Породив слухи о скором закрытии Ульяновского автомобильного завода, его руководители теперь опровергают их где только можно. Так, в пятницу ТАСС со ссылкой на «Ведомости» сообщил, что компания «Соллерс» готовит УАЗ к партнерству с глобальным автоконцерном. Ни источник информации, ни название будущего партнера пока не афишируются.

УАЗ выпекает сенсации как горячие пирожки. Заявления о переходе исключительно на выпуск электромобилей («Розетки на деревьях»,«РГ» от 03.11.2021) сменяются столь же неожиданными заявлениями, которые интерпретируются некоторыми СМИ как предупреждение о полном прекращении производства на Ульяновском автозаводе.

Ожидать от УАЗа новых продуктов — это утопия. Об этом сказал не кто-нибудь, а сам гендиректор ООО «УАЗ» Адиль Ширинов на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». А ведь всего несколько лет назад ждали обещанного владельцем «Соллерса» Вадимом Швецовым «русского Prado». Его не будет — это известно давно и сенсацией не является. Теперь же сказанное об отсутствии перспектив выпуска новой продукции многие поняли так: компания продает ныне выпускаемые модели, пока рынок их принимает, а далее — возьмет курс на постепенную ликвидацию предприятия.

Оказывается, в своем интервью гендиректор Ширинов говорил не о том. Конвейер и не думает останавливаться, а старые добрые внедорожники востребованы повсюду. На самом деле УАЗ рентабелен и у него есть прочный рыночный потенциал. Почти треть общего объема выпускаемой продукции занимает госзаказ, а экспорт вырос на 10 процентов. Идут переговоры о разработках, совместных с другими компаниями. И это тоже нормально, так как самостоятельно сегодня ни одно предприятие разрабатывать новые модели не может. В течение примерно года нужно ждать результатов этих переговоров.

— УАЗ работает без простоев всю пятидневку и в 2020-м, и в 2021-м, — говорит теперь Адиль Ширинов, — Завод рентабельный, работает, дышит. Люди получают зарплату своевременно, более того, мы индексировали ее впервые за последние 10 лет. И индексацию будем делать ежегодно. Пока завод функционирует, мы сделаем все, чтобы он являлся рентабельным. И вместе с акционерами думаем, каким образом люди будут иметь возможность работать и развиваться.

Гендиректор подтвердил, что новый продукт УАЗ создавать не будет, поскольку «для этого необходимы огромные инвестиции, экспертиза и так далее». Но Ульяновский автозавод прочно занимает собственную нишу определенного сегмента внедорожников.

— Вот это сегодня и нужно отрабатывать — до того, как найдется более грамотное решение, которое мы тоже ищем. Но создавать там новый продукт мы не будем, это утопия! —подтвердил гендиректор.

Сейчас УАЗ предлагает модельный ряд с весьма прочным рыночным потенциалом. В сравнении с 2020 годом объем продаж вырос более чем на 17 процентов. По итогам года ожидается достижение рубежа в 41 тысячу автомобилей. На 2022 год объемы производства закладываются также с увеличением. Эта динамика прослеживается и по итогам 10 месяцев: если в прошлом году УАЗ произвел с января по октябрь 27 тысяч автомобилей, то за 10 месяцев 2021 года — 34 тысячи, почти столько же, сколько за весь прошлый год. Зарплата работников в 2021 году проиндексирована на шесть процентов, в действующем производстве в настоящий момент открыто 300 вакансий. До 30 процентов общего объема производства у УАЗа занимают госзаказы. Например, в ближайшее время завершается выполнение заказа Минпромторга РФ на 579 автомобилей «Скорой помощи» и 138 школьных автобусов. Более двух тысяч автомобилей поставляют силовым ведомствам.

Дальнейшее же развитие УАЗ видит в совместных с другими компаниями разработках.

— В мировом автопроме самостоятельные разработки сегодня в одиночку не ведет, пожалуй, ни один производитель. Это видно по сложившимся альянсам. КАМАЗ делает это с Mersedes, АвтоВАЗ — с Renault и Nissan, Geely — с Volvo и так далее. Автопром идет по пути консолидации опыта и разработок, а также универсализации платформ и компонентной базы. На УАЗе пока рассматриваются разные варианты. Более конкретно расскажем по результатам, они будут известны в перспективе года точно, — заявил руководитель департамента информации и общественных связей ООО «УАЗ» Константин Сазонов.

Какая компания может стать партнером УАЗа по разработке «нового продукта»—пока можно только гадать на кофейной гуще. Впрочем, по соседству с Ульяновским автозаводом выпускает свои грузовые машины Isuzu на совместном с «Соллерс» предприятии. Решение о сотрудничестве именно с этой компанией выглядело бы логично. Но от Isuzu или «Соллерса» такой информации не поступало.

Вот и приходится деловым СМИ ссылаться на неназываемый «источник, знакомый с планами группы «Соллерс».