Потери российских аэропортов в пассажиропотоке во время пандемии оказались более значительны, чем у российских авиакомпаний, заявил заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. Это произошло, так как в их статистике учитываются также объемы обслуживаемых ими пассажиров иностранных авиакомпаний. При этом итоговый эффект влияния на отрасль оказался менее негативным за счет большей маржинальности бизнеса, пишет Газета.Ру.

«В допандемийный период (конец 2019 г. — первый кв. 2020 г.) большая часть крупнейших игроков аэропортовой отрасли привлекали долгосрочные инвестиционные кредиты на развитие аэродромной инфраструктуры. В 2020 году потребовалась частичная реструктуризация платежей по этим кредитам, в 2021 году такой потребности уже не было. По нашим оценкам, аэропорты получили около 11 млрд руб. в качестве субсидий от государства, а также около 5 млрд руб. — по программам кредитов с господдержкой. По мере открытия международного сообщения отрасль аэропортов будет, так же как и авиакомпании, активно восстанавливаться. Сегодня основной риск для всего рынка авиации — это введение новых ограничений на передвижения населения из-за COVID-19», — отметил он.

Пассажирооборот, измеряемый в количестве пассажиров, перевезенных на определенные расстояния, в России за восемь месяцев 2021 года вырос на 64% к аналогичному периоду прошлого года и сократился на 10% по отношению к допандемийному 2019 году, составив 133,6 млн человек.

Однако темпы восстановления пассажиропотока Московского авиационного узла (МАУ) ниже темпов авиакомпаний, поскольку он приходился на международные перевозки и на транзит внутренних пассажиров за рубеж. Так, в пиковый сезон — июнь, — когда объем перевозок является самым максимальным в году, в первой пятерке европейских аэропортов с самым высоким пассажиропотоком оказалось три российских.

По данным The Anker Report European Airport Traffic Statistics, первое место занял аэропорт Шереметьево (2,9 млн пассажиров в июне 2021 г.), третье — Домодедово (2,4 млн), пятое — Пулково (1,9 млн).

Аэропорты курортов превысили пассажиропоток доковидного 2019 г., что связано с переориентацией пассажиров с международного на внутренний туризм. За восемь месяцев 2021 года Анапа и Калининград увеличили пассажиропоток к уровню 2019 г. на 83% и 65% соответственно — до 2,2 и 2,6 млн чел, Сочи — на 65%, до 7,8 млн.

Несколько региональных аэропортов в 2021 году также существенно нарастили число пассажиров. За восемь месяцев 2021 года пассажиропоток Горно-Алтайска вырос в 3,5 раза, до 229,3 тыс. чел., Ульяновска — на 59%, до 355 тыс., Кирова — на 39%, до 220,8 тыс.