Муниципальное унитарное предприятие “Ульяновская городская электросеть”, сокращённое наименование – МУП “УльГЭС”, является одним из ведущих предприятий г. Ульяновска и коммунальной энергетики России.
МУП «УльГЭС» не производит, но грамотно распределяет электричество, подает нам свет в дома и квартиры. Дает вполне качественную услугу, что, согласимся, очень важно. Несмотря на более чем вековую историю, сегодня «Ульяновская городская электросеть» является современной развивающейся структурой. Практически все жители города Ульяновска, включая лампочку в квартире, стиральную машину или утюг, получают энергию от МУП «УльГЭС».
Одним из структурных подразделений предприятия является оперативно-диспетчерская служба (ОДС), на которую возложены задачи по оперативному управлению электросетями МУП «УльГЭС», ведению требуемых режимов работы, производству переключений, предотвращению и ликвидации технологических нарушений, подготовке к производству ремонтных работ.
Развитие городских сетей и рост электропотребления требует непрерывного совершенствования организации и способов управления электрохозяйством, применения новых технологий, сложных систем релейной защиты, средств автоматики, телемеханики, связи.
Все это требует от специалистов ОДС постоянного внимания и постоянного контроля за оперативной информацией о работе энергооборудования на каждый текущий момент времени. Основным средством контроля всех изменений электрической схемы сетей МУП УльГЭС является диспетчерский щит.
Первый диспетчерский щит проектировался в 1994-1995 годах исходя из схемы электроснабжения города, содержащей около 1000 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, 14 центров электропитания.
За все эти годы электрические сети МУП УльГЭС активно развивались: устанавливалось новое электрооборудование, прокладывались воздушные и кабельные линии, приняты на баланс МУП УльГЭС сети пригородной зоны г. Ульяновска, в связи с чем возникла необходимость замены диспетчерского щита.
Именно поэтому оперативное управление с июня 2012 г. осуществляется из диспетчерского центра, который немного напоминает центр управления космическими полетами – с компьютерами и огромным экраном во всю стену.
В качестве программного обеспечения визуализации и управления оперативной схемой электросети УльГЭС используется специализированный программно-технический комплекс. Информацию об изменении состояния контролируемых объектов (неисправность, отсутствие тока, заземление участка и т.д.) диспетчер оперативно получает на видеостене и мониторах на своем рабочем месте, постоянно отслеживая актуальную структуру взаимосвязей сетей и оборудования и оперативно анализируя состояние объектов электросети.
Одна из важнейших задач службы – оперативная ликвидация аварий в электрических сетях. В кратчайшие сроки (2-2,5 часа) оперативно-выездные бригады (ОВБ) под руководством диспетчера локализуют повреждение и возобновляют подачу электрической энергии. При этом большое внимание уделяется взаимодействию персонала с администрацией города, коммунальными службами, МЧС и смежными сетевыми организациями.
Сообщения об авариях в сетях МУП «УльГЭС» рассылаются помощником диспетчера руководству предприятия и всем заинтересованным структурам города по электронной почте и посредством СМС. Оперативная информация также размещается на сайте предприятия.
Причин технологических нарушений может быть много: природные чрезвычайные, падения деревьев и веток на ВЛ-6/10кВ, наезды на опоры ВЛ, повреждение оборудования, перегрузка оборудования, порывы кабельных линий и многое, многое другое.
При получении информации о повреждении кабельной линии служба кабельных сетей МУП «УльГЭС» направляется на место для составления акта об обнаружении повреждений КЛ и фотофиксации места производства земляных работ. Одновременно с этим оперативно-диспетчерская производит переключение, определение и отключение повреждённой кабельной линии.
После проведения необходимых слаженных действий службы, кабельных сетей и сетевых районов МУП «УльГЭС» по восстановлению кабельных линий, оперативно диспетчерская служба производит переключения и включение в работу КЛ.
МУП «УльГЭС» предупреждает, что на территории г. Ульяновска проложены подземные кабельные линии электропередачи напряжением до и выше 1000 В.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 г., в охранной зоне кабельных линий электропередачи ЗАПРЕЩАЕТСЯ без ведома предприятия, в ведении которых находятся эти сети, проведение каких-либо земляных работ.
Юридические и физические лица, нарушающие данные требования, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведем некоторые цифры, определяющие нанесенный ущерб предприятию в связи с несанкционированными земляными работами, приведшими к порывам кабельных сетей города.
Юридическим отделом МУП «УльГЭС» проведена претензионно-исковая работа за период с 2020 года по июнь 2021 года по возмещению ущерба, связанного с восстановлением поврежденных кабельных линий на сумму: 1 400 220,97 руб.
Следует отметить, что выполняемые на предприятии объемы ремонтных работ, совершенствование схемы, внедрение новых прогрессивных технологий, автоматизация рабочих мест специалистов, эксплуатация сетей монтерскими участками обеспечивают достаточно высокую надежность, о чем свидетельствует динамика аварийности в последние годы:
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Заявки
6-10кВ |
253 |
218 |
262 |
241 |
Заявки 0.4кВ |
1921 |
1352 |
1375 |
1101 |
Всего |
2174 |
1570 |
1637 |
1342 |
В то же время именно профессиональные знания, навыки и умения, опыт работы персонала всегда служили прочной основой для выработки таких эмоционально-волевых качеств, которые обеспечивают достижение поставленных задач.
Подготовка персонала – процесс сложный и долговременный. Обучение проводится по индивидуальным программам со стажировкой на рабочих местах. Опыт приобретается персоналом в практической деятельности, а также в результате производственного обучения, проведения инструктажей, контрольных диспетчерских, общесетевых противоаварийных и противопожарных тренировок, повышения квалификации.
Наличие инструмента, неснижаемого аварийного запаса материалов, измерительных приборов и их содержание в исправном состоянии, технически исправных транспортных средств – все это способствует улучшению качества выполняемых работ по оперативному обслуживанию сетей.
По итогам 2020 г.:
Количество заявок в сетях 10/6/0,4 кВ – 3,7 в сутки.
Время выполнения одной заявки – 1час 27 мин.
Количество контролируемых диспетчером нарядов в год – 7818, в сутки – 31
Нормативное время выезда ОВБ – 8 минут.
Среднее время обработки телефонного вызова от потребителя – 0,9 минуты.
Энергетика современного города представляет собой сложную многоуровневую систему, предназначенную обеспечить комфортные условия проживания населения, а также нормальное функционирование расположенных на его территории промышленных производств, предприятий и учреждений.
Формирование коллектива единомышленников, где один за всех и все за одного, где каждый понимает свою роль и значение в подразделениях осознавая существенную роль поставленных задач в рамках предприятия, все это способствует поддержанию высокого уровня профессионализма как отдельного работника, так и предприятия в целом.
Самая главная ценность – это человеческая жизнь. Поэтому в целях сохранения жизни и здоровья сотрудников, политика руководства предприятия нацелена на обеспечение безопасности всех видов работ.
На нашем предприятии трудится много умных, ярких и талантливых специалистов. Ответственность, преданность делу и профессионализм трудового коллектива МУП «УльГЭС», при высочайшем напряжении сил обеспечивают выполнение поставленных планов, надежность энергоснабжения, полноценную и бесперебойную работу энергосистемы города.