Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

В Симбирске, находившемся далеко за пределами установленной для еврейского населения черты оседлости, община представителей этой национальности никогда не была многочисленной. Тем не менее евреи, в том числе причисленные к купеческому сословию, селились здесь с начала XIX века. П.Л. Мартынов писал: «До 1840 года в Симбирске жило много евреев, но в том году, по распоряжению правительства, все они были разосланы по местам их приписки; однако с 1843 года евреи снова стали селиться в Симбирске»

С принятием «Устава рекрутской повинности и военной службы евреев» от 26 августа 1827 г. евреи служили в составе расквартированных в Симбирске воинских частей. В период службы и после отставки они получали право селиться в любом месте Российской Империи. Достаточно свободно выбирать место жительства могли также евреи-ремесленники.

С 1843 года известно еврейское кладбище (ныне по 1-му пер. Робеспьера). В 1855 г. еврейская община, хотя и небольшая (356 человек), превосходила по численности католиков и лютеран вместе взятых. Имеются свидетельства, что в 1856-1857 г., в доме поручика Трубникова на Московской улице, с разрешения Военного министра был открыт еврейский молитвенный дом. «Устав рекрутской повинности» допускал это при отсутствии по месту службы евреев синагоги и раввина. Но документов не сохранилось; местные евреи объясняли, что разрешение сгорело в пожаре 1864 года.

По тому же Уставу, при численности военных евреев не менее 300 чел., для них мог быть назначен раввин с жалованьем от казны. Но такого назначения не последовало, «исправляющим должность раввина» являлся некто Дивинский. Он имел печать и метрическую книгу Симбирского еврейского общества, заведенную в 1862 году. С этого времени ведется отсчет существования полуофициального еврейского общества в Симбирске.

Старосту общества ежегодно избирало собрание, ни перед кем не отчитываясь. Наряду с этим отношения общины с официальными властями оставались сложными, о чем свидетельствуют дела об «уклонении в иудаизм» некоторых крещеных евреев, а в других случаях – об отказе креститься. Как отмечал соборный протоиерей П.Н. Охотин: «…при такой обстановке, при множестве Евреев грамотных в Симбирске, нет никакой надежды на успех увещаний…»

В 1870-х гг. видную роль в еврейской общине играли Мордка Лейбович Абрамович и Янкель-Шмуль Гиршович Кравец. М.Л. Абрамович в 1864 г. вышел в отставку из Симбирской команды внутренней стражи. Торговал дровами; в 1874 г. причислен к мещанскому сословию. С супругой Хаей Абрамовной они владели каменным домом на Панской улице и местом на Петропавловском спуске. Его зять (муж сестры) Я.-Ш.Г. Кравец, также после выхода в отставку, причислен в 1870 г. к мещанскому обществу, являясь мастером переплетного дела.

П.Л. Мартынов писал: «В 1878 году, по распоряжению городской думы, построена была, на средства города, деревянная еврейская молельня на Малой Казанской улице». В данном случае Павел Любимович ошибся. 2 июня 1878 г. симбирские мещане Мордка Абрамович и Янкель-Шмуль Кравец обратились в Симбирскую городскую управу за разрешением «на постройку двух деревянных флигелей на принадлежащем нам дворовом месте, состоящем во 2-й части г. Симбирска, по Мало-Казанской улице». К прошению приложен план местности, фасады и планы флигелей: оба одноэтажные, один – в 3 окна по фасаду, с пристроенной террасой и двумя комнатами; другой – в 4 окна по фасаду, с пятью комнатами в двух половинах. Разрешение на постройку дано 14 июня 1878 года.

В одном из построенных зданий – «двухсветный деревянный флигель на каменном фундаменте…, обшитый тесом…, крытый железом…, при нем во всю длину его крыльцо, обшитое с обеих сторон тесом…; в нем устроены хоры…» – был открыт молельный дом. Согласно иудейским канонам, молельня была двухуровневой: хоры для женщин, нижний ярус – для мужчин.
В другом флигеле – «крытый тесом…; в нем две дощатые перегородки; к нему пристроены из толстых половых досок сени и пристен» – возможно, размещалось религиозная начальная школа – «хедер».

Городские власти в создании молельного дома не участвовали и права на это не имели: разрешение на устройство молельни в населенном пункте вне черты еврейской оседлости мог дать только министр внутренних дел. Разрешения же не было; фактически молельный дом существовал тайно.

За отсутствием раввина религиозные обряды совершал староста молельного дома М.Л. Абрамович – один из владельцев усадьбы. В 1886 г. в Симбирское еврейское общество входило 35 семейств – 142 человека обоего пола: землевладелец, бухгалтер, торговцы, портные, переплетчики, резчики печатей, часовщик и т. д. К этому нужно добавить до 500 евреев-военнослужащих расквартированных в Симбирске воинских частей. Немалое общество для тайного существования; удивительно, что власти долго закрывали на него глаза.

Но в январе 1886 г. незначительное дело привлекло внимание начальства. Тут и выяснилось, что общество не имеет раввина; старосты его не утверждаются, как положено, губернским правлением, метрические книги ведутся бесконтрольно. Губернатор Н.П. Долгово-Сабуров обратился за разъяснениями в МВД. Ответ от 13 мая 1886 г. не оставлял места для толкований. Начальник департамента, указав, что евреи в Симбирске, лежащем вне черты оседлости, могут иметь молельню только с разрешения министра, далее писал: «усматривая…, что число еврейских семейств в Симбирске составляет только 35 и признавая нежелательным увеличение еврейского населения на Волге, я не вижу уважительных поводов к разрешению открытия еврейской молельни… Несмотря на бедность местного еврейского общества, лишающую его возможности содержать раввина, я нахожу невозможным… разрешить ведение метрикации какому-либо другому лицу…»

27 мая 1886 г. Симбирское губернское правление потребовало от городского полицейского управления закрыть молельный дом на Мало-Казанской улице; отобрать у старосты печать и представить ее для уничтожения; под подписку запретить старосте отправлять религиозные обряды и вести метрические книги; что и было вскоре исполнено.

Члены общества обратились к губернатору с прошением ходатайствовать об оставлении им молельного дома и назначении раввина. Признавая вину в нарушении правил, они указывали, что в Симбирске, с учетом военнослужащих, насчитывается до 600 лиц иудейского вероисповедания, а раввины по закону могут избираться единоверцами числа образованных евреев. Это прошение осталось без внимания.

Впрочем, богослужения продолжали проводить в формально закрытой молельне. Ведь официально на Малой-Казанской находился частный дом Абрамовича и Кравца, а кто может запретить ходить в гости?

С этими осложнениями совпало еще одно печальное для общины событие. 1 мая 1887 года умер Мордка Лейбович Абрамович – один из руководителей общества. Движимое имущество он завещал продать, а оставшиеся после похорон и уплаты долгов средства использовать на нужды еврейской общины. Дом на Панской улице оставался жене, а после ее смерти вырученные за дом деньги следовало потратить на содержание еврейского кладбища и устройство миквы (ритуальной купальни). Доля Абрамовича в имении на Мало-Казанской улице перешла к Кравцу.

Уже 1 июня 1887 г. Янкель-Шмуль Кравец получил разрешение городской управы на постройку при доме на Мало-Казанской улице каменной прачечной. В действительности под видом прачечной была устроена ритуальная женская купальня – «миква». Прачечная-купальня представляла собой пристрой к малому дворовому флигелю с общим входом и коридором; имела два помещения и печь; окна отсутствовали.

А 4 мая 1889 года Я.-Ш.Г. Кравец обратился в городскую управу за разрешением построить в усадьбе на Мало-Казанской улице каменный двухэтажный дом (ныне ул. Красногвардейская, 4). К прошению прилагались план места; планы, разрез и фасад будущего дома (фото 1), подписанные городским архитектором В.А. Алатырцевым и утвержденные 28 июня 1889 года. По бумагам возводился частный дом, но средства на постройку в сумме 6000 руб. были собраны еврейским обществом. Это свидетельствует, что здание выполняло функции молельного дома, синагоги.

Деревянные флигели вроде бы сгорели в пожаре 1888 года, уничтожившем 186 домов на десятке улиц. Об этом упоминают и П.Л. Мартынов, и позднейшие авторы. Но на плане места, приложенном к прошению 1889 года, малый флигель с пристроенной к нему прачечной-купальней показан, как существующий (Кравец просил разрешения снести деревянную постройку, оставив каменный пристрой). На месте второго, главного флигеля на плане показан проектируемый 2-этажный дом. Вероятно, этот флигель действительно сгорел.

Дом, как и стоявший ранее на его месте флигель, был немного отнесен вглубь двора и закрыт со стороны улицы от любопытных глаз забором. Проектом предусматривалось закрытое крыльцо, по которому в дом можно было зайти с улицы, и еще одно крыльцо со двора. Потом Кравец уличное крыльцо зачеркнул, а через несколько дней обратился с новым прошением: «по изменившимся обстоятельствам» постройку крыльца разрешить. Вероятно, члены еврейского общества размышляли, как привлекать меньше внимания окружающих, что и нашло отражение в изменениях проекта.

П.Л. Мартынов писал: «В 1894 году эта синагога закрыта по поводу произведенного в ней, самими евреями, скандала и на основании закона, не допускающего устройства еврейских молелен в городах, где евреев менее 300 душ – в Симбирске же их несколько менее – 158 мужчин и 71 жен. Вследствие такого распоряжения еврейское общество продало свою синагогу… и отправляет богослуженье в частных квартирах своих членов». Хоть это и не вполне соответствует истине, но главное верно: еврейское общество лишилось молельного дома из-за внутренних раздоров.

В 1892 г. случилась ссора между портным Л. Эльманом и точильщиком Л. Бернштейном; последний, согласно доносу портного властям, «как человек дурной нравственности, вселил между горстью еврейских семейств раздоры и разлады». Члены общества включились в выяснение отношений. Обстановка накалялась. Многие задавались вопросом: почему зданием, на которое деньги собирали всей общиной, единолично владеет Я.-Ш. Кравец? Добавляла нервозности и необходимость держать проведение религиозных обрядов в тайне.

В начале 1893 г. симбирским губернатором назначен В.Н. Акинфов. В августе того же года к нему обратились с прошением члены общества: «Нам, Евреям, необходимо иметь помещение для отправления общественных молитв и богомолий, которые каждый по одиночке на дому отправлять не может…». Прошение было оставлено без последствий: ни нанять новое помещение, ни «узаконить» существующую синагогу власти не разрешили.

И тогда община в 1894 году решила продать дом на Мало-Казанской, не дожидаясь, когда он будет опечатан.
Новый хозяин – мещанин А. Фарафонтов – в доме жил, а прачечную-микву во дворе сдал в аренду некоему Израилю Израилеву, который «пускал туда единоверцев, которые уплачивают ему деньги». Арендатор не разрешал пользоваться купальней без оплаты, что вызвало возмущение ревностных приверженцев иудейской веры. Жалобы властям не помогли. Но Фарафонтов к делу подошел иначе: отказал Израилеву и сдал купальню всему еврейскому обществу.

В 1901 г. по ходатайству губернатора В.Н. Акинфова получено разрешение МВД «на устройство в Симбирске молельни и хозяйственного при ней правления». В 1902-м был избран общественный раввин – «раввин духовный, не утвержденный правительством». Первым общественным раввином Симбирска стал коллежский советник, врач, бывший офицер 5-го Калужского полка Ицка (Ицхак)-Лейба Мовшевич Гальперн. Вероятно, на квартире Гальперна в доме купца В.А. Стрелкова на Большой Саратовской улице и размещалась разрешенная властями молельня.

Общество выразило благодарность В.Н. Акинфову за участие. В сентябре 1902 г., на проводах переведенного в Москву губернатора, ему был преподнесен роскошный адрес «синего бархата, с изображением скрижалей с десятью заповедями на древне-еврейском языке, щитом царя Давида с изречением, в русском переводе означающим: «Благословен твой приход, да будет благословен твой уход» и гербом Симбирской губернии». В адресе говорилось: «Ваше беспристрастное и благожелательное отношение к нам… оставляет в нас неизгладимую память, и Ваш высокогуманный образ всегда будет жив в сердцах наших…»

В 1903 г. еврейская община просила городскую думу отвести место на углу Кирпичной улицы и 1-го Курмышка под постройку каменного дома для молельни, но получила отказ.

В 1907 г. еврейское общество смогло открыть синагогу на Нижне-Чебоксарской улице. По данным ГИММЗ «Родина В.И. Ленина», это был один из домов усадьбы, принадлежащей врачу С.Н. Дубровскому. Вероятно, сейчас это дом № 32 по ул. Бебеля. Синагога была устроена в соответствии с правилами иудейского богослужения. По более поздней описи в ней имелись Тора, 12 подсвечников, неплохая библиотека.

В начале 1914 г. симбирским общественным раввином избран Гирш Менделевич Клейн – кандидат коммерции, окончивший Рижский политехнический институт, слушавший лекции в университетах Европы. К этому времени Клейн служил в Симбирском отделении Русского для внешней торговли банка и преподавал в землемерном училище. Про данным полиции, придерживался левых взглядов, но в революционной деятельности не участвовал.

Во время Первой мировой войны число евреев в Симбирской губернии выросло почти до 3000 чел. за счет беженцев, интернированных лиц и военнослужащих. Власти настороженно относились к увеличению еврейской общины. «…Немногочисленные в Симбирской губернии гнезда еврейства, несомненно, как и везде, являются источником самой яркой ненависти к существующему государственному порядку», – отмечал губернатор А.С. Ключарев.

В военное время Симбирская еврейская община помогала беженцам и раненым. «Помощь, оказываемая нами беженцам, выражается в выдаче им пайка, платья и обуви, в доставлении работы и медицинской помощи, в удовлетворении их религиозно-духовных нужд, в надзоре санитарном за их квартирами и общежитиями, в раздаче им добровольных пожертвований местных евреев…» – писал Г.М. Клейн.

Общественный раввин Клейн являлся уполномоченным Центрального еврейского комитета помощи жертвам войны; членом Симбирской городской комиссии о беженцах и других общественных организаций. Наряду с этим Г.М. Клейн и его единомышленники получили отказ в регистрации Симбирского еврейского общества помощи жертвам войны. Власти сочли, что евреев в губернии слишком мало, а материально они живут неплохо. Отказал губернатор и в ходатайстве Клейна об открытии в Симбирске русско-еврейского начального училища.

После февральской революции деятельность еврейской общины значительно активизировалась. Создавались общественные организации горожан и солдат-евреев. 1 мая 1917 г. состоялось первое городское собрание евреев, на котором обсуждалось участие в предстоящем Всероссийском еврейском съезде. Г.М. Клейн принимал активное участие в пропаганде и сборе средств Займа свободы.

Г.М. Клейн позиционировал себя марксистом по убеждениям. После взятия Симбирска красными войсками 12 сентября 1918 года он остался в городе, через несколько дней поступил на работу учителем 6-й советской школы; являлся лектором Симбирского губполитпросвета. Но его прежняя духовная деятельность не была забыта. В феврале 1922 г. Клейна арестовали за неподчинение приказу о «регистрации духовенства всех культов и религий». Следствие установило его невиновность – пост раввина Клейн оставил в 1918 году. В 1926-м он без объяснения причин уволен с должности преподавателя Ульяновского землеустроительного техникума. Итог закономерен: в декабре 1937 года Гирш Менделевич Клейн приговорен к расстрелу.

Еще раньше, в 1932 году, была закрыта синагога на Нижне-Чебоксарской (с 1918 г. Бебеля) улице.

По материалам ГАУО (Ф. 137, оп. 40, д. 100; Ф. 137, оп. 2, д. 59; Ф. 137, оп. 4, д. 91 и др.); ГИММЗ «Родина В.И. Ленина», публикациям И.Э. Сивопляса.


Проект фасада дома Я.-Ш.Г. Кравца на принадлежащем ему месте по Мало-Казанской улице (ныне ул. Красногвардейская, 4). Утвержден городским архитектором В.А. Алатырцевым 28 июня 1889 года.
ГАУО. Ф. 137, оп. 4, д. 91, л. 2.


Начало Красногвардейской улицы. Дома №№ 2-6 (в центре бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца под № 4). 1970-1980-ые годы.
Архив КО УОНБ, Ф68.


Начало Красногвардейской улицы; дома №№ 4 и 2. Современный вид.


Улица Красногвардейская, дом № 4. Бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца на Мало-Казанской улице, в котором в 1890-х гг. размещалась синагога (еврейский молельный дом). 1970-1980-ые годы.
Архив КО УОНБ, Ф68.


Улица Красногвардейская, дом № 4. Бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца на Мало-Казанской улице, в котором в 1890-х гг. размещалась синагога. 1970-1980-ые годы.
Архив КО УОНБ, Ф68.


Улица Красногвардейская, дом № 4. Бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца на Мало-Казанской улице, в котором в 1890-х гг. размещалась синагога. 1970-1980-ые годы.
Архив КО УОНБ, Ф68.


Улица Красногвардейская, дом № 4. Бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца на Мало-Казанской улице, в котором в 1890-х гг. размещалась синагога. 1970-1980-ые годы.
Архив КО УОНБ, Ф68.


Улица Красногвардейская, дом № 4. Бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца на Мало-Казанской улице, в котором в 1890-х гг. размещалась синагога. 1970-1980-ые годы.
Архив КО УОНБ, Ф68.


Улица Красногвардейская, 4. Бывший дом Я.-Ш.Г. Кравца. Современный вид.


Охранная доска на доме № 4 по ул. Красногвардейской – бывшем доме Я.-Ш.Г. Кравца, в котором в 1890-х годах размещалась синагога.