Первым делом хочется извиниться перед читателями группы. В силу ОЧЕНЬ тяжелых моих жизненных обстоятельств в публикациях образовался значительный перерыв. Возможно, и дальше какое-то время материалы будут появляться не столь регулярно, как прежде. Действительно, «выпал» из всего. Надеюсь, что постепенно все наладится. Сейчас же хотелось бы сказать о двух главнейших, на мой взгляд, событиях прошедшей недели. К сожалению, с опозданием. И оба они очень печальные.

9 апреля состоялось прощание со старейшим музейным работником Ульяновска, выдающимся краеведом Мирой Мироновной Савич. Мира Мироновна родилась 24 января 1931 года в Магнитогорске. Окончила в 1952 году исторический факультет Московского государственного педагогического института, после чего жила и работала в Караганде. В 1956-м переехала в Ульяновск, где вскоре стала работать в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова. Память о Мире Мироновне – ее книги и многочисленные статьи. Огромный вклад она внесла в изучение истории Симбирской губернской архивной комиссии. «Сама она шутила, что в краеведении у неё трое любимых мужчин: председатель архивной комиссии П.Л. Мартынов, первый директор краеведческого музея П.Я. Гречкин и первый председатель Симбирского губисполкома М.А. Гимов – каждому из них она посвятила книгу» (ГАУО).

Проводы Миры Мироновны Савич были очень скромными. До сих пор даже не появилось официального некролога. Да и вообще это имя не слишком на слуху в наше сумбурное время. Сказалось и то, что в последние годы Мира Мироновна по состоянию здоровья не могла писать и публиковаться. В одной из своих статей она привела фразу академика Н.В. Калачёва о «тихих тружениках науки, которых может не знать вся Россия, но грешно не знать их землякам». Это слова и о ней тоже. Вечная память.
***

А 6 апреля начался снос здания Театра юного зрителя, бывшего кинотеатра «Родина», открывшегося в 1953 году. По причудливой логике местных властей уничтожение замечательного памятника сталинской архитектуры (которых в нашем городе можно по пальцам перечесть) названо «реконструкцией». Бог им судья.

В тот день пошел попрощаться с «Родиной», еще целой (фото 4-8), любимым кинотеатром своего детства. Молодой человек, представившейся «генеральным подрядчиком», потребовал немедленно покинуть территорию «стройплощадки». На мой вопрос ответил, что нет – по поводу сноса «Родины»» сердечко у него нисколько не ёкает. Что ж, каждому свое. Через день Антон Юрьевич Шабалкин прислал фотографии начавшегося разрушения (фото 9-10). Жутко и непонятно. Они что, свалившиеся с неба пришельцы, для которых на этой земле нет ничего святого?

Вот что про это написал Вячеслав Николаевич Ильин – старейший ульяновский краевед, топонимист, автор Краеведческого справочника-путеводителя Симбирска-Ульяновска и многих других замечательных изданий:

«Очередной «вандализм нашей властной структуры», на этот раз выразившийся в «реконструкции» «Родины» не есть последний. Надо засылать своих «казачков» в эти властные структуры и начинать борьбу на этапе принятия ими решения. Ибо писать во все адреса после его принятия – дело иллюзорное и бесполезное. Выпускать пар в след ушедшему поезду есть имитация борьбы общественности, для успокоения совести активистов-энтузиастов. Бороться надо с конкретными людьми, их надо знать. Так же как и сторонников наших позиций в этих властных структурах, возможно, они ещё есть. Технология охмурёжа интеллигенции и протаскивания нужного решения давно отработана и просчитана. В Ульяновске примером этому могут служить переименования и наименования улиц города, прикрываясь просьбами общественности из 4-6 человек, разгром территории б. кадетского училища и недавний снос Заволжской больницы, с неизвестным завершением, многих деревянных жилых зданий, сохранявших облик старого Симбирска. Можно вспомнить уничтожение последнего пролёта ж.-д. моста профессора Белелюбского с имитацией удивления о возможном его сохранения (ответ на письма, но уже после отправки пролёта в переплавку). Все эти общественные советы и организации нужны для других целей, а не для дружественного обмена и учёта мнений. Поэтому подобные идиотские и некомпетентные решения будут повторяться ещё не раз. А их истинная подоплёка, мотивировка и заинтересованность для нас останется тайной. Поэтому никакие логические доводы, профессиональная аргументация о вредоносности принятого решения властей (а они всегда в курсе процесса) ничего не изменят. С них не за это спрашивают – другие критерии оценки деятельности губернаторов, мэров и прочего крапивного сословия.
Поэтому не просить надо, не надеяться, что письма “снизу” откроют глаза умным, но занятым руководителям, а следует требовать на основании законов и полученной достоверной предварительной информации. отмены очередной блажи губернатора, Зак. собрания, гор. думы и прочих подпевал. Иначе потеря времени и иммунитета к чиновникам и вирусам»

Знаете, хотелось бы верить про «наших людей во власти», о которых говорит Вячеслав Николаевич. Но извините, не верится. Сколько довелось видеть людей, обещавших, в случае их избрания, устроить счастье народное. Попав «в систему», эти люди очень быстро забывали о своих обещаниях и «принципах». А те, кто не забыл, очень быстро вылетали из властных структур на обочину. «Система» умеет себя защищать от неугодных ей элементов.


Мира Мироновна Савич. 1963 год. Г.А. Дёмочкин.


Мира Мироновна Савич и Александр Николаевич Блохинцев. 3 июня 1979 года, Пушкинский день в Языково.


Мира Мироновна Савич.


Начало уничтожения «Родины». 6 апреля 2021 года.


Жертва. Фото А.Ю. Шабалкина. 8 апреля 2021 года.


Театр абсурда. Фото А.Ю. Шабалкина. 8 апреля 2021 года.