1 июня, почти во всех странах отмечался Международный день защиты детей. Однако это не только один из самых радостных праздников для детворы, но и напоминание взрослым о том, что дети нуждаются в их постоянной заботе и защите.

 

Оборотная сторона праздника намного важнее самой идеи веселья: приоритетная цель – заострить внимание общественности на реальных проблемах детей. Это положение напрямую звучит и в названии праздника, поэтому нам, взрослым, важно задуматься от чего мы должны защищать наших детей.

Международная статистика фиксирует печальные факты: миллионы детей по всему миру не имеют жилья и нормального питания, каждый второй ребенок от 2 до 17 лет становится жертвой насилия, более 200 миллионов детей растут без родителей. Развивающиеся страны по сей день сохраняют практику эксплуатации детского труда как дешевой рабочей силы, а Детский фонд ООН бьет тревогу в связи с неуклонно растущим временем, проводимым детьми на виртуальных платформах, и активизацией так называемых «интернет-хищников», склоняющих детей к совершению незаконных действий. Как никогда остро на международном уровне стоит проблема масштабного нарушения образовательного процесса, вызванного пандемией коронавируса.

Как живут дети в России?

По данным Росстата, на 1 апреля 2020 года численность детей и подростков до 18 лет составила порядка 32,9 миллионов человек (22,4% от общей численности населения), и этот показатель стал самым высоким за последнее десятилетие. В то же время позитивная динамика общей численности омрачается ростом числа детей-инвалидов: за пять лет число таких ребятишек увеличилось на 12% и к началу 2021 года составило 704 тысячи человек.

На протяжении нескольких лет Минздрав России фиксирует ежегодное снижение числа новорожденных, родившихся больными и заболевших. В то же время, несмотря на снижение абсолютных значений с 597,2 тысяч человек в 2016 году до 439,0 тысяч в 2020, относительный показатель сохраняет свою устойчивость. Каждый третий родившийся ребенок не здоров, а наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания и нервной системы, последствия состояний, возникающих в перинатальном периоде (родовая травма, инфекционные болезни, поражение плода и другие). Особую актуальность приобретает агрессивное поведение среди детей и подростков, а также их психологическое здоровье.

Отдельно в качестве проблемы детского благополучия стоит отметить материальные трудности, которые испытывают семьи с детьми. В 2019 году Росстатом было проведено выборочное обследование домохозяйств с детьми, которые оценивали свое финансовое состояние. Порядка 50% опрошенных заявили, что денег хватает только на еду и одежду, средств на покупку товаров длительного пользования не хватает. Четвертая часть семей, состоящих из трех человек, принявших участие в опросе, находятся в более стесненном положении: семейного бюджета хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Из общего числа опрошенных семей достаточными финансовыми средствами для покупки любых желаемых товаров в среднем заявили около 2% (распределение проводилось по общему числу членов семьи и количеству детей).

Проблема малообеспеченности семей с детьми давно обсуждается на самом высоком уровне. Реализуемая в 2012-2017 годах Национальная стратегия действий в интересах детей одним из основных направлений определяла государственную поддержку детей за счет средств федерального бюджета. Преемственность этой политики прослеживается в рамках проекта «Десятилетие детства» (2018-2027 годы), который среди основных направлений предусматривает повышение благосостояния семей с детьми, создание современной инфраструктуры, обеспечение безопасности и здоровья детей, всестороннее образование и культурное развитие, интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в современное общество и так далее.

Индекс детского благополучия. Что скажут родители?

Для того, чтобы оценить качество жизни детей, в зарубежных странах измеряется уровень детского благополучия. Согласно имеющейся практике в это определение включаются не только базовые проблемы (состояние здоровья, младенческая смертность и другие), но и возможности для всестороннего развития детей. Не существует единого подхода к показателям, которые применяются при расчете индекса детского благополучия, но, вместе с тем, очевидно, что анализировать нужно совокупность факторов, влияющих на развитие ребенка. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) для оценки благополучия детей учитывает следующие показатели: материальное благополучие, состояние здоровья и защищенность, образование, поведение и риски, субъективное восприятие благополучия самими детьми.

В ноябре 2020 года Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко совместно с Агентством стратегических инициатив выступил с предложением о разработке российского индекса детского благополучия. Для реализации проекта было выбрано пять пилотных регионов, в число которых вошла Ульяновская область.

На вопросы о том, счастливы ли наши дети, созданы ли условия для детского благополучия в регионе и какие реальные инструменты могут повысить его уровень, предстоит ответить Центру стратегических исследований Ульяновской области в рамках государственного задания по изучению детского благополучия.

Ключевая задача, которая стоит перед ЦСИ – оценить наиболее важные показатели, характеризующие качество жизни детей в регионе и проанализировать муниципальный аспект «детского счастья». Для полноты и объективности картины, сложившейся в сфере детского благополучия, планируется проведение серии массовых опросов жителей Ульяновской области, воспитывающих детей до 18 лет.

Приглашаем вас принять участие в первом социологическом исследовании, которое посвящено проблемам взаимоотношений родителей с детьми, а также оценке материальной составляющей жизни семей.

Для участия в социологическом исследовании необходимо ответить на вопросы анкеты, размещенной по ссылке