Безграничная любовь к своей профессии и полная самоотдача на каждом уроке — этим и многим другим славятся ульяновские учителя, а свое мастерство они ежегодно подтверждают победами на конкурсах разных уровней. По итогам регионального конкурса «Учитель года» первое место по праву занял Алексей Соколов, преподаватель биологии Губернаторского лицея №101 им. Народного учителя РФ Ю.И. Латышева. Помимо премии в 300 тысяч рублей, он получил право представить нашу область на всероссийском этапе состязания. В копилке педагога уже есть ряд весомым наград: Алексей, к примеру, был в числе лауреатов Всероссийского этапа «Педагогического дебюта-2016» и стал лучшим на Всероссийском конкурсе «Мои инновации в образовании».

Специально для ultoday73.ru учитель года рассказал о планах и настрое перед новым этапом конкурса, поделился секретом, как по его предмету получить пятерку, а также поведал, как относится к использованию современных технологий на уроках.

— Какие личностные качества в себе Вы считаете сильными, а над какими стоит поработать?

— Ну, на этот вопрос очень легко ответить. Конечно же, у меня есть качества, над которыми еще нужно работать, что сейчас и делаю. Я часто сравниваю себя с другими людьми. На конкурсах это прослеживается особенно четко. На этапе мастер-классов в очереди я был последний и, когда выступали коллеги, начинал осознавать, что мой материал сильно отличается. Из-за этого бывает порой сложно. Ну а трудоспособность, которую считаю полезным качеством, помогает мне всецело отдаваться профессии, иногда по двадцать часов в сутки.

— Недавно отгремел региональный «Учитель года», поделитесь впечатлениями. Участие в подобных событиях сегодня для Вашей профессии необходимость или больше инициатива?

— По итогом двух испытаний я не был первым, в этот момент понял, что могу сделать лучше, открылось второе дыхание и мечты начали воплощаться в реальность. Мы идем на конкурсы, как правило, не только за победой, но и для того, чтобы посмотреть на коллег, на то, какими инструментами владеют они, которых нет у нас. Например, я смотрю на предмет ОБЖ и могу применить именно методику уже к своему предмету. До 2015 года я на публику не работал вообще и это тоже потрясающий опыт. Считаю, что идти на конкурс ради галочки и диплома не стоит. А вот выходить за рамки привычного и пробовать себя в новом — интересно. В 2017 году я вошел в десятку «Учителя года» и в этот момент шепотом сказал: «В 2021 ждите меня снова». Никому не советую выступать просто так, особенно если идти не с чем. Если не хочешь быть белой вороной и ловить косые взгляды, когда говоришь о том, чего сам не знаешь, думаю это будет нелепо. Участие в конкурсах не обязательны, многое тут зависит от человека. Напомню, что ранее я публичным человеком не был, но потом этого как-то даже стало не хватать.

— Ощущаете ответственность за «кредит доверия» и что ждете от Всероссийского конкурса?

— Когда я приеду на всероссийские испытания, опять же буду сравнивать и стараться сделать все возможное для достижения своей цели. Быть просто участником на конкурсе меня не устраивает. Если я смог победить на региональном уровне, то почему бы не показать достойный результат и там. Надеюсь, что у меня получится привести в Ульяновск «Хрустального пеликана». Если же нет, то даже и не знаю, что с собой сделаю, буду очень сильно грызть себя внутренне. Из профессии, разумеется, не уйду, но будет очень неприятно. Я чувствую возложенную ответственность. Однако, одному просто невозможно собрать все свои мысли воедино, да и идти на конкурс в одиночку – это проигрышный вариант, рядом должна быть команда, которая всегда поддержит. В моей команде были директор, учителя технологии. русского и иностранного языка. Мозговой штурм, как видно, творит чудеса.

— Используете ли Вы на своих уроках нестандартные подходы в подаче материала?

— Мы знаем дословный перевод слова биология – это наука о жизни. Все, что связано с жизнью, можно легко воплотить на уроках биологии, используя разные методы. Например, метапредметный подход, то есть за гранью самого предмета (открою секрет, на биологии мы часто говорим не только об этой науке). Существует множество символов и знаков, и эти понятия используются как в биологии, так и в других науках. Тот же значок грозы, о нем можно говорить в разном контексте: как о физическом явлении, произведении Островского или погоде. Кроме того, почти на каждом уроке я привожу примеры из личного опыта, это помогает ученикам быстрее запомнить материал и избавиться от барьера в общении.

— Правда ли, что любовь учеников к определенному предмету зависит от самого учителя и его харизмы?

— Дети любят тех учителей, которые в первую очередь их понимают. Понятное дело, если урок проходит скучно и идет просто надиктовка материала, то вряд ли кому-то такой урок понравится. Безусловно, личность учителя тоже играет свою роль и цепляет школьников. Нужно быть максимально близко к ученику, но при этом не забывать про субординацию. Если есть повод уместно пошутить, то почему бы и нет.

— Согласны ли Вы с высказыванием: «Хочешь быть вечно молодым, иди в учителя» и почему?

— Мы сами всю жизнь учимся. Сейчас есть концепция «Учитель будущего», согласно которой нужно совершенствоваться и пополнять багаж знаний постоянно. Наше основное правило сейчас — это научить детей учиться. Мы не просто даем им необходимый объем материалов и знаний, но и развиваем в них способность самостоятельно добывать информацию из источников, которые предлагаем. Но это не значит, что мы просто дали задание и сидим, наблюдая как они его выполняют. Нет. Те дети, которые приходили ко мне восемь лет назад, и те, что учатся сейчас, совершенно разные. Нам просто необходимо быть вечно молодыми и постоянно общаться с детьми не только на уровне своего предмета. Почему бы на перемене не поговорить с ребенком. Я вообще очень люблю разговаривать с детьми.

— Кому было проще учиться: Вам или нынешним школьникам?

— Это с какой стороны посмотреть. Сейчас огромное количество информации, которую ребенок должен усвоить, переработать и выдать порционно на каждом предмете. Для обучения в нашем лицее есть все. Новые стандарты нацелены на то, чтобы менять деятельность ребенка несколько раз в течение урока. Благодаря всему этому, наверное, современным детям немного легче учиться, чем нам, но опять возникает сложность с переизбытком информации.

— К слову о технологиях. Как Вы относитесь к телефонам и прочим гаджетам на уроках?

— Телефонами пользоваться я не разрешаю – это запрещено СанПиНами. Но раньше позволял использовать мобильные приложения, например, «Анатомический 3D-атлас», там можно рассматривать органы с разных сторон. Как учитель я не против использования современных технологий во время занятий, но не телефонов. Можно использовать ноутбуки и планшеты, если они необходимы и оправданы.

— Думаю, Вашим ученикам будет любопытно узнать, как по Вашему предмету можно получить пятерку? На что Вы обращаете внимание в первую очередь при оценивании ответа?

— Я обращаю внимание на разговорный биологический язык. Ребенок должен понимать еще и смысл всех определений, которые мы детально разбираем. И на вопрос, что такое клетка, не отвечать: «Клетка – это когда…». Это «не когда», а четкое определение! Кроме того, должна быть система знаний. Школьнику необходимо знать все то, о чем мы говорили до этого. В таком случае будет пять. Для меня не составляет труда дать ребенку дополнительный шанс или объяснить материал еще раз.

— Расскажите о своей самой запоминающейся двойке?

— Да, это я помню ее до сих пор. Первый класс, диктант «Дюймовочка», оценка — 2. Это была моя первая двойка, ее я крепко запомнил, а вообще их было очень мало. [смеется]

— Вы так много работаете, а как же отдых?

— Я работаю в день около 12 часов, а иногда и более. Хороший отдых, если смотреть чисто с биологической точки зрения, — это сон, который восстановляет организм человека. Смена деятельности тоже отдых, из-за конкурса я две недели не ходит в спортзал, а как восстановлюсь, продолжу тренировки.

— Вы ранее работали директором, какого было снова стать учителем?

— Для меня дети везде одинаковые. Вопрос лишь в численности: одно дело, когда в классе 27-30 человек, и совершенно другое, когда перед тобой сидит пять детей. Из-за этого передо мной и встал вопрос: либо совсем уходить из профессии, либо что-то менять. И я покинул пост директора Кузоватовской школы и пришёл работать учителем в лицей № 101. Ныне я уже заместитель директора лицея. На первых порах было безумно сложно, поначалу я считал себя никем, но меня спас большой объем работы и мне было просто некогда думать о том, что я когда-то был директором.