Мы начинаем серию интервью с депутатами аграрного комитета Законодательного собрания Ульяновской области. Первый – председатель комитета Вячеслав Ковель. Насколько нужна сельхозтоваропроизводителям поддержка из бюджетов всех уровней, что нужно, чтобы тема продовольственной безопасности не была столь актуальной, кому на селе будет жить хорошо – темы, определяющие завтрашний день.

– Вячеслав Васильевич, как председатель профильного комитета Законодательного Собрания и бывший руководитель трёх районов Ульяновской области как Вы считаетенасколько важной отраслью для экономики региона является сельское хозяйство? В последние годы все больше говорят о новых заводах.

– Я уверен, значимость агропромышленного комплекса для Ульяновской области всегда будет высокой. Даже те районы, в которых весомая доля промышленных предприятий – Барышский, Чердаклинский, Мелекесский, пригородная зона, – нуждаются в поддержке сельского хозяйства.

Важно, что в рамках реализации федеральной программы комплексного развития сельских территорий в регионах решается задача системного развития промышленности, АПК и населенных пунктов.

Сегодня стремительно развиваются современные технологии, меняются подходы к производству сельхозпродукции. Время берет свое, появляются новые требования к занятости, энерговооруженности предприятий.

Например, свиноводческий комплекс «Зеленая роща» в Ульяновском районе. Вместо тысячи человек, работавших всего несколько лет назад, сейчас  его обслуживают три десятка человек. Или, скажем, трактор ДТ-75 – он мог обработать 5-7 гектаров пашни. Современной технике при большем объёме вспашки, требуется меньшее число трактористов. Сельский уклад прошлого века сполна обеспечивал людей работой. Актуальные вопросы занятости сельского населения, организации востребованных, эффективных и в то же время достойных по условиям и зарплате рабочих мест – уравнение, которое требует нестандартных решений.

– Получается, сейчас мы в переходном периоде? Есть ли сегодня понимание, как будут меняться наши сельские территории?

– Этот переходный период уже завершается. Сейчас многое делается для сбалансированного развития аграрного производства, привлекательности условий жизни на селе. Федеральные инициативы реализуются на условиях софинансирования с регионами. И дело не только в деньгах. Раньше говорили: без храма нет села. Сегодня нет села без инфраструктуры: детсада, школы, ФАПа, дома культуры, спортивного комплекса.

В прошлом году заработала сельская льготная ипотека. Мы увидели, как люди пошли в «Россельхозбанк». Значит, они готовы приобрести жилье на селе. Стало быть, и молодые кадры поедут в село, будут работать на земле, нужно продолжать создавать им условия. В том числе привлекая не только выпускников вузов, но и средне-специальных учебных заведений. Потребность в молодых специалистах при этом большая: население в селах стареет, нагрузка растет, а современная ситуация с ковидом только обострила этот проблемный вопрос.

– Как работают существующие меры поддержки сельхозпроизводителей?

– Ульяновцев привлекают в село грантами. В прошлом году было выдано около 200 млн. рублей, за 9 месяцев 2021 года – 144 млн. рублей. С каждым годом число получателей растет. Для средних и крупных сельхозпроизводителей актуальной является помощь  в приобретении новейшей техники. С начала года закуплено 719 единиц техники, это в полтора раза больше, чем изначально планировалось. В целом потребность составляет 1225 тракторов и 428 комбайнов. Если по России на один комбайн приходится 478 гектаров обрабатываемой земли, то у нас – 720, почти в два раза больше. На один трактор по стране – 177 гектаров, в области – 283. Есть огромный спрос на покупку сельхозмашин, и в одиночку аграриям не справиться. Поэтому мы поддерживаем сельчан федеральными и региональными деньгами. Наши задачи – объемы увеличивать, средства на эти цели – выделять.

Не менее важный вопрос по животноводству. Как говорится, а много ль корова даёт молока? У нас объемы переработки молока в области выше, чем объемы производства. Молочный комбинат «Вита», расположенный в Кузоватовском районе, везёт молоко из Чувашии, Татарстана. Количество коров и на частных подворьях, и у производителей снижается. Это непросто – корову содержать, тем более, когда растут цены на корма. Значит, поддержим животноводство, – будем с молочными продуктами.

– Аграрное местное производство вообще важная тема. Особенно в этом году, когда снова встал вопрос роста цен, продовольственной безопасности.

– Это сложный вопрос. На уровне субъекта не всегда многое можно сделать. Торговые сети зашли уже в села, и люди ходят в их магазины. Когда весной был рост цен, их начали сдерживать на федеральном уровне. В какой-то мере удалось. Но у нас задача шире: нужно сбалансировать цены и покупательскую способность населения. Министерство, областное правительство использовало для этого, например, ярмарки. Они позволяют обеспечивать доступность товаров. Но нужно это делать постоянно. К сожалению, ограничения и локдаун усложнили работу.

В этом засушливом году удалось собрать неплохой урожай – 1,2 миллиона тонн зерна. И цена на него соответствует интересам сельхозпроизводителей.   Но есть и независимые от аграриев вещи: произошёл рост цен на ГСМ, металл, а значит, запчасти. Цены на удобрения увеличились вдвое. Диспропорция – главная причина скачка цен на продукты, сахар, овощи, мясо и многое другое. Нужен сбалансированный подход на уровне всей экономики.

Или пример с картофелем. В Новой Бирючевке Ульяновского района есть агрофирма «Абушаев». Они в прошлом году вырастили хороший урожай, заложили в овощехранилище. Получили субсидии. Но возникла проблема сбыта, отсутствия кооперации, налаженных торговых связей. И уехал этот картофель в соседние регионы. В текущем году ситуация повторилась. Законы рынка никто не отменял, но нам важно, в первую очередь, обеспечить ульяновцев.

Такой же вопрос по доступности местной продукции аквакультуры. Мы в развитии прудового хозяйства уступаем Пензе, Мордовии… Предприниматели хотят развивать такое производство, поэтому вопрос на контроле.

– Не все гладко в регионе и с производством яйца и птицы…

– С трудом, но идет возрождение этой отрасли. Инвесторы и местные сельхозпроизводители работают сегодня в Чердаклинском, Мелекесском районах. Но пока уровень производства яйца и птицы в регионе недостаточен.

Кстати, не всегда заезжий инвестор – это хорошо. В том же Кузоватовском районе в 2007 году холдинг «Сахо» скупил земельные паи и тихо исчез. Поэтому, считаю, местные производители должны быть в приоритете.

– Вячеслав Васильевич, как раз о местном производстве. Продаем АО «Тепличное»?

– Меня пока никто не убедил, что продажа этого предприятия будет выгодна для бюджета. Это стабильное, прибыльное, современное  предприятие как говорится – самим сгодится. Да, оно входит в реестр по возможной продаже части акций. Такие шаги должны быть экономически просчитаны и обоснованы. Я считаю, мы должны это предприятие сохранить.

– Сейчас идет работа над региональным бюджетом следующего года. Настораживает, что финансирование АПК планируется уменьшить по сравнению с прошлым годом.

– Я пока не буду называть конкретные суммы, потому что работа идет каждый день. Но мы понимаем, что минсельхоз распределяет по важнейшим мероприятиям те деньги, которые ему в соответствии с доходными источниками определил минфин. Недофинансирование отрасли АПК на будущий год пока составляет 450-500 миллионов рублей. Главная причина снижения – приоритетная бюджетная поддержка социально значимых направлений. Но нельзя забывать, что АПК, переработка – это важнейший источник самого бюджета в виде акцизов и налоговых поступлений.

Депутаты нашего комитета выработали предложения, которые направили региональной исполнительной власти. Мы настаиваем, что снижать финансирование сельского хозяйства нельзя. А вложенные в сельхозпроизводство деньги напрямую отражаются на обеспечении продовольственной безопасности региона, на доходах областного бюджета и на реальной жизни сельчан.

Наш следующий разговор – с депутатом ЗСО от КПРФ, руководителем Агентства развития сельских территорий Рамилем Хакимовым.