Второй ежегодный Индекс административного давления обнародовал офис уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, совместная отработка показателей прошлогоднего индекса руководителями субъектов федерации, органами прокуратуры и региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей показала большие возможности влиять на ситуацию.

В качестве примера такого взаимодействия приводится ситуация в Саратовской области, которая продемонстрировала самый значительный рост показателей, поднявшись с последнего, 81-го места (группа D) до 28-го (группа В).

Все регионы экспертами разделены на четыре группы в зависимости от среднего индекса — среднего арифметического от значений по семи контролирующим государственным структурам. В первую — самую благоприятную — из регионов ПФО попали четыре: республики Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия и Ульяновская область, причем две последние показали лучшие результаты в стране — 2,9 и 2,8 соответственно. Среди самых «задавленных» оказались Оренбургская (70-е место) и Пензенская (78-е место) области.

Параллельно с расчетом индекса по официальной статистике офис бизнес-омбудсмена провел массовый опрос предпринимателей во всех регионах. И что интересно, анализ результатов показал минимальные различия в оценках респондентов, относящихся к группе субъектов с положительной динамикой (условно «лидеры») и группе субъектов с отрицательной динамикой (условно «аутсайдеры»), при ответе на вопросы анкеты.

А каждый пятый предприниматель считает, что у него нет никаких шансов выиграть судебное разбирательство в случае, если оппонентом будут государственные органы. Те самые, которые Проводят проверки. Тем не менее 25 процентов респондентов пытались обжаловать результаты проводившихся проверок. Суды удовлетворили только треть жалоб.

Основные выводы, которые сделали составители индекса, неутешительны.

Во-первых, многочисленные избыточные требования не ликвидированы, при этом за каждое нарушение предусмотрена ответственность. Во-вторых, количество проверок снижается, но их общее число и размер наложенных на предпринимателей штрафов продолжают расти. В-третьих, плановые проверки замещаются иными формами контроля и надзора («рейдами», «контрольными закупками»), не учитываемыми государственной статистикой. К тому же большинство ведомств не смогли (или не захотели?) внедрить принцип «предупреждение как первое наказание».