Штамм «дельта» окончательно похоронил надежды человечества на то, что прививка от коронавируса сможет полностью предохранить организм от заражения и поможет наконец справиться с пандемией. Вакцинирование, скорее всего, не обеспечит коллективный иммунитет. Так зачем же нужна вакцина и вообще стоит ли прививаться? Об этом заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова», профессор, доктор медицинских наук Михаил Костинов рассказал корреспонденту “Ъ” Елене Туевой.

— Сейчас начинают заболевать привитые — штамм «дельта» преодолевает вакцину. Проведенное в Британии исследование показало, что с появлением «дельты» эффективность вакцин снизилась до 49%. Но ведь раньше говорили о том, что эффективность вакцин составляет больше 90%.

— Не надо путать такие понятия, как «иммуногенность вакцины» и «эпидемиологическая эффективность». Иммунологическая эффективность — способность вакцины вызывать иммунный ответ у привитого. Эпидемиологическая эффективность — различия в заболеваемости среди привитых и непривитых. Здесь речь идет об эпидемиологической эффективности. Иммуногенность вакцины любого производителя составляет от 65% до 95,6%. То есть после двух доз вакцины иммунологическая эффективность составляет в среднем 75–78%. А дальше определяется эпидемиологическая эффективность. Она всегда на 5–10% ниже иммунологической. Соответственно, при 75-процентной иммуногенности эпидемиологическая эффективность должна быть в пределах 60%.

— Но тут-то она до 49% упала. Что делать? Новую вакцину для штамма «дельта» создавать?

— С вирусами всегда происходят мутации, причем каждые две недели, возможно, даже быстрее. Но вирус будет считаться другим только тогда, когда в его структуре произойдет больше 6–10% изменений. Пока этого нет, вакцины работают, и работают весьма неплохо. Смотрите, эпидемиологическую эффективность оценивают в 49%, а сколько летальных исходов среди привитых? Нет. Или если есть, то единицы.

— Значит, при вакцинации от COVID-19 невозможно достичь так называемого стерильного иммунитета, как при прививках от оспы, столбняка и других болезней? То есть даже привитые могут заболеть?

— На 100% от коронавируса ни одна вакцина сегодня не может защитить. Соответственно, даже вакцинированные могут болеть. Так часто бывает с вакцинами, поскольку их эффективность напрямую связана с иммунным статусом пациента: при нормальной функции иммунной системы защита будет надежной, а вот при дефектах в ее работе того же защитного эффекта достичь не получится. Не вакцина плохая, а мы сами так созданы, что кто-то неполноценно отвечает на ее введение. Иммунный ответ зависит от генотипа. Не важно, что это будет — «дельта», «бета» или «гамма», человек может после прививки заболеть коронавирусом, потому что его иммунная система не видит этот антиген, а значит, иммунитет к нему просто не может выработаться. Кто-то не отвечает на прививку от кори, кто-то — от гриппа, кто-то — от дифтерии. Эта популяция составляет от 5% до 10% населения. Поэтому в России много вакцин. Вероятно, какие-то из них будут рекомендованы в последующем пациентам с особенностями иммунного статуса. А в будущем мы мечтаем об индивидуальных вакцинах.

— Многие спрашивают: я переболел, вероятно, бессимптомно, потому что анализ выявил у меня антитела. Зачем мне делать прививку, если уже есть антитела? Ведь цель вакцинации — выработать иммунитет против COVID-19, а антитела и есть иммунитет. Что же тогда дает вакцина, если не выработку антител?

— По идее, если человек имеет антитела, значит, он защищен. Ради чего делают вакцину? Формировать антитела. Но у человека есть антитела. Что делать дальше? Пока такого ответа на планете нет. Конечно, если у человека есть антитела — оставьте его в покое, а когда антитела исчезнут, проведите вакцинацию. Но кто будет заниматься определением титра антител? Представляете, какие это проблемы: человек идет на вакцинацию, а тут надо взять кровь, потом через два-три дня получить результат, снова прийти — уже на прививку, если антитела не обнаружены. Вот и боятся, что начнется хаос и врачи не смогут проводить вакцинацию. Поэтому людей с антителами к коронавирусу, официально не зарегистрированных как переболевшие, и направляют на прививку.

— А не опасно вакцинироваться, если уже есть антитела? Не возникнет ли антителозависимое усиление инфекции?

— Теоретически такое может быть, но пока таких данных нет. Практически еще никто этого не доказал. Больше того, британские и американские исследования показали, что вакцинация не подавляет антитела. Когда западные медики проводили первые три фазы испытаний, среди участников были люди с антителами, но об этом никто не знал. Это выяснилось уже после вакцинации: у некоторых был высокий титр антител, то есть люди переболели. Но после вакцинации титры только росли. Так что высокие титры антител не могут служить противопоказанием к прививке.