Буквально серию материалов вокруг ситуации с “библиотекой №8” уже второй месяц публикует и региональная, и федеральная пресса. Позавчера очередной материал публиковала “Российская газета”, сегодня мы перепечатали пост ульяновского краеведа (и бывшего работника библиотеки) Дмитрия Русина. Всю историю можно отследить по заведенному нам специальному тэгу, но в чем суть конфликта. Действительно яркий, активный и заметный даже на уровне всей культурной жизни города коллектив поднял вопрос о работе всей библиотечной системы. Посетовал на забюрократизированность, нищенские зарплаты, постоянные непрофильные “нагрузки”. Система ответила силой: серией бюрократических проверок. Нормально в публичную сферу руководство и библиотечной системой, и всей городской культурой выйти не решилось. Однако своя позиция и правда есть и у чиновников. Мы предложили провести диалог по следующей схеме. Коллектив библиотеки задал своему руководству вопросы, а последние (в лице Управления культуры) дали развернутые ответы. Этот заочный “диалог” мы сегодня и представляем общему вниманию.


На фото одна из очередных уже проверок работы Библиотеки №8

Ниже развернутый текст ответов на присланные вопросы от Управления культуры.

По ситуации, сложившейся в отделе – специализированной библиотеке № 8 «Библиотека духовной культуры имени В.В. Розанова» (далее – библиотека № 8) муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» (далее – МБУК ЦБС) Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска (далее – Управление культуры) сообщает следующее.

Негативная ситуация в библиотеке № 8 начала развиваться с конфликта, произошедшего 10 февраля 2021 года между работниками библиотеки № 8 и жителем города Ульяновска, постоянным читателем библиотеки № 8 Красиловой Г.А. Читателя возмутило то, что ей не разрешили пройти в помещение абонемента, при этом работники библиотеки (заведующий Галкина Е.П., библиотекарь 1 категории Корженко М.В., библиотекарь 1 категории Артамонов В.О.) повели себя в разговоре с ней некорректно и грубо.

В ходе выяснения обстоятельств этого конфликта с руководителем МБУК ЦБС Слеповой О.М. библиотекарь Артамонов В.О. предъявил претензии по ряду вопросов: по низкому уровню его заработной платы, необходимости выполнения показателей муниципального задания и оказания платных услуг, работы в образовательных учреждениях по привлечению читателей, ведению ютуб-канала и т. д.

По существу поставленных Вами вопросов Управление культуры сообщает следующее.

  1. Почему нарушается указ президента РФ от 07.05.12 №597? Почему эта ситуация не разрешена до сих пор и люди получают зарплату ниже прожиточного уровня в регионе?

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) средняя заработная плата работников учреждения культуры в целом не должна быть ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Ульяновской области.

Средняя заработная плата работников учреждения культуры в целом определяется по всем работникам, состоящим в штате учреждения культуры.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом № 597 для соответствующей категории работников.

Данная позиция изложена в Письме Минтруда России от 02.09.2013 №14-1/10/1-4013.

Разъяснения по данному вопросу содержатся также на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/.

В 2020 году средняя заработная плата работников культуры в библиотеке № 8 и в целом по МБУК ЦБС сложилась не ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности Ульяновской области (27 075,00 руб.):

– в библиотеке № 8 – 27 213,12 руб.

– в целом в МБУК ЦБС – 27 368,07 руб.

  1. Как смогли перевыполнить муниципальное задание 2020 года по посещению в городских библиотеках? Почему оно не было пересмотрено?

Муниципальное задание МБУК ЦБС на 2020 год включает три показателя, характеризующих условия (формы) оказания муниципальной услуги:

– посещения пользователей библиотеки в стационарных условиях -934 300 ед.;

– посещения пользователей вне стационара (обслуживание с использованием библиобусов) – 10 500 ед.;

– посещения пользователей удалённо через сеть интернет – 46 500 ед.

В 2020 году муниципальное задание было выполнено библиотеками МБУК ЦБС по показателю «посещения пользователей удалённо через сеть интернет» почти на 140 %. Пользователям предоставлялся доступ к сетевому удаленному ресурсу «ЛитРес», поскольку в период самоизоляции была доступна только эта форма обслуживания. Показатели «посещения пользователей библиотеки в стационарных условиях» и «посещения пользователей вне стационара» были выполнены в утвержденных объёмах. Этому способствовал ряд факторов:

– библиотеки МБУК ЦБС начали обслуживать читателей в стационарном режиме одними из первых в Приволжском Федеральном округе (с 20 мая 2020 года), в то время как в некоторых соседних регионах обслуживание возобновилось только в июне (например, библиотеки города Самара начали обслуживание с 9 июня 2020 года);

– посещения на мероприятиях, как правило, составляют в среднем около 30 % от общего количества посещений библиотек в стационарных условиях. В 2020 году библиотекари МБУК ЦБС в своей работе использовали преимущественно индивидуальные формы («Интеллектуальные каникулы», «Библионяня», «Школа умного чтения» и др.), тем самым ограничения, введённые на проведение массовых мероприятий, не привели к существенному уменьшению посещений;

– в городе длительное время действовали существенные ограничения на предоставление услуг в сфере культуры (например, кинотеатры возобновили работу только в августе 2020 года), в то время как, библиотеки были одними из немногих учреждений, работавших в указанный период;

– обслуживание пользователей с использованием библиобуса – одна из форм библиотечного обслуживания, которую введённые ограничения затронули в наименьшей степени, так как обслуживание производится вне помещения и фонд используется с необходимыми для обсервации интервалами.

Отметим, что показатель муниципального задания «количество посещений пользователей библиотеки в стационарных условиях» устанавливается ежегодно на основании Плана мероприятий (далее – дорожной карты) по реализации Национального проекта «Культура», разработанного в целях обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Базовым значением для расчёта показателей дорожной карты является фактически выполненный показатель «Количество посещений общедоступных библиотек», согласно отчёту о выполнении муниципального задания МБУК ЦБС за 2017 год.

Фрагмент дорожной карты приведён ниже.

Показатель Территория Базо-вое значе-ние Период реализации федерального проекта
Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Количество посещений общедоступ-ных (публичных) библиотек, тыс. чел. Город Улья-новск 898,24 01.01.2018 916,20 934,20 952,15 970,10 988,10 1006,00
Прирост посещений общедоступ-ных (публичных) библиотек, % 100,00% 01.01.2018 102,00 104,00 106,00 108,00 110,00 112,00

Таким образом, в ходе выполнения мероприятий, направленных на реализацию Национального проекта «Культура» (муниципальной составляющей), к 2024 году должен быть достигнут целевой показатель «Количество посещений общедоступных (публичных) библиотек» – 1 006 тыс. посещений.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

  1. Почему не были закуплены маски и перчатки в библиотеки до настоящего времени? А журнал по их выдаче введён в каждой библиотеке?

В 2020-2021 гг. из бюджета города Ульяновска Управлению культуры и подведомственным учреждениям на приобретение масок и перчаток денежные средства не выделялись.

На основании постановления администрации города Ульяновска от 17.08.2020 №1299 «О выделении средств из резервного фонда администрации города Ульяновска» из резервного фонда администрации города Ульяновска на приобретение бесконтактных термометров, рециркуляторов бактерицидных и дезинфицирующих средств в 2020 году для МБУК ЦБС выделены средства в размере 670 400,00 руб., которые были использованы МБУК ЦБС в соответствии с целевым назначением, а именно, приобретены рецикуляторы в количестве 53 шт. на сумму 552 900,00 руб., термометры в количестве 37 шт. на сумму 92 500,00 руб. и дезинфицирующие средства (таблетки для приготовления дезинфицирующего раствора) на сумму 25 000,00 руб.

По результатам закупки в библиотеку № 8 поступили рециркуляторы в количестве 2 шт., бесконтактный термометр в количестве 1 шт. и дезинфицирующие средства.

Медицинские маски и перчатки были приобретены МБУК ЦБС в I квартале 2021 года за счёт средств от приносящей доход деятельности в рамках исполнения договора от 23.03.2021 № 28, заключённого с ООО «Премиум Медикл».

С целью соблюдения требований противоэпидемиологических мероприятий предварительно в феврале 2021 года библиотеке № 8 был выдан Журнал учёта выдачи масок и перчаток.

  1. Почему раздут штат административного аппарата МБУК ЦБС? На 118 работающих библиотекарей 5 замов и 9 отделов.

По состоянию на 20.04.2021 штатная численность работников МБУК ЦБС составляет 224,5 штатных единиц, списочный состав работников – 170 человек.

В соответствии с пунктом 7.3 постановления администрации города Ульяновска «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и архива муниципального образования «город Ульяновск» от 26.07.2013 № 3246 (далее – Постановление № 3246) руководитель учреждения имеет право самостоятельно утверждать структуру и штатное расписание в пределах выделенного фонда оплаты труда по согласованию с отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, выполняющим функции и полномочия учредителя учреждения (Управлением культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска).

Штатное расписание МБУК ЦБС разработано в соответствии с нормативными правовыми актами: распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»; приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников  государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек»; письмом Министерства культуры Российской Федерации от 24.07.2014 № 154-01-39/09-ВА «О Методических рекомендациях по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» и др.

Всего в структуре МБУК ЦБС 44 отдела, в том числе:

– отделы – специализированные библиотеки – 34;

– отделы, работники которых относятся к основному персоналу – 7, из них:

  • отдел по методической работе,
  • отдел по информационно-библиографической деятельности,
  • отдел автоматизации библиотечных процессов,
  • отдел по комплектованию и обработке библиотечных фондов,
  • отдел по информационной политике и связям с общественностью,
  • отдел по координации проекта «Ульяновск – литературный город ЮНЕСКО»;
  • отдел развития

– отделы, работники, которых относятся к вспомогательному персоналу -3, из них

  • бухгалтерия,
  • отдел кадров,
  • отдел материально-технического снабжения.

Штатные единицы должности «заместитель директора» в количестве 5 ед. обусловлена необходимостью организации эффективной работы по отдельным направлениям деятельности МБУК ЦБС, а также осуществлению контроля.

  1. Чем занимается зам. директора по реализации проекта «Ульяновск – литературный город ЮНЕСКО» вместе со своим отделом?

Должность заместителя директора по реализации проекта «Ульяновск – литературный город ЮНЕСКО» введена 27.01.2020. До настоящего времени данная должность вакантна. В должностные обязанности заместителя директора входит организация, координация и администрирование деятельности программы «Ульяновск – литературный город ЮНЕСКО». Функциями отдела является: обеспечение международной культурной коммуникации, деловой переписки с штабом – квартирой ЮНЕСКО и городами-участниками программы, развитие коммуникации между профессиональным литературным сообществом и местным сообществом, координация деятельности коммерческого и некоммерческого сектора культуры в целях реализации программы, развитие проектной деятельности, привлечение спонсорских средств. Численность отдела 2 штатные единицы.

За 2020 год грантами совместно с общественными организациями было поддержано 5 проектов на общую сумму 6 млн. руб. Международная детская писательская резиденция, Межрегиональный книжный фестиваль «Амфибрахий», проект «Читающий город», посвящённый Международному дню грамотности Кейс-конференция «Открой Германию», проект «ЗаРЯ: За русский язык!».

  1. Почему разрыв более чем в 3 раза зарплат сотрудников в МБУК ЦБС (от 13 тыс. до 50 тыс.)?

Как было указано выше, согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Заработная плата работников МБУК ЦБС включает в себя:

– оклад (должностной оклад), ставка заработной платы;

– выплаты компенсационного характера;

– выплаты стимулирующего характера.

Порядок определения должностных окладов, условия применения выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам муниципальных бюджетных учреждений культуры и архива установлен постановлением № 3246.

В соответствии с пунктом 5.3 Постановления № 3246 виды, размеры, условия и порядок применения стимулирующих выплат (с учётом критериев, позволяющих оценить результативность и качество труда работника (в разрезе наименований наименования должностей) установлены локальным нормативным актом МБУК ЦБС с учётом мнения выборного профсоюзного органа работников учреждения.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

– надбавки за напряжённость, интенсивность труда;

– надбавки за стаж работы (выслугу лет);

– доплаты за наличие учёной степени;

– надбавки за почётное звание;

– надбавки, отражающие особенности деятельности отдельных учреждений и отдельных категорий работников;

– надбавки за качественные показатели;

– надбавки руководителям и работникам учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах;

– персональные надбавки;

– премии по итогам работы.

Согласно пункту 5.5 Постановления № 3246 надбавки за напряжённость, интенсивность труда устанавливаются работникам учреждений культуры в зависимости от их фактической загрузки, участия в подготовке новой программы, за организацию и проведение выставок (экспозиций), тематических лекций и другие виды работ, закреплённые локальным нормативным актом учреждения.

Согласно пункту 5.10 Постановления № 3246 надбавки за качественные показатели выполняемых работ устанавливаются работникам учреждений по результатам труда за определённый период времени. Основным критерием, влияющим на размер выплат за качество выполняемых работ, является достижение плановых показателей деятельности учреждения.

Согласно пункту 5.13 Постановления № 3246 премии по итогам работы устанавливаются за достижение значимых результатов работы, своевременное и качественное выполнение установленных показателей, планов, заданий, мероприятий в учреждении.

Очевидно, что заработная плата сотрудников занимающих разные должности и выполняющих отличные друг от друга трудовые функции, различается.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что стимулирующие выплаты имеют принципиальное отличие от других составляющих заработной платы: они не гарантированы всем работникам и не могут быть уравнительными в силу своего назначения, и не все работники, даже занимающие одинаковые должности, могут иметь право получать стимулирующие выплаты, а лишь те, которые достигли в работе определённых показателей и результатов, свидетельствующих о достижениях и успехах в работе.

  1. Что вы можете сказать о работе библиотек в пригороде, почему большинство из них закрыто и обслуживается библиобусом? При этом город оплачивает коммунальные платежи закрытых помещений?

В МБУК ЦБС в настоящее время 6 пригородных библиотек: библиотека № 33 (пос. Плодовый), № 34 (пос. Пригородный), № 37 (с. Карлинское), № 38 (с. Баратаевка), № 40 (с. Отрада), № 41 (с. Лаишевка).

В настоящее время функционируют в полном объёме 3 библиотеки №№ 34, 37 и 40.

Библиотека № 33 (пос. Плодовый), работает 1 день в неделю (среда с 12.00 – 16.00), обслуживание осуществляют сотрудники библиотек № 1 и № 18, также в п. Плодовый выезжает библиобус по графику.

Библиотека № 38 расположена в Баратаевской СШ (на праве безвозмездного пользования). С уроками по формированию информационной культуры личности в данную школу выезжают сотрудники библиотеки № 1, также в с.Баратаевка выезжает библиобус по графику.

Библиотека № 41 (с. Лаишевка) работает 1 день в неделю (вторник с 12.00 – 16.00), обслуживание осуществляют сотрудники библиотек № 17 и № 25, а также в с. Лаишевка выезжает библиобус по графику.

Библиотеки пригородной зоны являются важными социально–значимыми учреждениями на данной территории. Библиотеки работают в сокращённом режиме в связи с наличием вакансий в них библиотечных работников.

Поиск кандидатов на имеющиеся вакансии осуществляется через Филиал ОГКУ КЦ в Железнодорожном районе города Ульяновска (далее – Кадровый центр). Ежемесячно до 12 числа в Кадровый центр направляется перечень вакансий учреждения. Данные о вакансиях служба Кадрового центра выгружает в территориальный банк вакансий, на следующий день вакансии размещаются на портале «Работа в России». Имеющиеся вакансии МБУК ЦБС постоянно размещены в социальных сетях Филиала ОГКУ КЦ в Железнодорожном районе города Ульяновска. Также МБУК ЦБС периодически участвует в ярмарке вакансий (в социальных сетях), проводимые Кадровым центром.

Также ежегодно направляется заявка по потребности выпускников ФГОУВО «Ульяновский государственный университет».

  1. Почему проект о новой системе оплаты труда в МБУК ЦБС уже изначально нарушает пропорцию 70% (окладной части) и 30% (стимулирующей)?

Порядок определения должностных окладов, условия применения выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам муниципальных бюджетных учреждений культуры и архива установлен Положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и архива муниципального образования «город Ульяновска», утверждённым постановлением администрации города Ульяновска от 26.07.2013 № 3246 (далее – Положение об отраслевой системе оплаты труда). Последняя индексация размеров окладов работников культуры произведена с 01.10.2019 (Положение об отраслевой системе оплаты труда в редакции постановления администрации города Ульяновска от 15.10.2019 №1992).

В целях дифференциации в оплате труда работников одного учреждения и работников, занимающих одинаковые должности в различных учреждениях на территории Ульяновской области, в соответствии с письмом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области (от 25.02.2021
№ 73-ИОГВ-04-01/275исх.) размер окладов работников муниципальных учреждений культуры и архива приведён в соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.12.2014 № 552-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры, областных государственных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере культуры, и государственных архивов Ульяновской области».

При этом в соответствии с пунктом 5.4 решения трёхсторонней комиссии Ульяновской области по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 15.11.2018 № 3) доля окладов работников муниципальных учреждений культуры в структуре заработной платы должна составлять не менее 60 %.

Постановлением администрации города Ульяновска от 30.03.2021 № 362 внесены изменения в Положение об отраслевой системе оплаты труда в части увеличения доли окладов в структуре заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и архива не менее 60 %. Вышеуказанные изменения вступят в силу с 01.06.2021.

Что касается пропорции 70% (окладной части) и 30% (стимулирующей), указанной в Вашем вопросе, сообщаем, что в п. 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утверждённых решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020 (протокол № 13) (далее – решение Российской трёхсторонней комиссии) указано, что доля окладов в структуре заработной платы должна составлять 70 % при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования. А доля окладов работников муниципальных учреждений культуры в структуре заработной платы, согласно п.п. б) п. 38 решения Российской трёхсторонней комиссии, предусмотрена в размере не менее 50 %.

Таким образом, новая система оплаты труда, разработанная на основании решения трёхсторонней комиссии Ульяновской области, предусматривает более высокую долю окладов в структуре заработной платы работников учреждений культуры, в том числе в МБУК ЦБС (60 %), по сравнению долей окладов в структуре заработной платы работников учреждений культуры, предусмотренной решением Российской трёхсторонней комиссии (50 %).

  1. Почему базовый оклад ниже минимальной оплаты труда?

Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Буквально из приведенной нормы следует, что с величиной МРОТ должна сравниваться вся сумма заработной платы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в состав заработной платы включается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Государство не гарантирует работникам, что какой-либо отдельный элемент их заработной платы должен быть равен или превышать МРОТ.

Это означает, что по итогам месяца все начисления, которые относятся к заработной плате, включая оклады и стимулирующие выплаты, суммируются и сопоставляются с МРОТ. Сотруднику выплачивается наибольшая из этих величин.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей зарплаты, в размере ниже МРОТ при условии, что зарплата, включающая в себя все элементы (то есть, с учётом компенсационных и стимулирующих выплат), будет не меньше этой величины (см. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085 «О направлении информации по вопросам, связанным с повышением минимального размера оплаты труда», Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 23.07.2010 № 75-В10-2).

  1. Почему в перечень критериев начисления стимулирующих выплат входят показатели, не относящиеся к уставной деятельности МБУК ЦБС?

В соответствии с пунктом 5.3 Постановления № 3246 виды, размеры, условия и порядок применения стимулирующих выплат (с учётом критериев, позволяющих оценить результативность и качество труда работника) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальным нормативным актом учреждений с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников учреждения.

В муниципальном бюджетном учреждении культуры «Централизованная библиотечная система» (далее – МБУК ЦБС) принята система мер, направленная на обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении определенных результатов труда. В соответствии с пунктами 5.1 – 5.3 Постановления № 3246 виды, размеры, условия и порядок применения стимулирующих выплат установлены локальным нормативным актом МБУК ЦБС с учётом мнения выборного профсоюзного органа работников учреждения – Положением об установлении выплат стимулирующего характера работникам МБУК ЦБС, утверждённым приказом директора ЦБС от 01.02.2019 № 10.

Критерии, определяющие конкретный процент надбавок стимулирующего характера за напряжённость и интенсивность, а также за качественные показатели труда сотрудников библиотечной системы установлены с учётом Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.06.2013 № 920 «Об утверждении (далее – Методические рекомендации).

Так, например, для библиотекарей, библиографов всех категорий отделов-библиотек МБУК ЦБС для установления надбавок за напряжённость и интенсивность труда, а также за качественные показатели работы утверждены следующие критерии и показатели:

Надбавка за напряжённость и интенсивность труда %,

не более 100 % оклада

1.1 Участие в организации международных, межрегиональных, региональных, городских, районных социально-значимых мероприятий: степень самостоятельности, ответственности и участия специалиста в проводимых мероприятиях (фактическая нагрузка в период проведения мероприятий и достигнутый результат):

1-2 мероприятия

3-4 мероприятия

свыше 4

 

 

 

 

 

5

10

15

1.2 Ввод и редакция библиографических описаний в электронный каталог МБУК ЦБС БАЗА ДАННЫХ «Периодика» за отчетный период.

60-100 библиографических записей

100-160 библиографических записей

свыше 160

 

 

10

15

20

1.3 Организация регулярной деятельности клубов и кружков при библиотеке:

3-4 заседания

5-8 заседаний

 

5

10

1.4 Результативное участие (выступление с докладом, презентацией) в международных, межрегиональных, региональных, городских конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, круглых столах (приложить копию программу мероприятия) 10
1.5 Работа в особых (климатических и организационных) условиях, разъездной характер работы (библиобус), выездные уличные площадки

1 – 2

3 – 5

 

 

5

10

1.6 Результативное ведение странички в социальных сетях (предоставление скриншота страницы или статотчёта):

– в Twitter более 100 публикаций

– Увеличение числа подписчиков ВК на 20 человек за отчётный период

 

 

5

5

1.7 Разработка и издание на различных носителях информации методических, информационно-библиографических пособий, путеводителей, буклетов, рекомендательных списков 5
1.8 Наличие собственных публикаций, выступлений в СМИ (предоставление копий, видеозаписи, ссылки на интернет-ресурс):  

10

1.9 Увеличение количества обращений (просмотров) удалённых пользователей к информационным ресурсам МБУК ЦБС:

– не менее 1500 за отчётный период для библиотек, имеющих собственный сайт (скриншот статотчёта, фото мероприятий)

– не менее 5 обзоров за отчётный период для библиотек, не имеющих собственного сайта (дата проведения, фото мероприятий)

 

 

 

10

 

5

  Надбавка за качественные показатели работы %,

не более 100 % оклада

2.1 Выполнение муниципального задания на оказание услуг по итогам работы за отчётный период (показатель – посещения):

– перевыполнение объёма муниципального задания свыше 2 %

– перевыполнение объёма муниципального задания свыше 4 %

– перевыполнение объёма муниципального задания свыше 6 %

– перевыполнение объёма муниципального задания свыше 8 %

 

 

10

25

40

55

2.2 Увеличение основных контрольных показателей финансового плана по итогам работы:

– перевыполнение финансового плана на 5 %

– перевыполнение финансового плана на 10 %

– перевыполнение финансового плана на 15 %

 

 

10

15

20

2.3 Мониторинг обращений пользователей на сайте http://mukcbs.org в разделе «Оценка работы библиотек»:

– не менее 15 положительных отзывов за отчётный период

– не менее 30 положительных отзывов за отчётный период

 

 

5

10

2.4 Участие в конкурсах, проектах международного, всероссийского, регионального, городского уровней 10
2.5 Организация работы «Абонемента развития творческого чтения» 5

Обращаем внимание, что согласно пункту 2.8 устава, МБУК ЦБС вправе осуществлять иные виды деятельности, не относящиеся к основным видам деятельности по тарифам на платные услуги, установленным уполномоченным органом – Управлением по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска и утверждённым постановлением администрации города Ульяновска.

Кроме того, в пункте 5 Методических рекомендаций указано, что при разработке показателей эффективности рекомендуется обратить внимание, в том числе на показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом.

Также в Примерном перечне показателей эффективности (приложение №1 к Методическим рекомендациям), в том числе указан такой показатель, как «объём средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности (тыс. руб.)».

Как видно из вышеприведённой таблицы, для установления надбавки стимулирующего характера за качественные показатели работы определены критерии за перевыполнение плана по доходам от оказания платных услуг (п. 2.2).

Отметим, что размер стимулирующих выплат зависит не только от показателя по выполнению плана по доходам от оказания платных услуг.

Учитывая, что общий объём стимулирующих выплат к должностному окладу составляет 200 % (надбавка за напряжённость и интенсивность, максимум 100 %; надбавка за качественные показатели, максимум 100 %), доля показателя «перевыполнение плана по доходам от оказания платных услуг» в структуре надбавок составляет всего 10 %.

Кроме того, системой критериев, позволяющих оценить результативность и качество труда работника, предусмотрены общеорганизационные критерии, включающие в себя систему оценки личных деловых профессиональных качеств работника и учитывающие:

– степень выполнения работы в рамках установленных должностных обязанностей;

– полноту и своевременность выполнения данных обязанностей;

– степень выполнения целевых показателей.

Работникам МБУК ЦБС кроме надбавок за напряжённость и интенсивность, за качественные показатели, могут устанавливаться другие надбавки стимулирующего характера, связанные с результатами деятельности (персональные надбавки, премии по итогам работы).

Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда за счёт средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Результативность и эффективность деятельности каждого работника библиотеки оценивается комиссией МБУК ЦБС на основании аналитических справок (в которых указаны показатели деятельности работника с указанием весового коэффициента в процентном отношении к должностному окладу), составленных заведующими библиотек.

При эффективном планировании деятельности библиотеки заведующим библиотекой № 8 и рациональном распределении объёма оказываемых услуг (в том числе плановых показателей), каждый сотрудник библиотеки № 8 может достигнуть максимального размера стимулирующих выплат до 200 %.

В условиях распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением на территории Ульяновской области режима повышенной готовности в 2020 году некоторые библиотеки, в том числе и библиотека № 8, не выполнили план по доходам от оказания платных услуг и муниципальное задание. Но, несмотря на невыполнение показателей отдельными библиотеками, в целом МБУК ЦБС достигла и перевыполнила плановые показатели. На этом основании весь коллектив МБУК ЦБС (в том числе и работники библиотеки № 8), в декабре 2020 года был поощрён премиями по итогам работы за 2020 год.

В связи с изменениями, внесёнными в Постановление № 3246, порядок и условия установления стимулирующих выплат будут пересмотрены путём внесения изменений в Положение об установлении выплат стимулирующего характера работникам МБУК ЦБС.

Кроме того, системой критериев, позволяющих оценить результативность и качество труда работника, предусмотрены общеорганизационные критерии, включающие в себя систему оценки личных деловых профессиональных качеств работника и учитывающие:

– степень выполнения работы в рамках установленных должностных обязанностей;

– полноту и своевременность выполнения данных обязанностей;

– степень выполнения целевых показателей.

  1. Как Вы можете прокомментировать ситуацию в библиотеке № 8?

Ситуация, конечно, крайне сложная! И она давно перестала быть «ситуацией в библиотеке №8». За почти два месяца дестабилизирована обстановка во всей библиотечной системе. Ситуация, когда десятки  библиотекарей пытаются высказать своё, отличное от мнения сотрудников библиотеки №8 мнение, а их сразу обвиняют в некомпетентности, трусости, продажности и т.п., что это, как не предвзятое отношение? А ведь практически за каждой библиотекой стоят уважаемые люди, читатели, активисты. Только «поднимать  на праведную войну» против Артамонова В.О. их никто не стремился и, я так понимаю, не будет этого делать.

Меньше работать и больше получать – вполне себе человеческие желания. Спроси первого встречного, и кто же будет против этого? Конфликт ради конфликта. Согласна с этой оценкой ситуации. Ведь на самой первой нашей встрече я сразу озвучила ответ на главный вопрос Артамонова В.О. В это время необходимые документы на повышение базового оклада  уже отрабатывались в администрации города. Нужно было просто немного подождать, но сразу после встречи вышла первая статья. Поэтому и делаю вывод: нужен был именно скандал. И сейчас известно, что с соблюдением всех процедур, с 1 июня базовый оклад будет повышен, и заслуги Артамонова В.О., как сейчас некоторые пытаются представить, в этом точно нет. А скандал продолжается.

Что касается главного, на мой взгляд, вопроса и о чем, вернее о ком уже никто и не вспоминает, – это Людмила Владимировна Ильина. Человек, который создал мир интеллектуального общения, эту неповторимую атмосферу восьмерки. Всегда с огромным уважением относилась и отношусь к ее заслугам. У нее всегда получалось совмещать и выполнение муниципального задания (как это ни скучно звучит) и рождать и поддерживать уникальные по глубине проекты. Даже представить трудно, что сейчас может испытывать человек, глядя на всю эту скандальную ситуацию.

Но, при всем том, мы не имеем права останавливать деятельность учреждения. Сегодня библиотека № 8 осуществляет деятельность в составе централизованной библиотечной системы и организует библиотечное обслуживание в штатном режиме. В настоящее время здесь работают 6 сотрудников, назначен заведующий.

Вновь назначенный заведующий библиотекой № 8 вместе с сотрудниками МБУК ЦБС провели субботник в помещении библиотеки, сделали перестановку. Продолжается работа действующих клубов. Состоялись заседания клуба настольных игр «Ангмар», киносалона «Артхаус». Запланированы традиционное заседание для членов клуба «Сам себе психолог» и заседание литературной студии «Восьмерка». 22 апреля в рамках традиционной недели философской книги пройдёт творческая встреча с писателем Б. Хановым (г. Казань) «Вызовы, стоящие перед молодыми авторами сегодня».

  1. Какие меры будут приниматься, чтобы не допустить коллективное увольнение работников?

13 апреля 2021 года три работника библиотеки № 8 написали заявления об увольнении. Директор ЦБС пояснила, что заинтересована в том, чтобы они остались на своих рабочих местах и продолжили работать в коллективе этой библиотеки. По просьбе сотрудников на период с 14.04.2021 по 27.04.2021 один из них переведён в другую библиотеку, двоим предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Надеюсь, что любовь к своему делу и взвешенные отношения между сотрудниками и руководством библиотечной системы, перевесят весь тот негатив, который мешает  эффективной и плодотворной работе библиотеки №8

  1. Есть ли конструктивные предложения для сотрудников библиотеки № 8?

Продолжать работать ради читателей и сохранения профессионального достоинства.