющей себе равных в стране по размаху и уровню.

В 2001-2013 гг. Аркадий Ефимович Егуткин преподавал в Ульяновском государственном университете, являлся профессором кафедры культуры и искусства (кафедры живописи, графики и скульптуры). «Когда меня приглашали в университет, долго не соглашался, думал, не хватит времени, и все же решил попробовать. Оказалось, успеваю. И занимаюсь этим с огромным удовольствием. Студентов стараюсь не просто научить техническому ремеслу, а научить творить, рассказываю о важном в искусстве и жизни. Конечно, ручаться, что все ученики следуют моим советам, не могу. Но если в группе найдется несколько внимательных глаз, очень рад. Преподавание идет на пользу и мне. Объясняя те или иные истины, учишься сам, с течением времени переосмысливаешь их…». «Вообще, среди студентов способных не так много, как хотелось бы. К сожалению, платное обучение не способствует тому, чтобы профессии могли учиться самые талантливые. Но «светлячки» все же есть, на них наша надежда».

Под руководством Аркадия Ефимовича проводились ежегодные областные конкурсы детского творчества. В 2007 г. работы одиннадцати его студентов были представлены на выставке «Молодые художники России»

В 1960-80-х гг. А.Е. Егуткин много работал над образами людей труда, ветеранов. В галерее портретов того периода комбайнер А. Пономарев, заслуженный строитель РСФСР М.С. Чиженкова («Портрет штукатура»), заслуженный врач РСФСР ветеран войны В.А. Фурашов и др., картины «Посвящение в хлеборобы», «Рабочая династия», «Трудовой семестр» («Строительница», фото 5 к части 1) и т. д. В этих работах находят отражение глубокий внутренний мир человека и созидательный ритм жизни страны. «Один поборник актуального искусства говорил мне уничижающее: «А ведь вы рисовали доярок!». А я ответил ему, что делал это с величайшим удовольствием, потому что в процессе работы понимал глубину личности этой доярки или другого колхозника. Ведь каждый человек – это галактика, и потому эта работа не была потерей времени»

«Самый большой цикл своих работ я называю «Память». В него, прежде всего, вошли произведения, посвященные Великой Отечественной войне, репрессиям; связанные с исторической памятью, перестроечными катаклизмами, развалом СССР и т. д.». «Память» – это «Реквием», «И был вечер, и было утро», «9 мая», «Воспоминание о родителях» (фото 3 к части 1) …

«Считаю, что войну не нужно иллюстрировать. Я сам – ребенок войны, с матерью оказался в эвакуации, на отца мы получили похоронку. Часто отталкиваюсь от своих детских впечатлений, но бывает, что идея картины рождается из того, что вижу. Например, «И был вечер, и было утро» навеяны прибалтийским побережьем. Я сидел на берегу моря и смотрел на картину перед глазами: вода, суша, клонящееся к закату светило, фигуры людей на этом фоне. Так появилась идея нарисовать инвалида с костылями и юношу с девушкой…». «К военной теме нужно относиться очень осторожно. Предыдущими поколениями накоплен огромный материал, и придумывать шокирующие приемы изображения, как многие сейчас делают, считаю некорректным»

Пример такого деликатного и очень личного подхода А.Е. Егуткина к военной теме – его «Автопортрет с отцом» (фото 2 к части 1) – молчаливый диалог художника с погибшим на войне отцом, оставшимся в детских воспоминаниях.

«Память» – это и «Итиль» (фото 7): просторы древней реки с парусными ладьями, Симбирская гора и женщины в старинной тюркской одежде. Это и «Родина» (фото 8) – дух Володи Ульянова, парящий над родным городом. Это и «Герань» (фото 8): по деревенской улице с заколоченными домами пожилая женщина несет цветок: надежда на возрождение России. «Если нет в картине ассоциаций, то нет и искусства», – говорит художник.

«Начинается время перестройки, крушения прежних идеалов, потери ориентиров… А.Е. Егуткин, подчас не находя спасительную Красоту в социальных реалиях, уходит в свой особый мир авторского видения, все больше концентрируется на сотворении своей уникальной художественной правды. Все это выливается в желание писать произведения в форме притчи, им же самим созданной…» (Е. Голышенкова). А.Е. Егуткин: «Мои размышления воплотились в сериях ассоциативных знаковых произведений: «ХХ век», «Смешные несмешные человечки», «Библейские сюжеты», «Мифологические легенды» …

Работы этих философских циклов отличают условность образов, глубокая ассоциативность, смысловые подтексты. Нет, художник не уходит от действительности, он в аллегорической форме отражает происходящее вокруг и свое отношение к этому. На картине «Стадо» (1988) все пространство заполнено коровьими головами. Их глаза наполнены страхом и непониманием: «Что происходит? Куда нас гонят?».
«Смешные несмешные человечки» – люди в клоунских одеждах, стремящиеся вырваться из повседневной суеты и оков быта. «Клоун у меня – символ творческого, мыслящего человека. Тяготы времени на него ложатся большим грузом, чем на просто «жующего»…
«Великий претендент» – полотно, открывающее цикл «ХХ век», – подвешенный на ниточке спеленатый «божок» в наполеоновской треуголке. Закрыв глаза, он трубит в золотой рожок, а маленькие человеческие фигурки распростерлись перед ним в раболепной позе…

Глубоким философским смыслом наполнены библейские и мифологические сюжеты А.Е. Егуткина. «В картине «Дорога к храму» меня не интересует дорога, как таковая. Храм – у нас в душе. Поэтому и дорога к нему очень сложна. Гораздо сложнее, чем дойти до церкви и отбить поклоны, согрешив. Я верю в Человека…»

Человек и его внутренний мир всегда в центре творчества художника. Поэтому и портрет – его любимый жанр. Егуткиным создано множество портретов в живописи, графике, скульптуре. Особое место занимают женские образы, как воплощение красоты и душевности. Многочисленны портреты жены художника, его дочери, внуков.

Вершиной творчества А.Е. Егуткина стала серия «Поэты России»: Пушкин, Блок, Тютчев, Есенин, Пастернак, Цветаева… Пушкин изображен одновременно в фас и профиль; отсутствие деталей создает впечатление мнимой простоты композиции (фото 2). «Я специально не стал фиксировать среду, в которой находится поэт. Ведь человек вне окружающих предметов – само по себе удивительно интересное явление… Хотелось показать внутреннюю раздвоенность поэта, будто он возникает из облака, из небытия, возвращается к нам. Я старался избежать трагизма, передать состояние тревоги. Ведь мой Пушкин – зрелый человек, который уже на грани катастрофы, на грани бесконечности… Он уже смотрит на нас немножко «оттуда» … Для меня Пушкин – это трагический образ, с постоянной внутренней всполохнутостью, неоднозначностью, с массой потрясающих черт человека, мужчины, с его неуживчивостью, сиюминутной несправедливостью по отношению к близким и одновременно невероятной им преданностью… Он мог любить, это не всякому дано. Чаще преобладает ненависть, раздражение. А вот так любить, как Пушкин… Не только женщин – друзей, Родину, окружающий мир. Думаю, на такую любовь способны те, кто умеет быть и оставаться ребенком. И если это человек творческий, он всегда будет делать открытия…»

Портрет Александра Блока (фото 2), наоборот, наполнен окружающими поэта приметами эпохи, но в картине явственно ощущается дыхание грядущих перемен. Это чувство усиливает тоска в глазах Блока.

Эту серию продолжает портрет И.А. Гончарова «Свой среди своих» (фото 3). Писатель окружен героями его романа. Близость Гончарова и Обломова подчеркивает одинаковая одежда – домашние халаты. «Я долго вымучивал образ Обломова. Обрюзгший, несмотря на молодой возраст, человек должен обладать притягательностью. Еще раз перечитал роман. Во-первых, это великая, захватывающая с первых слов литература. Во-вторых, я нашел массу черт, роднящих меня с Ильей Ильичем: так же ленив…»

Образ человека во всей его многогранности, как центра мироздания, занимает главное место не только в портретах, но и в тематических картинах А.Е. Егуткина, в его философских размышлениях-притчах. Работал он и в жанрах пейзажа, почти всегда лирического; натюрморта. Большую роль в его живописных работах играет цвет, всегда несущий смысловую и эмоциональную нагрузку. Много у Егуткина графических работ, есть интересные скульптурные композиции.

Трудно перечислить все выставки, в которых участвовал Аркадий Ефимович. Начав выставляться в 1967 году, он принял участие в десятках областных, зональных, всесоюзных и всероссийских, международных выставок. Среди них «Большая Волга» в 1974, 1980, 1985, 1991, 1998, 2003, 2004, 2007, 2008 гг. С зональных выставок работы Егуткина почти всегда отбирались для участия во всероссийских. Так, с «Большой Волги-2003» в Москву попали портреты Пушкина и Блока. На выставке «Художники Поволжья» в 2001-м была представлена «Родина». В 2005 г. А.Е. Егуткин представлял свои работы на престижном вернисаже «Победа» в Москве. Список можно продолжать долго.

А вот персональных выставок у Аркадия Ефимовича не было долго. Он по этому поводу не переживал: «У Пластова при жизни их тоже не было!». Нет, какие-то вернисажи порой случались. Так, в 1994 г. была выставка работ Егуткина в областной детской библиотеке. Художник встретился с ребятами, рассказал им о своем творчестве. А первая его большая персональная выставка, приуроченная к 65-летию со дня рождения, состоялась только в 2001 году в галерее Ульяновского союза художников. На ней было представлено более 120 картин из числа созданных за 40 лет творческой деятельности. «В основном они написаны в последние годы. Например, пять картин, побывавших на трех недавних всероссийских выставках. Все-таки в последние 15 лет я возвращаюсь к себе прежнему. Но это не просто дается…»

В январе 2007 г. в галерее Союза художников открылась персональная выставка А.Е. Егуткина, посвященная 70-летию художника. Ее надо было бы проводить годом раньше, но весь 2006-й Аркадий Ефимович был занят подготовкой 70-летнего юбилея Ульяновского отделения Союза художников: они почти ровесники.

Еще пятилетие – и новая персональная выставка «Память» в музее А.А. Пластова, открывшаяся весной 2011 года. Тут были не только работы из цикла «Память», но и «Смешные человечки», и «Поэты России»… К каждой картине супруга художника сочинила несколько поэтических строк. Зрители обратили внимание, что под картинами не проставлены даты и оценили верно: «Эта живопись – вне времени». В 2011 г. к 70-летию художника был также издан альбом его произведений. Совсем незадолго до этого, в начале того же года, Аркадий Ефимович с огорчением говорил: материалы для альбома собраны давно, но на его издание нет денег.

В 2016-м – выставка к 80-летию А.Е. Егуткина. А летом того же года в Музее изобразительного искусства ХХ – ХХI вв. зрители увидели более 30 картин, подаренных художником Ульяновскому областному художественному музею. И сейчас его работы можно часто видеть на тематических выставках, проходящих в Ульяновске. Нынешний юбилей Аркадия Ефимовича ознаменован выставкой во Дворце книги, где представлены картины из личного собрания художника. Выставка работает до 17 апреля, вход бесплатный. А 26 марта в Музее изобразительного искусства ХХ – XXI вв. на улице Л. Толстого откроется выставка произведений А.Е. Егуткина из фондов Художественного музея.

Работы А.Е. Егуткина хранятся также в Ульяновском краеведческом музее, Ленинском мемориале, Министерстве культуры России, многих частных коллекциях.

Аркадий Ефимович Егуткин награжден серебряной медалью Российской Академии художеств, золотой медалью Союза художников России, медалями ВДНХ, многочисленными дипломами. В 2001 году он стал первым лауреатом региональной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова. В том же году был удостоен звания заслуженный художник России. Нагрудные знаки к почетному званию были вручены А.Е. Егуткину и Б.Н. Скляруку на открытии выставки «Художники Поволжья» в Ульяновске, экспонентами которой оба они являлись. 19 мая 2011 года Указом президента РФ А.Е. Егуткину присвоено звание народного художника России. А в начале июня того же 2011 года он стал Почетным гражданином города Ульяновска.

В завершение хотелось бы привести некоторые слова Аркадия Ефимовича Егуткина о творчестве и жизни.

– Я не приступлю к работе, пока не сложится все в голове, пока не увижу, не почувствую тему. Но тема только повод взяться за кисть. Дальше идет работа: композиция, колорит, соотношение теплых и холодных тонов. Так рождается образ. Ты создаешь свою материю, свою галактику, и ты в этом случае – Бог. Но всякий раз, когда берешь в руки кисть, чувствуешь себя учеником, потому что ищешь единственно верную форму, язык выражения. Пишу так, какой я есть на сегодня.

– До сих пор до конца не уверен, что я – художник. Робею перед чистым холстом. Но вот когда ты «вошел» в него, то должен стать всемогущим и сотворить свою Вселенную. Обязательно должен быть в хорошем смысле кураж. Без этого становишься академически выдержанным, «правильным» и оттого – скучным.

– В прежние времена для художников строились мастерские, квартиры давали. Не так, как сейчас, когда постоянно приходится печься о куске хлеба. Были социальные заказы. Приходилось писать доярок, рабочих, Ленина. Но я об этом не жалею. Хотя меня «избивали», потому что я люблю в творчестве символ, знак. Тем не менее, такая работа была мне интересна. Общение с этими людьми, создание их образов лишний раз убеждали, что каждый человек – Галактика. Подтверждаю свою подпись под любой из тех работ. А вот то, что в последние годы происходит, иначе, как базар не назовешь.

– Художник – дитя времени, и ему тоже хочется кушать, но он не должен скатываться на позиции базара и рынка.

– У каждого художника есть свой зритель. Даже у тех, что пишут картины для базара… Ну да Бог с ними, они же просто хотят жить. А сегодня у нас мракобесие и блеф во всех сферах искусства. И в музыке, и в живописи… Я очень люблю и Салтыкова-Щедрина, и Гоголя. Там такой гротеск, так все гиперболизировано! Но теперь сталкиваешься с таким, что у них, оказывается, написано даже недостаточно остро.

– Может, это и плохо, но я не вписываюсь в рынок. Меня спрашивают: какая у вас машина? Отвечаю: «копейка» 1979-го года выпуска… Вообще человеку, который идет «от себя», было сложно на всем протяжении истории искусства. Хорошо, если он стал востребованным, – это счастье. А бывает и наоборот.

– Все наиболее значимые мои работы рождены жизнью, впечатлениями от нее. Стараюсь ничего не высасывать из пальца. Мои циклы посвящены русской поэзии, нашей истории, человеческим страстям и чувствам, проблемам творчества, таким категориям, как время, власть…

– В творчестве я ориентируюсь на два посыла: «Кто мы и куда идем?» и «Если дорога не ведет к храму, то зачем такая дорога?». Искусство не дает ответы на эти вопросы, но оно ищет форму, в которую их можно облечь, чтобы человек острее чувствовал свое место в жизни… Искусство должно подвигать человека задуматься над этими вопросами. Есть надежда, что от этого он меньше будет суетиться и делать гадостей.

– Кто-то из великих сказал, что мы научились летать как птицы, плавать под водой как рыбы, но еще не научились жить как люди на Земле. И процесс этой учебы бесконечен. Но должна быть Надежда. Она не просто должна быть – она есть.

– Мне кажется, что лучшей своей работы я так и не написал…


А.Е. Егуткин.
Слева: Автопортрет в красном. 1980.
Справа: Автопортрет с синей птицей. 1989.


А.Е. Егуткин. Диалог. Автопортрет с отцом. 2010.


А.Е. Егуткин. Воспоминание о родителях. Ветераны войны П.И. Егуткина и П.Ф. Белов. 1999.


А.Е. Егуткин.
Слева: Портрет жены художника Галины Печёркиной. 1976.
Справа: Женский портрет (портрет жены художника). 1977.


А.Е. Егуткин.
Слева: Строительница. 1974. Фонды Ленинского мемориала.
Справа: Мои современники. 1974.


А.Е. Егуткин. Заслуженный строитель РСФСР М.С. Чиженкова.
Фонды Ленинского мемориала.


А.Е. Егуткин.
Слева: У балкона. 1972.
Справа: Предчувствие. 1973.


А.Е. Егуткин.
Слева: Полина. 1994.
Справа: Полина.


А.Е. Егуткин.
Слева: Девочка в розовом. 2002.
Справа: Даша.


А.Е. Егуткин. Сирень. 2000.


А.Е. Егуткин. Пенаты. 2011.


А.Е. Егуткин. Марина Цветаева. Из цикла «Поэты России».


А.Е. Егуткин. Из цикла «Поэты России»
Слева: Александр Пушкин. 1998.
Справа: Александр Блок. 1999.


А.Е. Егуткин.
Слева: Пушкин и Языков в Языково. 2008.
Справа: Свой среди своих. Посвящение И.А. Гончарову. 2007-2008.


А.Е. Егуткин.
Слева: Светлана. 2005.
Справа: Портрет Т. Фёдоровой.


А.Е. Егуткин.
Слева: Учительница музыки. 2007.
Справа: Портрет теледиктора Е. Старостиной. 1992.


А.Е. Егуткин. Орфей и Эвридика. Диптих.


А.Е. Егуткин. Итиль.


А.Е. Егуткин.
Слева: Родина. 1990.
Справа: Герань. 1996.


А.Е. Егуткин. Утро над городом. Река Свияга. 1985.

А.Е. Егуткин.
Слева: Театр кукол. Вид со двора. 1983.
Справа: Улица Кузнецова вечером. 2000.