Сегодня мир отмечает Международный день без бумаги. Последние годы Сбер последовательно сокращает использование бумаги в своих процессах. Так, по итогам 2020 года Ульяновское отделение Сбербанка сократило потребление бумаги на 1,61 млн листов по сравнению с предыдущем годом. Это более 190 спасенных деревьев. При этом, высота стопки сэкономленной за год бумаги составляет около 160 м.

В 1-м полугодии 2021 года расход бумаги снизился ещё на 390 тыс. листов, что позволило сохранить еще 47 деревьев. Параллельно Сбер не только уменьшает потребление бумаги, но и повышает долю её переработки. В прошлом году банк передал на переработку 1,17 тонн бумаги для производства из вторичного сырья подстаканников, картона, салфеток, сырья для дорожного покрытия.

Алла Гладкова, управляющий Ульяновским отделением Сбербанка:

«Сейчас мы стараемся использовать бумагу только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись, например, по законодательству, либо по просьбе клиентов. Цифровизация сегодня позволяет нам эффективно обслуживать клиентов в электронном виде, и то же самое касается внутренних процессов банка. Мы рассматриваем отказ от бумаги как часть нашей ESG-повестки, направленной на минимизацию воздействия Сбера на природу».

Оптимизация бумажного документооборота — это изменения в конкретных сервисах для частных и корпоративных клиентов Сбера. Например, нет необходимости распечатывать чек после операций. В Сбербанк Онлайн сохраняются кассовые ордеры по операциям, совершённым как в офисе, так и в устройствах самообслуживания. Клиенты могут просматривать и лишь при необходимости печатать приходные и расходные кассовые ордера из истории операций.

Сервис «Выписки и справки» в Сбербанк Онлайн даёт возможность дистанционно получить в электронном виде наиболее популярные документы: выписки по дебетовой/кредитной карте и вкладу/счёту, реквизиты для перевода, справки об уплаченных процентах, основном долге и доступном остатке, а также сведения для госслужащих.

Другой сервис Сбербанк Онлайн — «Электронные документы» — позволяет получить документы по ранее оформленным продуктам. Если раньше клиенту нужно было дважды приехать в офис банка (один раз — чтобы заказать документы, а второй — чтобы получить их, процесс мог занимать до пяти дней), то сегодня это можно сделать из дома в два клика.

Кроме того, и сам потребительский кредит сегодня можно оформить не только в Сбербанк Онлайн, но и в офисе банка прямо на планшете менеджера по продажам: клиент знакомится с кредитным договором в электронном виде и подтверждает его своей банковской картой, а договор получает по электронной почте или хранит в Сбербанк Онлайн. В целом документы по различным банковским операциям в офисе можно подписать банковской картой, по СМС или NFC (цифровой картой).

Ипотечный кредит, оформленный на платформе банка «ДомКлик», также не требует бумаги. Заявку и остальные документы можно подать в электронном виде, не посещая офис. «В цифре» доступен и отчёт об оценке объекта, справки для налогового вычета и получения материнского капитала, справки об остатке по кредиту, истории платежей и др. Действует сервис электронной регистрации сделки без посещения МФЦ, электронное оформление закладной и снятие обременения. Внедрено электронное досье — отказ от передачи большей части документов на хранение в архив в бумажном виде.

Также осуществлён переход на электронный чек по ряду продуктов для корпоративных клиентов. Реализована возможность дистанционного внесения изменений в юридическое дело клиентов – теперь нет необходимости заполнять бумажные формы и передавать на хранение нотариально заверенные копии. Для клиентов сегмента Малый и Микробизнес появилась возможность получить кредит онлайн.

Безбумажные технологии применяются и во внутреннем документообороте банка. При оформлении на работу новые сотрудники подписывают основную часть документов в электронном виде, а при увольнении вообще все документы можно заверить электронной подписью. Уже 90% больничных листов оформляются сотрудниками в электронном виде, а более 95% сотрудников перешли на электронные трудовые книжки.