В четверг на корабле “Юрий Эм” Алексей Русских собрал отраслевых чиновников по вопросу развития акватории Волги. Из-за неудачного расположения и высоких тарифов судоходные компании отказываются заходить на стоянки в Ульяновск: за пять лет количество судов и пассажиров упало в три раза. Одним из решений называют строительство нового речного вокзала на его историческом месте, с другой стороны Императорского моста. Во-вторых, подготовлена заявка на получение инфраструктурного кредита под строительство набережной, которая соединит ныне заброшенный парк Приморский, контрбанкет, парк Дружбы народов с канатной дорогой и будущую набережную от улицы Тухачевского. Ориентировочная стоимость проекта составляет 1,4 миллиарда рублей. Кроме того Русских намерен возродить речные пассажирские перевозки: закупить три “Метеора” и создать с Самарской областью и Татарстаном единую судоходную кампанию. Подробнее – в нашем материале.

В начале совещания врио губернатора обозначил, что воскресить речную туристическую отрасль получится только с федеральной поддержкой, главным инструментом он видит участие в нацпроекте “Туризм”.

В числе накопившихся за последние 10-15 лет проблем глава госкорпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов обозначил заброшенные заливы, неразвитую сеть частных причалов, отсутствие транспортной и туристической доступности к исторической части Ульяновска от речного вокзала, невозможность строить капстроения в оползневой зоне будущей набережной:

– Есть ряд накопившихся за последние 10-15 лет проблем. Наше достояние   заливы – постепенно теряют свою судоходную, рыборесурсную инфраструктуры. Во-вторых, необходимо развивать частно-причальную инфраструктуру (сейчас таких объектов 5), которая привязана к турбазам. Третье направление – проект формирования некой нижней набережной. Сейчас складывается довольно комфортная ситуация: есть планы по реконструкции парка «Приморский» и реорганизации территории от речпорта до набережной, уходящей в пространство между Императорским и Президентским мостами. Это пятилетняя перспектива, связанная с берегоукреплением, дноукреплением, формированием парковых зон, легальным пешеходным подходом к речпорту. Ещё одна наша многолетняя проблема в том, что у пешехода нет формальной возможности попасть на Центральный пляж. Необходимо формировать связку с канатной дорогой. Жемчужиной будущей набережной мог бы стать речной вокзал на другой стороне Императорского моста, как это было в царское и советское время. Нахождение его в текущем месте вызывает ряд проблем по транспортной и туристической доступности (отдалённость исторического центра), во-вторых, при заходе сюда суда делают крюк в 14 километров (по времени 1,5 часа), и все компании и капитаны понимают, что это дорого. Ещё одна проблема – оползневая зона, в которой не сделаешь никакого капстроя. Необходимо внести поправки в Генплан, чтобы можно было делать какие-то инвестиционные вложения. Ещё одна шикарная площадка – контрбанкет. РЖД уже завершает работы, в этом году он будет сдан и станет частью «Приморского». Один из проектов – установка здесь величественного памятника Волге. По проекту контрбанкет передадут городу, но там нельзя строить капительные сооружения. Мог бы стать шикарной площадкой для событийных мероприятий.

Директор Агентства по туризму Денис Ильин озвучил цифры, что в 2019 году, в относительно благополучные допандемийные времена, речпорт принял 101 пассажирский теплоход – это порядка 18 тысяч круизных туристов, по маршруту Ульяновск-зелёная стоянка «Красный яр» – около 17 тысяч человек. В 2020-м количество судозаходов снизилось практически вдвое, в текущем прирост составил  1,6 раза, принято порядка 79 теплоходов.

Ещё один отрицательный фактор – повышение стоимости обслуживания пассажирских судов в ульяновском речном порту почти в 3 раза. В 2020 году первый час стоянки судна, без допуслуг, стоил от 21 465 рублей. Условием захода судна в порт является стоянка не менее 30 минут и уплата взноса за это время в размере не менее 10733 рублей. К примеру в Татарстане стоимость часа для трёхпалубных судов составляет 2100-2200 рублей в час, в Самаре – 3000 рублей, в Ярославской области (парк-отель «Бухта Коприно») стоимость швартовки для судов составляла 10 000 рублей на срок до 5 часов.

– Мы также изучили вопрос о поддержке причальных комплексов. В Татарстане из бюджета выделяют 6 млн. рублей, в Самарской области — 45 млн. рублей, в Чувашской республике — 6,5 млн. рублей, в  Тольятти — 5 млн рублей. Здесь есть два варианта. Первый — возмещение затрат хозяйствующим субъектам, причальным комплексам за счет предоставления субсидий из средств регионального бюджета. Второй — возмещение затрат напрямую круизным судоходным компаниям, которы приваливаются в `Ульяновске и находятся на стоянке не менее 3 часов. Опыт субсидирования в 2020 году показал, во-первых, прирост количества судозаходов в  Ульяновск, во-вторых, мы фиксируем рост заинтересованности круизных компаний, которые ранее не осуществляли здесь остановку. Сейчас формируется новый график на 2022 год и уже сейчас нам нужно предлагать условия работы, – доложил Ильин.

Русских поручил Ильину провести переговоры с судоходными компаниями, на каких условиях они бы осуществляли остановку в Ульяновске на 3 часа и на ночь. Во-вторых, организовать в октябре встречу с владельцем «Ленинских горок» Олегом Гаевским.

 

Учредитель ОАО «Ульяновский речной порт» Марат Якупов основными проблемами выделил аварийное состояние путепровода, запрет на движение грузового транспорта по грузовой восьмерке и отсутствие свободного доступа к парку, речпорту и пляжу:

– После оползня 2016 года ввели запрет на движение по грузовой восьмерке, но у нас основной доход от перевозки инертных материалов. В числе других проблем – отсутствие свободного доступа к парку, речпорту и пляжу, аварийное состояние путепровода. Необходимо отремонтировать пешеходный мост и улицу Нагорная, организовать автобусное движение. У нас есть проект «Симбирская кругосветка» – речной маршрут “Ульяновск – Красный Яр – Сенгилей” на теплоходе «Московский», который планируем закупить.  Было бы замечательно, если бы был «Метеор», он стоит 410 миллионов рублей.

И.о. министра транспорта Евгений Лазарев рассчитал, что речные перевозки можно субсидировать по принципу субсидирования региональных авиаперевозок. По предварительным расчетам, стоимость билета на “Метеор” из Ульяновска до Казани и Самары составит от 800 до 1500 рублей. 

– У нас есть предварительный расчёт по аналогии с субсидированием межрегиональных авиаперевозок. Знаю, что Самара на следующий год закладывает большой объём средств на приобретение судов «Валдай». Мы планируем войти в маршрут Ульяновск – Самара – Казань. Что касается инфраструктуры: на следующий год за свой счёт ремонтируем пешеходный переход в районе поста ГИБДД. Завершаемся проектные работы по реконструкции моста на ул. Кирова, куда включили капремонт улицы Нагорный. Есть спорный вопрос по открытию грузового движения по грузовой восьмерке. Думаю, поищем варианты, например, пускать только в ночное время. Но пока решения не нашли.

Алексей Русских поручил министру рассчитать финансирование покупки трёх «Метеоров» по льготному лизингу и создания тремя субъектами (Татарстан, Самарская и Ульяновская области) совместной судоходной компании:

– Смотрел я эти новые «Метеоры»: там довольно комфортные самолётные кресла, сзади есть бар, куда можно выйти освежиться. Неплохую машину сделали. Нужно понимать, какая будет нагрузка на бюджет. И отдельно нужно посчитать сообщение между районами области. Я разговаривал с губернатором Нижегородской области, они как раз купили «Валдай» на 60 мест, замкнули посёлки, он пользуется спросом, – рассказал Русских.

Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин доложил о планах по возрождению парка Приморский. В 2020 году на него заложат 40 миллионов  рублей. Уже готова концепция и заявка на получение инфраструктурного кредита под строительство набережной. Сейчас от губернатора ждут “отмашки” на подачу документов:

– После ввода контрбанкета в эксплуатацию (работы обошлись в 1,7 млрд рублей, насыпать контрбанкет удалось со второй попытки, в первый раз его смыло, – прим.ред.)  он переходит в муниципальную собственность. В этом году в Приморском на минимальном уровне провели санитарную обрезку – спилили порядка 160 деревьев. На следующий год эту работу продолжим. По нашим минимальным оценкам, в 2022-м в парк нужно вложить порядка 40 млн рублей для восстановления тротуаров, асфальтовых дорожек. Финансирование рассматриваем по программам «Безопасные качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». В целом подготовлена большая концепция: планируем соединить в единую набережную парки Дружбы народов и Приморский, создать объекты круглогодичного назначения – горнолыжные трассы, велодорожки, трассы под горные мотоциклы. Концепцию упаковали в заявку на получение инфраструктурного кредита. Тема потенциально поддержана, теперь нужно самим определиться, заходим мы или нет. Ориентировочно стоимость проекта оценили в 1,4 млрд рублей, это без строительства пассажирского причала. Сам причал на 1000 м2 обошёлся по нашим расчётам в 2 млрд рублей, но здесь есть вариации. На наш взгляд, можно сделать и небольшой за 700 млн рублей. Как только поймём, что весь этот проект – финансово окупаем для бюджета (за 15 лет), в принципе заявку (без причала) можно подавать, – доложил глава города.