Безграничная любовь к своей профессии и полная самоотдача на каждом уроке — этим и многим другим славятся ульяновские учителя, а свое мастерство они ежегодно подтверждают победами на конкурсах разных уровней. По итогам регионального конкурса «Учитель года» первое место по праву занял Алексей Соколов, преподаватель биологии Губернаторского лицея №101 им. Народного учителя РФ Ю.И. Латышева. Помимо премии в 300 тысяч рублей, он получил право представить нашу область на всероссийском этапе состязания. В копилке педагога уже есть ряд весомым наград: Алексей, к примеру, был в числе лауреатов Всероссийского этапа «Педагогического дебюта-2016» и стал лучшим на Всероссийском конкурсе «Мои инновации в образовании».
Специально для ultoday73.ru учитель года рассказал о планах и настрое перед новым этапом конкурса, поделился секретом, как по его предмету получить пятерку, а также поведал, как относится к использованию современных технологий на уроках.
— Какие личностные качества в себе Вы считаете сильными, а над какими стоит поработать?
— Ну, на этот вопрос очень легко ответить. Конечно же, у меня есть качества, над которыми еще нужно работать, что сейчас и делаю. Я часто сравниваю себя с другими людьми. На конкурсах это прослеживается особенно четко. На этапе мастер-классов в очереди я был последний и, когда выступали коллеги, начинал осознавать, что мой материал сильно отличается. Из-за этого бывает порой сложно. Ну а трудоспособность, которую считаю полезным качеством, помогает мне всецело отдаваться профессии, иногда по двадцать часов в сутки.
— Недавно отгремел региональный «Учитель года», поделитесь впечатлениями. Участие в подобных событиях сегодня для Вашей профессии необходимость или больше инициатива?
— По итогом двух испытаний я не был первым, в этот момент понял, что могу сделать лучше, открылось второе дыхание и мечты начали воплощаться в реальность. Мы идем на конкурсы, как правило, не только за победой, но и для того, чтобы посмотреть на коллег, на то, какими инструментами владеют они, которых нет у нас. Например, я смотрю на предмет ОБЖ и могу применить именно методику уже к своему предмету. До 2015 года я на публику не работал вообще и это тоже потрясающий опыт. Считаю, что идти на конкурс ради галочки и диплома не стоит. А вот выходить за рамки привычного и пробовать себя в новом — интересно. В 2017 году я вошел в десятку «Учителя года» и в этот момент шепотом сказал: «В 2021 ждите меня снова». Никому не советую выступать просто так, особенно если идти не с чем. Если не хочешь быть белой вороной и ловить косые взгляды, когда говоришь о том, чего сам не знаешь, думаю это будет нелепо. Участие в конкурсах не обязательны, многое тут зависит от человека. Напомню, что ранее я публичным человеком не был, но потом этого как-то даже стало не хватать.
— Ощущаете ответственность за «кредит доверия» и что ждете от Всероссийского конкурса?
— Когда я приеду на всероссийские испытания, опять же буду сравнивать и стараться сделать все возможное для достижения своей цели. Быть просто участником на конкурсе меня не устраивает. Если я смог победить на региональном уровне, то почему бы не показать достойный результат и там. Надеюсь, что у меня получится привести в Ульяновск «Хрустального пеликана». Если же нет, то даже и не знаю, что с собой сделаю, буду очень сильно грызть себя внутренне. Из профессии, разумеется, не уйду, но будет очень неприятно. Я чувствую возложенную ответственность. Однако, одному просто невозможно собрать все свои мысли воедино, да и идти на конкурс в одиночку – это проигрышный вариант, рядом должна быть команда, которая всегда поддержит. В моей команде были директор, учителя технологии. русского и иностранного языка. Мозговой штурм, как видно, творит чудеса.
— Используете ли Вы на своих уроках нестандартные подходы в подаче материала?
— Мы знаем дословный перевод слова биология – это наука о жизни. Все, что связано с жизнью, можно легко воплотить на уроках биологии, используя разные методы. Например, метапредметный подход, то есть за гранью самого предмета (открою секрет, на биологии мы часто говорим не только об этой науке). Существует множество символов и знаков, и эти понятия используются как в биологии, так и в других науках. Тот же значок грозы, о нем можно говорить в разном контексте: как о физическом явлении, произведении Островского или погоде. Кроме того, почти на каждом уроке я привожу примеры из личного опыта, это помогает ученикам быстрее запомнить материал и избавиться от барьера в общении.
— Правда ли, что любовь учеников к определенному предмету зависит от самого учителя и его харизмы?
— Дети любят тех учителей, которые в первую очередь их понимают. Понятное дело, если урок проходит скучно и идет просто надиктовка материала, то вряд ли кому-то такой урок понравится. Безусловно, личность учителя тоже играет свою роль и цепляет школьников. Нужно быть максимально близко к ученику, но при этом не забывать про субординацию. Если есть повод уместно пошутить, то почему бы и нет.
— Согласны ли Вы с высказыванием: «Хочешь быть вечно молодым, иди в учителя» и почему?
— Мы сами всю жизнь учимся. Сейчас есть концепция «Учитель будущего», согласно которой нужно совершенствоваться и пополнять багаж знаний постоянно. Наше основное правило сейчас — это научить детей учиться. Мы не просто даем им необходимый объем материалов и знаний, но и развиваем в них способность самостоятельно добывать информацию из источников, которые предлагаем. Но это не значит, что мы просто дали задание и сидим, наблюдая как они его выполняют. Нет. Те дети, которые приходили ко мне восемь лет назад, и те, что учатся сейчас, совершенно разные. Нам просто необходимо быть вечно молодыми и постоянно общаться с детьми не только на уровне своего предмета. Почему бы на перемене не поговорить с ребенком. Я вообще очень люблю разговаривать с детьми.
— Кому было проще учиться: Вам или нынешним школьникам?
— Это с какой стороны посмотреть. Сейчас огромное количество информации, которую ребенок должен усвоить, переработать и выдать порционно на каждом предмете. Для обучения в нашем лицее есть все. Новые стандарты нацелены на то, чтобы менять деятельность ребенка несколько раз в течение урока. Благодаря всему этому, наверное, современным детям немного легче учиться, чем нам, но опять возникает сложность с переизбытком информации.
— К слову о технологиях. Как Вы относитесь к телефонам и прочим гаджетам на уроках?
— Телефонами пользоваться я не разрешаю – это запрещено СанПиНами. Но раньше позволял использовать мобильные приложения, например, «Анатомический 3D-атлас», там можно рассматривать органы с разных сторон. Как учитель я не против использования современных технологий во время занятий, но не телефонов. Можно использовать ноутбуки и планшеты, если они необходимы и оправданы.
— Думаю, Вашим ученикам будет любопытно узнать, как по Вашему предмету можно получить пятерку? На что Вы обращаете внимание в первую очередь при оценивании ответа?
— Я обращаю внимание на разговорный биологический язык. Ребенок должен понимать еще и смысл всех определений, которые мы детально разбираем. И на вопрос, что такое клетка, не отвечать: «Клетка – это когда…». Это «не когда», а четкое определение! Кроме того, должна быть система знаний. Школьнику необходимо знать все то, о чем мы говорили до этого. В таком случае будет пять. Для меня не составляет труда дать ребенку дополнительный шанс или объяснить материал еще раз.
— Расскажите о своей самой запоминающейся двойке?
— Да, это я помню ее до сих пор. Первый класс, диктант «Дюймовочка», оценка — 2. Это была моя первая двойка, ее я крепко запомнил, а вообще их было очень мало. [смеется]
— Вы так много работаете, а как же отдых?
— Я работаю в день около 12 часов, а иногда и более. Хороший отдых, если смотреть чисто с биологической точки зрения, — это сон, который восстановляет организм человека. Смена деятельности тоже отдых, из-за конкурса я две недели не ходит в спортзал, а как восстановлюсь, продолжу тренировки.
— Вы ранее работали директором, какого было снова стать учителем?
— Для меня дети везде одинаковые. Вопрос лишь в численности: одно дело, когда в классе 27-30 человек, и совершенно другое, когда перед тобой сидит пять детей. Из-за этого передо мной и встал вопрос: либо совсем уходить из профессии, либо что-то менять. И я покинул пост директора Кузоватовской школы и пришёл работать учителем в лицей № 101. Ныне я уже заместитель директора лицея. На первых порах было безумно сложно, поначалу я считал себя никем, но меня спас большой объем работы и мне было просто некогда думать о том, что я когда-то был директором.
Улыбнуло
И всё же интересно: учителя в подавляющем большинстве – женщины, директорами в нашем регионе чаще становятся мужчины, да и в конкурсах победу отдают им. Почему? Жюри не хватает мужского внимания?
С.Воронин
пОСТЫДИЛСЯ БЫ ХВАСТАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО РАБОТАЕТ УЧИТЕЛЕМ! эТО – АБСОЛЮТНО не МУЖСКАЯ, НИЩЕНСКАЯ И ДАЖЕ СКОТСКАЯ РАБОТА! Нынешние ученики попросту плюют на учителя. Все уроки подряд только играют на смартфонах. Забрать их у них – это огромный скандал и потом обвинения в присвоении чужого имущества. Вплоть до жалоб в прокуратуру! И тогда против учителя начинают действовать совместно и родители якобы “униженного” ученика, и прокуратура, и директор школы!
И тут учитель только держись!.. Не случайно среди учителей такая текучка. А кто остался в школе, похожи на стерв! Вечно орут! Детей ненавидят! Те отвечают учителям тем же самым.
В общем дурдом, а не работа.
Следователь
Столько ошибок – результат тремора рук с похмелья?
Ты, обиженный (-ая), УК РФ прочитай для начала, а потом угрожай.
Диманцу
Муля, не нервируй людей фотографиями того, кто изгнал из региона более 160 тысяч близких и родных земляков. Кто вогнал в бедность миллион человек повысив им тарифы на энергоносители и не поднял зарплаты.
С.Воронин
Написанное в этой статье вызывает в голове сплошной сумбур! Как я понял, это самый Алексей Соколов был директором Кузоватовской школы, и его возмущал тот факт, что у него в классах сидит всего по 5-7 человек. Так? Все учителя города завидуют деревенским учителям!Ведь 5 человек в классе -это же мечта!!! А Алексей Соколов,выходит,считал свою жизнь пропащей- ему вынь да выложь 30 человек в классе! Так ?И он переехал в город. Так? Откуда даже у директора такие деньги – купить в городе квартиру? Значит, его попросту ПРИГЛАСИЛИ работать в городе. Так? И вот он всего через год-другой уже и не учитель, а замдиректора лицея! Так? С чего бы вдруг такой стремительный рост? А спустя годик-два уже не просто замдиректора, но и победитель областного конкурса! И теперь уже собирается в Москву и мечтает там завоевать Главный приз! Так?
Чем-то всё это напоминает сверхстремительный рост известной Убы. Сначала она была тоже – простая “пионервожатая” в 33-й гимназии. Потом – ррраз! И уже в Москве! И не просто в столице, а – победитель всероссийского учительского конкурса! Неоднократно встречалась с самим Путиным! И после этого опять – рррраз! И уже на 10 лет министр образования области. И потом опять рррраз! И уже на много лет зам. губернатора!
Ох… Что-то во все этом нечисто… тайное… заговорщическое…
так? так? так?
Видимо “С.Воронин” считает что в учителя идут только те, которые хотят как можно меньше детей обучать. Однако не видно ажиотажа среди выпускников педагогических институтов и училищ, желающих преподавать в сельских школах.
Учителю
В Вашем тексте 2 ошибки. Не стыдно?
гость
С чего вы взяли, что это писал учитель?
Учитель у нас тут один: “С.Воронин”))
Следователь
Плохо, что в нашей стране такие как Вы учителя – неграмотные и лживые.
это очень плохо
ещё хуже, что в нашей стране и следователи такие же встречаются.
С.Воронин
Я сам 5 лет учился в нашем педуниверситете, потом 10 лет проработал в городской школе и могу ДОКАЗАТЕЛЬНО рассказать, что наш педуниверситет учит всякой ЕРУНДЕ!!! Но только не практической работе в школе. Основная задача учителя сегодня – это ДИСЦИПЛИНА на уроке. Дети разболтаны донельзя! Учитель для них давно уже не авторитет. Более того, учитель в их понимании это почти враг! Он, видите ли, ЗАСТАВЛЯЕТ их учиться – запоминать даты, формулы, теоремы. А дети хотят, чтобы им на уроке было почти что весело, как в какой-нибудь комедии или в кинобоевике. Учитель дескать должен перед ними чуть ли не актерствовать!
73
Уба, кстати, была хорошим учителем…
С.Воронин
Почему же она так низко скатилась – в подобострастную и крайне лживую чиновницу?.. Она – что? Не видела множествао видео, в которых местные коммунисты разоблачали коррумпированность Морозова и всего его окружения? Не понимала, что за всё это и ей тоже придется рано или поздно отвечать – лично?!!! Почему же не подала в отставку? Наоборот – всячески продвигала оптимизацию школ и больниц – особенно на селе. Фактически совершала противоправные АНТИНАРОДНЫЕ действия! Напомню норму закона: выполнение заведомо преступного приказа НЕ ОСВОБОЖДАЕТ от личной отвеиственности за его выполнение!
Маргарита
Не завидуйте, а поздравьте человека. Здоровые амбиции только на пользу! Какой солдат не хочет стать генералом? Молодец и вперёд!
?
Как твоя фамилия – Семенова или Куликова?
С.Воронин
Продолжение моего предыдущего поста:
А если им все равно не весело, то и неинтересно. А если неинтересно, то они вынимают смартфоны и в открытую играют в них, переписываются. Хуже того, если им звонят родители, то детишки уже в открытую разговаривают с ними в полный голос прямо на уроке. В лучшем случае ВОСПИТАННЫЕ дети говорят учителю “извините” и прямо на уроке без всякого разрешения выходят из класса в коридор и болтают там. Потом ни слова не говоря возвращаются в класс. И ничего им не скажи! Потому что в ответ следует:”А вдруг мне мама хочет сказать что-то важное! Вдруг дома пожар! Или она заболела! А вы мне не даете говорить с мамой! Вы – зверь! Нелюдь!” И так далее. Это в лучшем случае. Но в школе помимо нормальных детей полным-полно детей, которые состоят в криминальных группировках.
С.Воронин
Продолжение моего предыдущего поста:
И такие попросту посылают учителя в ответ на три буквы! А уж дети с ЗПР (задержка психического развития) – это вообще смерть!!! Они не понимают слов! На них можно только орать или выгонять из класса. Но выгонять детей нельзя. Это уже прописано в законе об образовании и, выгнав идиота или откровенного хулигана из класса, учитель тут же подпадают под уголовную статью о препятствовании получения учеником обязательного среднего образования. И учителем занимается уже прокуратура!
Я достаточно много в сети прослушал лекций всяких московских академиков о всевозможных психологических приемах работы с проблемными учениками. А в школе проблемными являются до 50% всех учащихся, потому что плохому они учатся от хулиганов, сидящих здесь же в классе. И учителя спрашивали таких московских академиков: “Ну вот как нам быть, если ученик матерится на уроке?! Если дома у него матерятся все – и родители, и дедушка. И старший брат. И он не просто ругается – он так уже разговаривает по жизни. И другого языка не знает и уже нормальных слов не понимает. Как быть?!” И в ответ академики лишь растерянно разводили руками… И отвечали:”Ну… тут должен работать даже не психолог, а врач-психиатр!..”
Вся система образования руководима не учителями-практиками, а пустбрёхами, которые детей и в глаза-то не видели и в школе ни дня не работали. Все их знания – книжные, бессмысленные, начётнические!
Вот и бегут учителя из школы. И правильно делают!
Фиг вам,а не счастье!
Если кто и сбежал из школы, так это Уба.Там она получала 15 тыс.а на Подзаборной ей платят как минимум 300!Была бы настоящим учителем,так выла бы во всех СМИ:”Я обожаю детей!Я жить без них не могу Ни на что их не променяю!!!” А как ей положили огромный оклад, так та всем ответила -я чё,дура,че ли,за 15 тыщ в школе глотку драть? И смылась на х!.. Вот и все остальные учителя берут пример с”умных женщин” типа Убы.Только не всех их них потом берут в здание на Подзаборной…
С.Воронин
Нечего и надеяться, что кто-то из министерства образования или из замов губернатора займется делами школы – всем на всё наплевать! Все только власть и деньги делят.Я написал всё, что выше, только с одной целью – чтобы молодежь, которая имела глупость поступить учиться в наш педуниверситет, заранее знала, что школа – это абсолютное повторение ЗОНЫ. В школе учителей за глаза, а то и в глаза зовут только кличками. Что учителей приравняли к тряпке – об учителя могут вытереть ноги любой, кто угодно. Что учитель – это всегда нищий и бесправный. Чтобы молодежь заранее искала нормальное место, где будет работать после окончания универа. Не фантазируйте – в школе вас ждут только унижения, бесправие, нищета! Бегите из этого страшного заведения!!! Пока не поздно…
Рите
Не завидуют, а ставит Володя вопросы о непомерном кумовстве, которое развито за 16,5 лет морозовского правления в регионе.
Андрей
Победителя поздравляю и желаю.Воронину не высовываться со своими откровениями.Они ущербны и эгоистичны.