24 июля в России отметили День торговли. Лучших представителей отрасли, работающих в регионе, наградил врио губернатора Алексей Русских.
По праву сфера торговли может называться самой востребованной хозяйственной отраслью. Рассказываем о ней подробнее.

В 2021 году оборот розничной торговли составил 87 млрд рублей — это почти на 9 млрд больше показателей за аналогичный период прошлого года. 7858 предприятий осуществляют торговлю продуктами питания.

— В сравнении с ковидным периодом, объёмы розничной торговли не просто сохранились, но и приросли. 103,5% — неплохой показатель. При этом количество приобретаемого ульяновцами товаров увеличилось, что говорит об улучшении благосостояния. Потребительский спрос устойчиво продолжает расти, — отметил председатель Совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

По его словам, торговая отрасль всегда была самой многочисленной по целому ряду параметров. Это самый массовый вид деятельности среди индивидуальных предпринимателей: в нем задействованы почти 11 тыс бизнесменов (40,8% от общего количества ИП). На предприятиях торговли в регионе было создано более 85 тыс рабочих мест.

Особое направление — инвестиционное развитие как малоформатной, так и сетевой торговли. В 2021 году три крупных торговых сети планируют построить в регионе 24 новых объекта и реконструировать 10 магазинов. Объем вложений — около 550 млн рублей.
Поощряется продвижение сетевых магазинов за пределами Ульяновской области. К примеру, крупнейшая региональная группа компаний «Гулливер» инвестирует средства в размещение своих продуктовых дискаунтеров «Победа» в шести субъектах страны. Это даёт возможность ульяновским производителям найти новых покупателях в соседних областях.
Еще один важный момент: завершается упаковка нормативно-правового акта по поддержке малой торговли в удалённых сёлах. Это позволит сохранить большее количество торговых объектов, которые предоставляют важные социальные услуги жителям региона. С августа этого года предприниматели смогут подключиться к госпрограмме по компенсации части затрат на обеспечение работы небольших магазинов в деревнях и доставки товаров в удалённые населённые пункты
Сегодня уровень обеспеченности ульяновцев торговыми площадями на 1 тыс. населения значительно вырос по сравнению с 2020 годом.

С конца 2020 года доля дистанционной торговли от общего оборота розничной торговли в регионе выросла на 20% и составила почти 1,5 млрд рублей.
— Нас неоднократно отмечали как передовиков торговли, которые
тщательно следят за качеством своей деятельности. «Зелёная улица» развивается как офлайн, так и в онлайн-сегменте. То, что
сейчас делает в плане продвижения онлайн-торговли региональная Корпорацией развития промышленности и предпринимательства – большая и необходимая работа. В Ульяновской области запущено обучение работе с
маркетплейсами – это очень важно. Однако есть законодательные
пробелы на федеральном уровне, сложности с прямым взаимодействием с онлайн-площадками. На это стоит обратить внимание, — пояснил основатель сети магазинов «Зелёная улица» Валентин Глухов.

Во время пандемии Ульяновская область стала первым в России регионом, где внедрили комплексную программу поддержки региональных товаропроизводителей, выходящих на маркетплейсы. Она стала частью реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Сегодня ульяновцы активно размещают свои товары на Wildberries, OZON, СберМаркете, LaModa, Kupi.vip, СДЭКмаркетк, Юлмарте, Казань-Экспрессе и других.


Для продвижения местной продукции запустили специальный первый региональный маркетплейс Ulmade. Участниками этой программы стали более 50 компаний. Пройти процедуру выхода на электронные площадки предпринимателям бесплатно помогают в Центре развития торговли Корпорации развития промышленности и предпринимательства. За полгода поддержку получили более 100 предпринимателей.
Продвигать товары и услуги местных производителей помогают как внутри региона, так и за его пределами. Для этого испльзуется целый пакет мер, начиная с информационной поддержки и презентации региональных товаров, до проведения баерских туров и закупочных сессий. Это первое очное знакомство потенциального поставщика производимого товара и торговой сети.
В 2019 году Центр развития торговли региональной Корпорации развития промышленности и предпринимательства провел более 10 закупочных сессий с различными местными и федеральными сетями. Общая сумма договоренностей о поставках товаров превысила 145 млн руб.
В прошлом году антиковидные ограничения активизировали формат онлайн-мероприятий. На них предпринимателям объясняют, как в новой, пандемической, реальности «попасть на полки» ведущих российских торговых сетей. Так что сегодня любой товаропроизводитель Ульяновской области имеет возможность в режиме онлайн ознакомиться с условиями вхождения в сеть и подать заявку на заключение договоров поставки.