1 апреля 2021 года истекает срок знаменитых соглашений между федеральными органами исполнительной власти и производителями, поставщиками, торговлей о поддержании в России цен на белый сахар и подсолнечное масло «на приемлемом для граждан уровне». К снижению розничной стоимости товаров эти соглашения не привели – лишь обеспечили заморозку на повысившемся к концу прошлого года уровне. А что дальше? Цены сорвутся и поскачут выше?

Как сообщила на этой неделе пресс-служба правительства РФ, чтобы подобного не случилось действие соглашений предложено продлить: на сахар – на два месяца, на подсолнечное масло – до октября 2021 года. Для этого ФАС, Минсельхоз и Минпромторг проведут оперативные консультации с бизнесом. Напомним, в действующих соглашениях отпускная цена предприятий на сахар составляет 36 рублей за килограмм, розничная – 46 рублей, подсолнечного масла – 95 и 110 рублей за литр, соответственно. Бизнес, жаждущий большего и прямо-таки почувствовавший под занавес 2020 года «запах крови» на ходовых продуктах, останавливаться на этих ценах вряд ли хочет, выдавливая в противном случае из государства новые преференции. О них уже зашла речь в качестве стимула для продления упомянутых соглашений. Производителям белого сахара при соблюдении условий по отгрузке только в розницу может быть предоставлена субсидия из федерального бюджета на срок до шести месяцев из расчета 5 рублей на килограмм, при условии, что отпускная цена предприятия не будет повышена. Запустить такую меру планируется с 1 апреля. Общий объем субсидий, по данным правительства РФ, ожидается на уровне 3 млрд рублей. Такова, надо понимать, минимальная плата за стабилизацию цен в стране на сладкий продукт на пару месяцев. В целях поддержания стабильных объемов производства подсолнечного масла планируется запустить механизм субсидирования перерабатывающих предприятий сроком на шесть месяцев, который предусматривает возмещение затрат на выпуск и реализацию бутилированной продукции.

По информации Минсельхоза РФ, для увеличения объемов производства сахара в стране посевные площади под сахарной свеклой в текущем году будут расширены и превысят один миллион гектаров. Таким образом, ее производство составит не менее 40 млн тонн, что позволит получить порядка 6 млн тонн сахара. Считается, что этого объема будет достаточно для гарантированного обеспечения потребностей внутреннего рынка и формирования переходящих запасов. Действительно, в минувшем сезоне Россия произвела сахара поменьше, но некритично: вместе с накопившимися запасами предыдущих лет хватало с избытком для внутреннего потребления. Несмотря на это, сахар принялся дорожать в стране галопирующими темпами. В Ульяновской области, например, сахарное подорожание в прошлом году достигло к декабрю 90 процентов. В конце ноября-начале декабря ФАС начала проверку Союза сахаропроизводителей, других ассоциаций и компаний, подозревая ценовой сговор и попытки создать искусственный дефицит на товарном рынке. Чем проверка закончилась, каковы ее итоги, широко не сообщалось. Государство тем временем просто остановило цены на задранном уровне, обещав бизнесу поддержку.

В нашем регионе с осени громко рапортовали о богатых урожаях, но почему-то никто не стремился за счет них сдержать розничные цены для ульяновцев. А к весне областное министерство агропромышленного комплекса (АПК) вовсе переобулось на ходу.

В декабре 2020 года являвшаяся и.о. министра АПК Наталья Снежинская заявляла:

– Валовой сбор подсолнечника составил 302,5 тыс. тонн – второй результат за всю историю области. Из полученного урожая может быть произведено порядка 100 тыс. тонн растительного масла. А вся потребность региона в нем составляет 12 тыс. тонн. То есть наша область более чем в восемь раз обеспечена маслом. Валовой сбор сахарной свеклы в регионе составил 369,2 тыс. тонн. Это позволит загрузить завод в Цильне и произвести более 50 тыс. тонн сахара, что обеспечит необходимый объем его потребления на территории области.

Глава региона Сергей Морозов тогда же на штабе по развитию региона удивлялся размеру розничных наценок:

– Нужно исключить факты спекуляции. Не вижу выраженных оснований настолько поднимать цены.

И вдруг в ходе недавнего годового отчета в ЗС облминистр АПК Михаил Семенкин обнаружил эти основания, назвав среди них изменение цен на мировом рынке и нехватку отечественного продукта. Рост цены растительного масла министр объяснил так: «Причиной подорожания подсолнечного масла является повышение его стоимости на мировом рынке. С августа подсолнечное масло на глобальном рынке подорожало почти на 40 процентов. Это обусловлено снижением урожая в России, а также на Украине и в Канаде. Россия вывозит половину производимого подсолнечного масла, является активным участником мирового рынка, естественно, такой рост цен привел к росту цен внутри страны. Цена на подсолнечник увеличилась до 37-40 тыс рублей за тонну, что фактически в два раза выше уровня предыдущего года»

По сахару Семенкин высказался следующим образом: «Рост цен на сахар обусловлен повышением отпускных цен производителей в соответствии с конъюнктурой рынка. На начало сезона переработки свеклы отпускная цена на сахар-песок на Ульяновском сахарном заводе составляла 42 рубля за килограмм. В 2019 году на ту же дату отпускная цена составляла 20 рублей за килограмм. Из-за убыточности по причине крайне низких цен на сахар сельхозтоваропроизводители России сократили посевную площадь под этой культурой. Соответственно снизился и урожай. Согласно статистическим данным, производство сахарной свеклы по России составило 60 процентов к уровню 2019 года, а в Ульяновской области – 72 процента».

В свою очередь глава аграрного комитета ЗС Вячеслав Ковель отметил, что сегодня стоимость потребительской корзины, превышающая допустимые нормы, – очень болезненный вопрос, требующий системной работы которую профильное областное министерство, несомненно, проводит. Что же оно проводит, если в регионе внушительно подорожали социально значимые продукты – сахар, растительное масло, яйца, курятина?.. И готовы дорожать еще. Или работа облминистерства АПК в данном направлении сводится к организации весной и осенью нескольких сельхозярмарок, где кое-что может продаваться чуть дешевле. Но велика ли тут системность?

При этом Ульяновская область в прошлом году почти в два с половиной раза увеличила экспорт сельхозпродукции за рубеж. Ладно бы региональный продовольственный рынок был перенасыщен и демонстрировал от изобилия снижение цен. Но все наоборот, и теперь нам говорят, что продуктов не хватает. Зато областная власть на этом фоне готовится поощрить премиями лучших экспортеров 2020 года – в том числе в сфере агропромышленного комплекса, гордится что создает им условия для успешной внешнеэкономической деятельности. Объявлено, что до 29 марта принимаются заявки от претендентов на премию. Просто театр абсурда какой-то.