Ульяновская область исключительно богата археологическими памятниками, относящимися к древности и средневековью. Их научное исследование позволило реконструировать многие неизвестные страницы истории, не отражённые в письменных источниках. Археологические вещественные источники, добытые в ходе исследований на территории Ульяновской области стали основой археологических экспозиций Ульяновских и российских музеев, а также достоянием как российской, так и мировой истории и культуры. Достаточно упомянуть об уникальных костяных гравированных пластинах с изображениями сцен военных сражений и рисунками животных, полученных при проведении археологических исследований Шиловских курганов в Сенгилеевском районе. Другим примером археологической уникальности нашей области является древнейшая монументальная архитектурная постройка – фундамент булгарской плинфовой (кирпичной) усадебной бани, изученной ульяновскими археологами на городище у с. Красное Сюндюково в Ульяновском районе.

Примеров выдающихся памятников археологии в нашей области множество. Их исследование и сохранение для будущих поколений страны является важнейшей задачей общества. Автор этих строк более 40 лет профессионально занимается изучением археологических памятников Среднего, в том числе и Ульяновского Поволжья, и хорошо знает состояние, сохранности памятников археологии края. Тревожное, а порой катастрофическое состояние многих памятников археологии было отражено в статье автора, опубликованной в научном журнале «Поволжская археология» № 2 за 2017 г.[1] Это позволяет нам не углубляться в описание ситуации, а направить заинтересованных читателей к названной публикации.

Напомним, что контроль за сохранением и использованием памятников археологии возложен на Управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области. Но, несмотря на наличие контрольного органа, ответственного за состояние сохранения важнейшего археологического пласта культурного наследия региона, это наследие постоянно и стремительно разрушается. Доказательств этому множество. Чтобы не быть голословным, приведём самый свежий случай, который иначе, чем как беспрецедентный акт археологического вандализма назвать невозможно.

Наше внимание на этот факт обратил чебоксарский коллега кандидат искусствоведения Мадуров Д. Ф., изучающий памятники археологии Среднего Поволжья. Речь идет о Староалейкинском городище – крупнейшем волжско-булгарском городище в Ульяновской области, которое относится к остаткам городов домонгольского периода. Памятник известен еще с середины XVII в. под названием «Мошково городище». Город отмечен в издании «Археологическая карта Симбирской губернии» В. Н. Поливанова, опубликованной в 1900 г. Памятник обследовался Р. Г. Фахрутдиновым в конце 1960-х годов и включён в свод «Археологические памятники Волжско-камской Булгарии и её территория. Казань. 1975». В 1996 г. на территории городища экспедицией УлГПУ под руководством Ю. А. Семыкина проводились археологические раскопки, в результате которых была исследована уникальная летняя кузнечная мастерская. Следует также отметить, что в настоящее время готовится документация для включения Геопарка «Ундория» в глобальную сеть ЮНЕСКО. И Староалейкинское городище планируется включить в состав Геопарка как один из самых ярких памятников археологии в Ундоровском Волго-Свияжском междуречье.

Однако в первой половине октября 2021 г. на территории Староалейкинского городища были проведены масштабные земляные работы, которые привели к разрушению культурного слоя и уничтожению части оборонительных сооружений (рва и вала) городища. По закону Ф-73 от 2002 г. любые земляные работы на территории археологических памятников должны предваряться и сопровождаться профессиональными археологическими работами и предварительной археологической экспертизой. Самовольные земляные работы, приводящие к нарушению и уничтожению культурного слоя памятников по закону влекут за собой штраф до пяти млн. руб. или уголовную ответственность (до шести лет лишения свободы).

В данном случае, ценнейшему археологическому памятнику нашей области был нанесен невосполнимый ущерб. Такое нарушение действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия не должно остаться без внимания органов охраны памятников истории и культуры региона и правоохранительных органов. Сотрудники Института истории и культуры АНО ЦСИ, выполняя свой профессиональный долг, были вынуждены проинформировать о выявленном факте орган охраны культурного наследия Ульяновской области и прокуратуру.

На фотографиях следы разрешения археологического памятника. Время съёмки 13.10.2021

Ведущий специалист Института истории и культуры региона, АНО «ЦСИ Ульяновской области», доцент кафедры истории историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук Ю.А. Семыкин.

[1] Семыкин Ю.А. Проблемы сохранения и использования археологического наследия в Ульяновской области. «Поволжская археология». № 2. 2017. С. 288-232 г. – URL: http://archtat.ru/journals/povolzhskaya-arheologiya-2-2017-god/

P.S. По информации регионального Управления по охране ОКН, органами дознания неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но после обращения в прокуратуру 8 ноября возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 243 УК РФ