В среду врио губернатора Русских провел вторую встречу по формированию Градосовета – третье совещание должно пройти уже в обновленном составе, в который включат как минимум 70% архитекторов. Пока же пытаются обрисовать вектор работы: разработка нового Генплана, открытие водного фасада города, работа с застройщиками, чьи проекты, по мнению профсообщества, должны “прогонять” через Градосовет. Новый помощник Русских Евгения Муринец по опыту Астраханской области предложила разделить Градосовет на профильные комитеты, а также разработать стратегию пространственного развития “Мастер-план”. Русских идея понравилась, но бурной поддержки архитекторов она не получила.

В начале врио губернатора представил своего нового помощника на общественных началах по вопросам архитектуры и градостроительной деятельности Евгению Муринец, которая является членом экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды.

Бывший главный архитектор Ульяновской области Татьяна Тарасова рассказала о положениях формирующегося Градосовета, в частности, что в составе должно быть не менее 70% архитекторов. Муринец предложила по опыту Астраханской области выделить направления работы в несколько комиссий: по благоустройству, градостроительству, культурному и историческому наследию, по рассмотрению проектов федеральной программы “Формирование городской среды”. Также помощник рассказала, как астраханские студенты объединились в “архитектурный патруль”, который регулярно проводит рейды на предмет видоизменения объектов наследия (ветхость, установка кондиционеров, надстрои и тд). Несколько таких объектов вывели на Градосовет, председательствующий губернатор “поручил с ними разобраться”.

Глава регионального отделения Союза архитекторов России Рамиль Валюткин высказался, что для него, почетного архитектора, вступление в Градосовет на заявительной основе – процедура унизительная. Муринец пообещала, что “вряд ли возникнут мысли не включать в состав Градосовета уважаемых профессиональных экспертов с опытом работы”, но акцентировала – необходимо привлекать и молодежь. Русских добавил, что Градосовет должен быть “чисто экспертным, а не политически-популистским”.

Вторым вопросом рассмотрели актуализацию градостроительных документов. По словам и.о. главы Ульяновска Дмитрия Вавилина, на ближайшие три года на разработку Генплана в бюджете города заложено 34 млн рублей. Сегодня городская власть находится на этапе подготовки техзадания: “Уже сегодня видим, что есть не одна сотня замечаний к этим документам. Работу планируем закончить до конца года. Анализ ляжет в основу проекта нового Генплана”.

Замдиректора имущественной Корпорации Ульяновской области (бывшее БТИ) Алексей Трофимов рассказал, что сейчас они сравнивают ПЗЗ с Генпланом и текущей ситуацией, накладывают друг на друга несколько слоев, в том числе кадастровую карту и фотоплан.

– Вот несколько примеров ошибок. Перекрёсток Федерации-Кролюницкого: по Генплану тут зелёная зона, по факту – “Гулливер” и офисы. На Нариманова -Кролюницкого обратная ситуация: по Генплану здесь – зона общественной застройки, по факту – зелёные насаждения. Ещё один пример – зелёная зона по Генплану возле “Энтерры” на ул. Радищева закатана в парковку и асфальт.

 

Далее Муринец презентовала разработанный в Астраханской области Мастер-план – стратегию пространственного развития города. Документ готовили на спонсорские средства “Лукойла” и “Новапорта”, поэтому сумму вложенных денег в проект она не раскрыла:

– Мастер-план – общественный договор о развитии города. Предлагаю решить, к чему хотим прийти через 5-10 лет, что хотим видеть у города как приоритет. Нужно подойти комплексно: разработать документ, который будет включать материалы Генплана, стратегию социально-экономического, пространственного развития города. У Мастер-плана на каждом этапе подготовки идёт обсуждение с поофсообществом и жителями. В Астраханской области эти процедуры мы прошли за год. Поиск спонсоров занял полгода. На первую часть спонсором выступила частная компания “Новапорт”, которая включает аэропорт Астрахани, вторую часть спонсировал “Лукойл”.

Русских добавил, что Мастер-план – это тренд времени, и его нужно делать, чтобы не отстать от других регионов: “Было бы здорово найти спонсоров, чтобы бюджет не тратить. Надо смотреть на всю проблему шире, комплексно: где будут открываться новые производства, будем ли развивать туризм и какой, будем ли открывать водное сообщение с Казанью и Самарой на “Метеорах”.

Архитектор Олег Владимиров предложил власти провести инвентаризации уже внесённых изменений в Генплан города по прибрежным территориям Свияги и “проводить” все проекты застройщиков через Градосовет – сейчас обо всех изменениях в Генплан архитекторы узнают из прессы:

– Узнаём все изменения через Улпрессу. Генплан превратился в бумажку. Как сделать, чтобы любой инвестор, строитель знал, что прохождение через Градосовет для него обязательно? Мы давно между собой говорим, что у города нет понимания, куда идём: Ульяновск он какой – научный, туристический, промышленный? В 60-е гг был центром идеологического туризма, иностранцев раза в два больше было. Сейчас эта тема отпала. Мастер-план, возможно, задаст вектор, что делать.

Член Союза архитекторов России, почетный архитектор России Вячеслав Некрасов отметил, что не нужно создавать новую набережную на Волге, когда она уже есть – это заброшенный парк “Приморский”:

– В Приморском  были точно такие же дорожки, чугунные ограды, фонари, лавочки и клумбы как на Венце. Сейчас там заборы,  по набережной до пляжа не пройдешь – яхт-клуб перегородил дорогу.  Предлагаю возродить эту набережную, там и проект делать не надо. Там даже улица называется Набережная Волги, хотя говорят, что ее у нас нет.  Сейчас мам засыпается контрбанкет в озером внутри, а потом идёт пляж.

Еще одним вопросом вскользь обсудили вовлечение земель Минобороны в развитие городской среды. Владимиров предложил убрать заборы с территории бывшего танкового училища. Русских ответил, что такое обращение в Минобороны сделано, но ответа еще нет. Также глава региона сообщил, что 2000 га территории “Арсенала” Минобороны готово расчистить и передать городу для застройки.