Повышение качества жизни и комфортности среды наряду с инвестиционной привлекательностью – такие ориентиры ставит себе Ульяновская область на ближайшие десятилетия. Они созвучны новым трендам Петербургского экономического форума. Более того региональное правительство видит потенциал для существенного увеличения численности населения. О стратегии роста в интервью “РГ” рассказал и.о. председателя правительства Ульяновской области Александр Смекалин.

– Александр Александрович, делегация Ульяновской области участвовала в XXIV Петербургском международном экономическом форуме, который во многом определяет социально-экономическое развитие регионов. Какие ключевые идеи, прозвучавшие на форуме, вы бы отметили? Чем живет сегодня страна, и где находится Ульяновская область в сегодняшней системе координат?

Александр Смекалин: На ПМЭФ-2021 мы для себя отметили новую парадигму государственной стратегии. Красной нитью через все обсуждения проходила новая задача качественного изменения жизни россиян. Если раньше на первом месте национальной стратегии стояли экономическая стабильность, создание рабочих мест, гарантии выплаты заработной платы, привлечение инвестиций, то сейчас идет речь о создании условий для развития человека, равного доступа граждан к современным благам на всей территории страны, о формировании комфортных условий для жизни вне зависимости от удаленности от столицы и крупных городов.

Созвучно этой идее на форуме Агентство стратегических инициатив анонсировало новый национальный рейтинг комфортности жизни в регионах. Основной посыл рейтинга такой: инвесторы идут туда, где не только высокий уровень инвестиционной привлекательности, но и высокий уровень жизни. Возможно, мы в Ульяновской области смогли поймать этот тренд раньше многих других, когда пришли к выводу, что успешный бизнес удобнее и эффективнее строить на развитых территориях с комфортными условиями для жизни. И сейчас у нас на повестке обсуждение возможности увеличения численности населения Ульяновска до миллиона жителей, что справедливо будет принять за оценку успешности региональной политики социально-экономического развития.

– Фактически вы говорите о росте в полтора раза. Смелые планы на фоне ожидания следующей волны пандемии COVID-19. Как вы рассчитываете достичь таких показателей?

Александр Смекалин: Пандемия изменила мир, изменила нас. По разным причинам угроза оттолкнула людей от мегаполисов, в том числе потому, что они стали точкой скопления большого количества населения и центром распространения инфекции. Люди стали пересматривать свои приоритеты, выбирая близость к природе и благоприятную экологию. К тому же жизнь в нестоличных городах, как Ульяновск, тоже меняется в лучшую сторону, здесь становится намного комфортнее: нет необходимости стоять в пробках, социальная инфраструктура находится в пешей доступности.

Другая причина “исхода” людей из мегаполисов в том, что для многих стало очевидно – работать можно удаленно. Такой режим давно освоили специалисты интеллектуального труда, IT-сферы, клиентских сервисов.

Что касается производств, где требуется присутствие человека на рабочем месте, то наши новые предприятия заявляют о серьезной потребности в высококвалифицированных кадрах и готовности создавать условия для привлечения их из любой точки страны. Мы говорим о специалистах в авиа-, станко-, приборостроении, производстве композитных материалов, высокотехнологичной медицине. Благодаря нашей инвестиционной политике мы весьма преуспели в создании новых предприятий и продолжаем двигаться в этом направлении. В 2021 году планируется запустить порядка 20-ти проектов среднего и крупного бизнеса, которые создадут 2200 новых рабочих мест. К тому же локдаун открыл для наших граждан вакансии, которые раньше занимали трудовые мигранты из соседних государств, – это общероссийская тенденция.

Мы понимаем, что для притока новой рабочей силы необходимы не только экономические условия, но и развитая социальная инфраструктура, доступное жилье, коммунальное хозяйство, транспорт и многое другое, что входит в понятие комфортная среда.

Текущая ситуация дает шанс для роста в ближайшие 10-15 лет таким регионам, как наш. Необходимо сформировать выгодное предложение для трудовой миграции и тех, кто делает ставку на свое будущее в родном городе. Так, нужно создать комфортную инфраструктуру, современную среду проживания, разнообразные формы досуга, позаботиться о благоприятной экологии. У нас есть шанс стать привлекательнее мегаполисов по ряду параметров для молодых людей, семей с детьми.

– Вы считаете, такого относительно небольшого временного промежутка будет достаточно, чтобы добиться цели по увеличению численности населения?

Александр Смекалин: Сейчас в Ульяновске проживает около 650 тысяч человек, в области – 1,2 миллиона. Вы правильно сказали, чтобы стать “миллионником” надо в полтора раза увеличить количество жителей. К этой идее мы пришли, обсуждая с кабинетом министров трансформацию региональной стратегии социально-экономического развития до 2035 года. Этот процесс сейчас идет во всех регионах синхронно в русле поставленных президентом национальных целей и задач. Стратегия рассчитана на 10-15 лет

Конечно, наивно полагать, что уже завтра мы сможем резко нарастить приток населения за счет рождаемости, сократить миграцию и увеличить продолжительность жизни. Но эту цель нужно ставить, чтобы стремиться к ней в обозримом будущем, тем более все предпосылки для ее достижения есть. Сейчас Ульяновск на 20-м месте среди российских городов, всего в стране 16 городов-миллионников. В 1995 году в городе была максимальная численность населения 700 тысяч жителей, а в области – 1,4 миллиона. И ведь это было не так давно.

Поэтому вопрос “Можем ли мы стать городом с миллионной численностью населения?” я предложил обсудить моим подписчикам в социальных сетях и поделился мыслями. Первая реакция оказалась предсказуемой – отрицание, как любой новой идеи. Но главное, что дискуссия сопровождалась комментариями, в которых люди высказывались, почему это невозможно. Были мнения, которые стали для нас сигналами, куда нужно направить усилия, чтобы ситуация изменилась. То есть получилось собрать своеобразную фокус-группу. И не было ни одного утверждения, что городу расти не нужно.

– За счет чего и каких ресурсов вы предполагаете наращивать численность населения в регионе?

Александр Смекалин: Повторюсь, надо быть очень наивными, чтобы считать, что мы сможем достичь заветной цифры быстро и исключительно за счёт роста рождаемости, хотя эта задача по-прежнему стоит перед нами, как и увеличение продолжительности жизни. Анализируя статистику, мы видим, что сейчас находимся в демографической яме – это является общей тенденцией для многих регионов России. Негативное влияние оказывает и новая модель репродуктивного поведения, когда молодые семьи переносят рождение детей на более поздний возраст. Но в перспективе ближайших десяти лет ожидается демографический подъем, как это было 13 лет назад. В 2008-2016 годах был рост рождаемости, именно это поколение может дать новый скачок в ближайшее время.

Другая задача – достичь положительного миграционного баланса, сформировать условия для притока населения. Эту проблему мы уже обсуждали с главой региона Алексеем Русских. Он озабочен снижением численности населения. Нам нужно выйти на стабильное число жителей города в нынешних административных границах. В этом вопросе есть положительная динамика. По статистике, за десять лет миграция из региона сократилась в два раза. Чтобы усилить приток жителей в регион, необходимо проработать пакет мер для трудовых мигрантов, в первую очередь высококвалифицированных кадров.

Параллельно мы планируем готовить под новые потребности всю инфраструктуру: социальную, образовательную, медицинскую, коммунальную, транспортную. Зачастую в этих сферах у нас есть очень серьезные вопросы к качеству услуг. Региональное здравоохранение – одна из больных тем. Требуется незамедлительно проводить его реформу. В образовании у нас традиционно сильный педагогический состав, но нужно модернизировать материально-техническую базу.

Необходимо кардинально изменить облик города за счет пересмотра градостроительной политики, глобальной реновации пространств, обеспечения транспортной доступности, строительства современных дорожных развязок. Все это, в свою очередь, повысит инвестиционную привлекательность региона – это экономический драйвер, который уже запущен.

И еще один момент: многие представители молодого поколения говорят о том, что у нас, как и везде в провинции, не хватает интеллектуального досуга столичного уровня, недостаточно развита сфера культуры. В Ульяновске, областном центре, только начинают появляться современные рекреационные и парковые площадки, где любит собираться молодежь. И в то же время они пока вообще отсутствует в малых населенных пунктах. Повсеместно не хватает современных креативных пространств для активного досуга. Это тоже задача для региональной власти, которую планируем решать вместе с жителями, исходя из предложений и потребностей.

Надеюсь, что благодаря этим усилиям удастся изменить культурный код ульяновцев, чтобы они хотели оставаться жить в родном городе и верили в его успех, а родители видели тут будущее для своих детей.