Институтский похвальный лист Горячева

С 1965 по 1973 годы Юрий Фролович Горячев работал первым секретарем ульяновского обкома ВЛКСМ, одновременно входя в бюро обкома КПСС.

Из воспоминаний А.Н. Самойлова — бывшего директора совхоза “Красная Звезда” Ульяновского района:
“Наше знакомство с Юрием Фроловичем уходит в комсомольскую юность. Когда он работал первым секретарем обкома ВЛКСМ, я возглавлял комсомольскую организацию сельхозинститута. Он держал постоянную связь со студенческой молодежью. Его способность общаться уже тогда оставляла глубокий след. Он был аккумулятором всей жизни молодежи области…”

Из автобиографии Юрия Фроловича Горячева:

– Вспоминаю, какой подъем царил среди областной комсомолии, да и в целом по всей области, когда шла подготовка к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Ни в городе, ни в области не было, наверное, ни одного человека, кто бы не приложил свои силу и руки к возведению Ленинского мемориала, гостиницы “Венец”, главного корпуса пединститута, детской библиотеки, аэропорта, речного и железнодорожного вокзалов. Комсомольцы же шли впереди…


Скочилов вручает областному комсомолу переходящее Красное знамя. Крайний слева — Юрий Горячев

А после торжественного открытия Мемцентра в апреле 1970 года, в августе в Ульяновске проводились заключительные мероприятия 6-го Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Событие по размаху и красочности было по тем временам беспрецедентным для нашего города. В Ульяновск съехалось несколько тысяч делегатов со всех областей и республик Советского Союза! А еще прославленные герои Великой Отечественной войны, видные военачальники, известные всей стране люди.

Фото после окончания института

В то время обком КПСС возглавлял А.А. Скочилов, облисполком – В.П. Васильев, секретарем обкома работал В.Н. Сверкалов. Это были яркие личности, люди талантливые, упорные, трудолюбивые, с высоким чувством долга и ответственности. Как раз в эти 1960-1970 годы наша область достигла существенных успехов как в развитии экономики, так и в сфере улучшения условий жизни людей, строительства разнообразных объектов культуры, здравоохранения, образования. Активно шло промышленное строительство. И Скочилов, и Васильев были очень простыми в общении и человечными людьми, беззаветно любившими нашу область.

За годы моей работы первым секретарем обкома ВЛКСМ численность областной комсомольской организации возросла в два с лишним раза и к 1973 году составила более 150 тысяч человек.

В 1973 году на партийной конференции Горячева избрали первым секретарем Ульяновского райкома КПСС.

Из рабочего блокнота Юрия Фроловича Горячева:

Партсекретарь должен знать и землю, и ферму. Но прежде всего — людей. От того, кого я буду привечать и поддерживать, зависят и дела в хозяйствах, и нравы в деревне. Я сделаю район самым лучшим в области! Будет асфальт в каждой деревне! Толковый председатель в каждом колхозе! Хороших школ понастроим! Я тут придумал теорию трех китов, как фундамента для общего подъема. Киты такие: культура земледелия, полная механизация на фермах, капитальное строительство. На всю катушку использую все свои связи и знакомства, чтобы получить, достать, выбить, ухватить лимиты, кирпич, асфальт. Не для себя стараюсь.”

Вот как описывает начало работы в районе нового “хозяина” Александр Богатов в своей книге “Восхождение”:
“…Церемонии по случаю получения партийного чина не было. Возвышенного слова не сказал, торжественного обещания, широко распространенного в партийных кругах, не дал. С утра в райкоме партии ждали его появления, но он не появлялся. Говорили, что кто-то его видел на Тетюшском тракте. Чиновники устали ждать. Но тут объявили, что в 16 часов состоится совещание, на которое приглашены не только аппаратчики. Актовый зал полон народу. Появились руководители с мест — директора совхозов и председатели колхозов, начальники служб, руководители школ. Ровно в назначенное время Юрий Фролович поднялся на сцену, занял место за трибуной и без предисловий начал:

– Я вот проехал по Тетюшскому кусту и вынужден в первый же день собрать круг людей, которые отвечают за положение дел на местах.

Он называл хозяйство и обрисовывал картину. Называл село, школу, больницу, клуб и рассказывал, как содержатся территории, как питаются школьники, в каком санитарном состоянии находятся животноводческие фермы. Иногда он просил подняться начальников районных служб, но ничего им не говорил, не стыдил, не возмущался. Поднимал, быть может, потому, что хотел познакомиться с ними поближе. Может быть, думал, что такой способ — сильная форма воспитания.

Встреча длилась полчаса. Когда новый хозяин закрыл совещание, зал вздохнул, потом тихо зашевелился. Юрий Фролович покинул зал.

– Надо же, — буркнул в коридоре один из аппаратчиков и зачесал затылок. – Первый секретарь занимается школами. Такого я что-то не припоминаю.


Брежнев на открытии Мемцентра

– Новая метла метет по-новому, — заметил другой. – Надо наводить страх, а там пойдет по старому руслу.

Но прошел месяц, а новый хозяин, по-прежнему, постоянно бывал в коллективах, бороздил по району, приглашал в кабинет тех, кто отвечал за определенный участок работы, требовал исполнения своих служебных обязанностей.


Новый первый секретарь райкома Горячев (справа) мало походил на кабинетного работника

Пошли слухи, будто Юрий Фролович рано утром выезжает в район и бывает на фермах. Однажды подхожу к нему:

– Говорят, вы чуть свет уезжаете в село. Нельзя ли мне разок присоединиться к вам?

– Завтра в три часа утра ждите в райкоме, — сказал он.

До сих пор помню эту поездку. В машине Юрий Фролович сидел, съежившись от холода. Путь лежал в поселок Тимирязевский. Выехали на Цивильский тракт. Ветер неистово ворошил брезентовый тент машины. Когда снежные заносы преграждали дорогу, шофер прибавлял газу. Машина остановилась недалеко от коровника. Юрий Фролович вышел из кабины, и я увидел на его ногах валенки с широкими резиновыми калошами…

В тот же день я поделился своими впечатлениями с Василием Дмитриевичем Подопригоровым, который заведовал промышленно-транспортным отделом райкома.

– Знаю, — сказал он. – В неделю два раза выезжает в село ранним утром. Но я тебе скажу откровенно — долго он так не протянет. Организм не выдержит.

Эпизод этот врезался в память на всю жизнь. Ждал я, когда же Юрий Фролович сбавит темп и скорость. Больше десяти лет проработал с ним в районе, но не дождался. Он оставался таким же энергичным, беспокойным, горячим…

“Юрий Фролович доходил до всех точек района. Бывал в колхозах и совхозах, никогда не обходил отделения и малые села. Помню первый его приезд в Тетюшское. Тогда я работал главным зоотехником совхоза “Красное знамя”. Поехали в село Волостниковку. Десять верст дороги. Осень. Слякоть. Машина не проходит — взяли “К-700″. Добрались. Юрий Фролович обошел все точки: магазин, клуб, школу, животноводческую ферму. Не ради любопытства. Прошло несколько лет — село преобразилось. Построили асфальтовую дорогу, новый магазин, квартиры, открыли, даже, детский сад…”

Федор Григорьевич Гришин, бывший председатель Ульяновского райисполкома, “Почетный гражданин Ульяновской области”.