С пассажирской навигацией в Ульяновске беда. Точнее, беда без навигации. Набережная в разрухе, смонтированная еще в 2015 году канатная дорога для подъема пассажиров с берега на Симбирскую гору неподвижна, весь местный пассажирский флот состоит из пары мелких суденышек, на одном из которых губернатор Алексей Русских и собрал отраслевых чиновников.

Дорого и неудобно

Новый глава с поистине кавалерийским наскоком бросился на разбор завалов из проблем, оказавшихся непреодолимыми для его предшественника. Не окажутся ли эти проблемы танками, против которых сабельные атаки бессильны? Судоходные компании не хотят швартоваться на наших причалах. За пять лет впятеро упало количество судов и перевозимых ими пассажиров. Вокзал с причалами расположен неудобно, и для захода к нему надо делать полуторачасовой крюк длиной в 14 километров. Стоимость швартовки выходит за все мыслимые пределы, а нынешние арендаторы причалов уверяют, что все экономически обоснованно и дешевле никак нельзя.

Действительно, в 2020 году первый час стоянки судна, без допуслуг, стоил от 21465 рублей. Обязательное условие принимающей стороны: стоянка должна длиться не менее 30 минут и за это время нужно заплатить не менее 10 73 3 рублей. У соседей все гораздо дешевле – в Татарстане стоимость часа для трехпалубных судов составляет 2100—2200 рублей в час, в Самаре—3000 рублей, в Ярославской области— 10 000 рублей на срок до пяти (!) часов. Разумеется, дороговизна и неудобство отпугнут любых гостей. А запустение на оползневой набережной завершит картину полной разрухи в отрасли.

Новый порт на старом месте

Уже несколько лет на местных профильных совещаниях демонстрируется один и тот же проект: строительство нового речного вокзала из легких конструкций и пристаней на новом месте, севернее старого «Императорского» моста. Правда, это новое оказалось хорошо забытым старым. Именно в этой точке берега швартовались пароходы в старом Симбирске и довоенном Ульяновске, что было логистически более оправданно. Вспомнили о нем и на плавучем совещании в четверг.

Все это можно провернуть вместе со строительством новой многокилометровой набережной. Стоимость проекта набережной ориентировочно составляет 1,4 миллиарда рублей. Недавно избранный губернатор Алексей Русских планирует также возродить речные пассажирские перевозки. Он намерен приобрести три «метеора» и образовать единую судоходную компанию вместе с Самарской областью и Татарстаном.

—Смотрел я эти новые «Метеоры»: там довольно комфортные самолетные кресла, сзади есть бар, куда можно выйти освежиться. Неплохую машину сделали. Нужно понимать, какая будет нагрузка на бюджет. И отдельно стоит посчитать сообщение между районами области. Я разговаривал с губернатором Нижегородской области, они как раз купили «Валдай» на 60 мест, замкнули поселки, он пользуется спросом, — рассказал Русских.

И. о. регионального министра транспорта Евгений Лазарев рассчитал, что речные перевозки можно субсидировать по принципу субсидирования региональных авиаперевозок. По предварительным расчетам, стоимость билета на «метеор» из Ульяновска до Казани и Самары составит от 800 до 1500 рублей.

А пока единственный спасенный от утилизации «метеор» советских времен переправлен в один из городских парков в качестве арт-объекта и летнего кафе. Последней новостью о нем был недавний набег вандалов. Конечно, во главе угла — привлечение необходимых средств для заявленных преобразований. Основным финансовым рычагом для реанимации теплоходного туризма главе региона видится участие в нацпроекте «Туризм».

Добрым словом и… кошельком

Дороговизну корабельной стоянки можно побороть бюджетными вливаниями, считает директор регионального Агентства по туризму Денис Ильин.

— В Татарстане из бюджета выделяют 6 миллионов рублей, в Самарской области — 45 миллионов, в Чувашской Республике — 6,5 миллиона, в Тольятти — 5 миллионов. Здесь есть два варианта. Первый — возмещение затрат хозяйствующим субъектам, причальным комплексам за счет предоставления субсидий из средств регионального бюджета. Второй — возмещение затрат напрямую круизным судоходным компаниям, — считает он.

В 2020 году выделением небольших средств уже удалось добиться прироста количества судозаходов в Ульяновск.

Что касается канатной дороги, то она с самого начала являлась частью горнолыжного проекта «Ленинские горки», реализация которого «зависла» то ли по экономическим, то ли по иным причинам. До сих пор позиция инициатора проекта была непоколебима: канатка оживет только вместе с «Ленинскими горками».

Алексей Русских поручил Денису Ильину провести переговоры с судоходными компаниями и узнать, на каких условиях они бы осуществляли остановку в Ульяновске на три часа и на ночь. Во-вторых, организовать в октябре встречу с владельцем «Ленинских горок» Олегом Гаевским.