Современный автомобиль – не только средство передвижения, но и сложный компьютер, все системы которого, так или иначе, взаимосвязаны. Более того, все сетевые механизмы автомобиля регулярно отправляют бортовому компьютеру информацию о своей работе, и от точности и скорости этой передачи напрямую зависит исправность работы двигателя, а иногда еще и безопасность на дороге.

К примеру, в режиме постоянного отслеживания передается информация о состоянии топливного бака – если датчик давления топлива не передает сигнал, система автоматически переводит автомобильный двигатель на более низкую мощность. Сигналы о своем положении передают даже автомобильные фары: если они будут светить слишком высоко – ослепят встречных водителей, если слишком низко – освещать будут только участок дороги прямо под колесами автомобиля.

Все эти данные получает и диагностирует CAN-шина автомобиля – специальная сеть, которая получает информацию о состоянии разных частей автомобиля и обменивается ею. Например, именно эта система отвечает за:

  • Сигнал о непристегнутых ремнях безопасности или незаблокированной двери;
  • Включение датчиков парковки при езде задом;
  • Автоматическое изменение положения зеркал заднего вида на заранее настроенное;
  • Включение дворника на заднем стекле во время дождя или снегопада.

Иными словами, все, что отвечает за безопасность и комфорт при езде на современном автомобиле, проходит именно через CAN-шину. Поэтому при диагностике неполадок в бортовом компьютере автомобиля специалист техобслуживания, в первую очередь, читает показания CAN-шины, и на основе этих показаний принимает решения о ремонте или замене того или иного датчика.

Удаленный мониторинг и диагностика автомобиля

CAN-шина также позволяет удаленно получить данные о состоянии автомобиля, что особенно важно при разработке системы контроля служебного автопарка. Происходит это с помощью интеграции CAN-шины с системами ГЛОНАСС. Специальный GPS-контроллер подключается к шине и может без потерь передавать информацию в единый компьютер.

Для чего это нужно:

  • CAN-шина и ГЛОНАСС-контроллер могут считывать данные с любого вида транспорта: легкового автомобиля, спецтехники, строительного и сельскохозяйственного транспорта, автобуса;
  • Менеджер может удаленно контролировать маршрут водителя, отслеживать количество топлива, скорость, пробег;
  • Повышаются безопасность и качество вождения;
  • Снижаются потери топлива и рабочего времени водителя;
  • Удаленная диагностика позволяет выявить неполадки с автомобилем еще на стадии их возникновения.

Может ли CAN-шина стать уязвимостью в защите автомобиля?

Да, CAN-шина – одна из электронных систем автомобиля, интегрированная с компьютерными и мобильными технологиями, в силу чего она подвержена взлому со стороны. Тем не менее, для большинства корпоративных автомобилей эта уязвимость не представляет значительной угрозы: взлом через CAN-шину – это дорогостоящая операция, которая не имеет смысла, если речь не идет о дорогом автомобиле премиум-класса.

На сегодняшний день разработчики и производители CAN-шины совершенствуют и дорабатывают систему их защиты от взлома, и даже угнанный автомобиль можно будет отследить и найти.