Фонд РАПИР провел социальное исследование предвыборных ожиданий населения. Ученые считают, что явка на выборах составит до 55%, самыми активными избирателями станут живущие в селах пенсионеры. Идеальным губернатором видят трудолюбивого, справедливого и честного профессионала своего дела без привязки к определенной политической партии. При этом 10% респондентов проголосовали бы за самовыдвиженца – больше, чем за кандидатов от “Справедливой России” и ЛДПР. Меньше всего хотят идти на выборы жители Димитровграда, при этом 83% местного населения считает, что все, что творится в регионе, полностью зависит от губернатора. В целом на ближайшие 5 лет люди не ждут в изменении ситуации в Ульяновской области никаких потрясений – ни взлетов, ни кризисов.

В двухмесячном (май-июнь) социологическом опросе фонда РАПИР участвовали 1080 жителей Ульяновской области старше 18 лет. Квотная выборка прошла по полу, возрасту и месту жительства – Ульяновск, Димитровград, малые города и села, поселения. Основной целью исследования стало определение характеристик социально-политической ситуации в регионе, связанных с адаптацией населения к нестабильным условиям жизни, эффективностью федеральных и региональных органов власти, отношением к институту выборов. Замерялись такие показатели как социальная адаптация населения, социально-политическая активность и лояльность, образ идеального губернатора и электоральные установки жителей – что они хотят и почему они хотят то, что хотят.

Ниже приводим результаты исследования с комментариями президента общественного фонда «Региональная аналитика. Профессиональные исследования. Рейтинги» Дмитрия Травкина.

 

– По адаптации задавался традиционный вопрос: произошли ли какие-то изменения за последние 5 лет? Общая тенденция повторяется из цикла в цикл: люди считают, что в стране ситуация чуть улучшилась.  В Ульяновской области – двукратный пессимизм. Там, где они живут,  динамика почти такая же, при этом лично в семье у  34% опрошенных все улучшилось. Люди руководствуются разными способами познания. Свою семью можно “пощупать”, данные о семье – самые объективные. Информацию о ситуации в стране, в Ульяновской области и в своем населенном пункте люди откуда-то узнают, формируют свое отношение с учетом других мнений. Видим, что всероссийские информационные каналы хорошо работают.

– Существенно улучшился только один момент – каждый четвертый сообщил, что он улучшил жилищные условия, здесь явный прогресс в два раза. Уровень жизни не изменился, с работой – швах, практически встали кадровые лифты, стало меньше дорогих приобретений, образование и открытие собственного дела изменилось в пределах статпогрешности, другие страны посещали, но гораздо меньше. Зато в два раза больше респондентов ответили, что ничего не изменилось. С одной стороны, у людей некая стабильность, с другой – застой. 

– В этой таблице личные достижения разложены во возрасту и месту проживания. Больше всего удалось повысить уровень жизни людям в возрасте 24-35 лет – в два раза выше, чем в среднем по выборке. Больше всего жилищные условия улучшают жители малых городов – 30%. Скорее всего, в пределах своего населенного пункта, это то, что мы называем индивидуальное жилищное строительство. И, наоборот, в малых городах меньше всего удалось повысить уровень жизни.

 

– В аналогичном исследовании фонда РАПИР, которое проводилось три года назад,  на вопрос “что делать?” в случае негативных событий 23% респондентов отвечали “мобилизоваться, стать активнее, догонять уходящий поезд, открывать в себе новые компетенции, новые источники заработка.  Сейчас таких людей практически в два раза больше – 41%. Эту историю можно заменить лозунгом “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Нет патернализма, нет ни на кого надежды. Уменьшается чуть-чуть охранительная история: все меньше людей капитализируют и сохраняют достигнутое. Ничего не делать, убежать в себя, дауншифтинг, уйти в подполье не получается. Рост людей, которые работают по принципу “помоги себе сам”, обусловлен переходом людей из категории тех, кто сохраняет достигнутое или куда-то бежит. Происходит общая активизация: социальная, экономическая, гражданско-политическая.

– Вопрос был открытый, можно было давать несколько ответов. Чаще, чем каждый второй, указал опережающий рост стоимости жизни. В других регионах не так. Проблема не в том, насколько выросла стоимость жизни, а в том, что стал сбиваться баланс между доходами и расходами. В ПФО мы являемся самым низкозарабатывающим регионом. Уровень расходов  в нашей зоне ПФО примерно одинаковый, а достаток совершенно разный, рост цен и тарифов люди у нас ощущают наиболее болезненно. Второй блок проблем – ЖКХ: ТКО, вода и ее качество, цены на тарифы сюда скорее всего зашиты и тд. Медицина всегда была в топе проблем, но никогда не  третьей, ранее занимала 5-6 позиции.

Удивительно, что на 4-м месте оказалась не отраслевая проблема, а коррупция. Она всегда была проблемой и была на 8-9 позиции рядом с преступностью. Но в Ульяновской области на 4-м месте я коррупцию вижу в первый раз. Становится все меньше и меньше сфер, где без коррупционной составляющей невозможно качественно решить вопрос. То есть коррупция стала бытовой, она стала ощущаема широкими слоями населения.

На пятом месте – повышение пенсионного возраста, Еще три года назад это проблемой  считали 90%.

 

– По некоторым проблемам у бедных и богатых приоритетность совершенно разная. Например, проблема наркомании и алкоголизма у обеспеченных остра. Повышение пенсионного возраста примерно одинаково всех беспокоит. Богатые более критически настроены к качеству образования. Общество расслаивается и сегментируется в оценке, все меньше и меньше действий, которые вызывают однотипную, солидарную реакцию. Но есть исключение – это патриотизм.

 

 

– Людям задавали вопрос: считаете ли вы себя патриотом? 30% ответили “да”, еще почти 40% – “скорее да”. То есть 7 из 10 человек в целом патриоты. Мы живем в регионе патриотично настроенных жителей. Уровень патриотизма выше у людей старше 56 лет, проживающих в поселках и селах. Причем обратите внимание: жители Димитровграда более патриотичны, чем Ульяновска.  Самые патриоты – те, кто точно пойдут на выборы.

 

– Потом людей  спросили, что вы считаете патриотизмом?  В это понятие, прежде всего, вкладывают гордость за Родину, готовность защищать, ответственность за страну – поступать так, как правильно для страны. Уже меньше – принятие обычаев страны, любовь к территории, малой Родине, еще меньше – это история семьи и страны. Меньше, чем каждый десятый, выступает за государственный оттенок патриотизма – нацпроекты.

Но это тоже средняя температура по больнице. В другом исследовании мы отдельно смотрели, как понимает патриотизм молодежь: больше половины опрошенных назвали патриотизмом заботу о семье. В целом по выборке все живут старыми советскими моделями, прежде всего думая о Родине, а потом о себе.

– Из всех форм социально-политической активности на первом месте – участие в выборах, на втором  – волонтерство, благотворительность, участие в деятельности НКО и примерно 4% – деятельность политпартий.

– Каждый второй считает, что все, что творится в регионе, полностью зависит от губернатора, еще 33% говорят, что скорее зависит. То есть губернатор в глазах абсолютного большинства людей воспринимается как фигура, от которой полностью либо в очень большой степени зависит все, что здесь происходит. Такие патерналистские вещи имеют корреляцию с возрастом: чем старше люди, тем им ближе такая модель, и наоборот. Но по большому счету сильно не разнятся. Самые главные патерналисты – жители поселков и сел (60%), разница с малыми городами в 2,5 раза. Это большая воронка для социологов: тут надо ставить вопрос и разбираться, почему так произошло. Очень высокий уровень патернализма и у Димитровграда – 83%. 

 

– Что хотят от любого губернатора? Первое – это личные качества: трудолюбие, справедливость, честность. На втором месте – насколько он профессионально подготовлен. В 2020 году на муниципальных выборах в стране в одном случае главой поселения стала уборщица, в другом – водитель, в третьем – то ли охранник, то ли дворник. Ульяновский избиратель считает, что губернатором должен быть человек с профессией. На одинаковых позициях идет фактор “местный, знает регион”. Доверие президента России – важный фактор, но с некоторым отставанием расположился только на 4-м уровне. Никакого значения не имеет возраст, но люди говорили,что допенсионный. Партийная принадлежность имеет минимальное значение. У депутатов Госдумы тенденция та же самая. Зафиксировали одну простую историю: люди перестают обращать внимание на партийные шильдики и начинают рассматривать людей под микроскопом. Это 100% тренд. Вообще не играют никакого значения пол и национальность.

– Сегодня можно осторожно сказать, что явка будет порядка 52-55%. Это на 6-8% повыше, чем в других регионах из-за губернаторских выборов. В поселках и селах явка будет порядка 65%, но удельный вес таких избирателей не очень высок – примерно четверть от общего числа.

В участии в выборах меньше всего заинтересована молодежь, больше всего – пенсионеры. Меньше всего хотят идти на выборы жители Димитровграда, при этом ранее мы смотрели, что у них самый высокий уровень патернализма. Парадокс. Это, скорее всего, связано с социо-психологическими установками этой территории, они очень особенные, ведут себя как обиженные дети.

Есть небольшие аномалии: очень много затрудняющихся ответить – в Димитровграде и малых городах.

– 15% опрошенных допускают для себя возможность проголосовать за самовыдвиженца, но законом Ульяновской области предусмотрено выдвижение только от  партий. Если бы была возможность за такого кандидата проголосовать, то самовыдвиженец занял бы почетное третье место и набрал больше, чем кандидаты от ЛДПР и “Справедливой России”. Эту историю надо осмыслять: у нас есть земляки со своей политической позицией и, возможно,  для того, чтобы их позиция не пропадала и не оставалась вместе с ними дома на диванах, по-хорошему нужно совершенствовать законодательство.

Если по выборке только 18% хотели бы, чтобы кандидат был от “Единой России”, то электоральный потенциал у партии за счет умения мобилизовать высокий – 33%.  У коммунистоы тоже получается мобилизоваться, но скромнее, – 24%.

Затруднились ответить больше всего людей из Димитровграда – 42%, это нонсенс.

– Что интересно: наружная реклама, плакаты и листовки почти не оказывают никакого воздействия. Мы видели в 2018 году, когда список КПРФ набрал 40% по Ульяновску и 36% по области, что у них не было ни одного билборда.

 

– Власть считает, что концерты, распродажи, пирожки на избирательных участках – это важно, но люди говорят, что ничего подобного. Электоральную активность повысит внимание к конкретным проблемам населения, а не торговля кандидатов лицами. Во-вторых, люди идут на открытость выборов: когда о процедуре говорится, когда понятно, что происходит, когда есть конкурентность. Также важна активная кампания самих кандидатов. В сентябре прошлого года до выборов в Гордуму Ульяновска  дошли 346 кандидатов, из них 141 не уведомил Избирком ни об одном агитационном материале. Эти люди вообще никому не рассказали, кто они и зачем идут в Гордуму.

– Феномен Ульяновского-Симбирского края: люди на будущее не ждут потрясений – ни взлетов, ни кризисов.

 

Что видим по итогам исследования: 70% избирателей –  патриоты, минимум 52% идут на выборы, они все прогнозируют определенную стабильность и никаких кардинальных потрясений, предъявляют определенные качества идеального губернатора.

Это исследование хорошо тем, что на какие-то вопросы отвечает, а какие-то вопросы ставит. Нам показалось, что история с отдельными результатами по возрастам и месту проживания стала гораздо более пестрой. Общество очень сильно сегментируется, начинает жестко стратифицироваться по возрасту и и месту проживания. Эта тема – как не оставить никого в беде – головная боль для власти.