В Ульяновской области – проблема с лечением содержанием раненых диких птиц и животных. Зоозащитница Галина Пилюгина самоотверженно занимается этим уже на протяжении многих лет фактически в одиночку. Ее деятельность – исключительно за счет частных пожертвований и собственных средств. И если ранее ее Центр располагался под крышей Юннатки, то уже несколько лет ей приходится оказывать помощь в своей квартире. По словам Пилюгиной, на станции юннатов удавалось вести свою деятельность только по той причине, что на его территории существовало детское объединение “Центр спасения диких птиц”, где велась образовательная деятельность. После того, как юннатка эту деятельность свернула, исчезла и возможность существования и её центра, т.к. он оказался непрофильным. Пилюгину “попросили” уйти.

Центра спасения диких птиц как такового нет и не было. Он был в “воздухе”. Я один волонтер и делаю то, что могу, исходя из своих ресурсов. Ранее он располагался на территории Юннатки недолгое время, однако потом нас “попросили”. Там работало детское объединение “Центр спасения диких птиц” и его педагоги Светлана Смирнова и Олег Бородин. Это позволяло существовать и нам. Объединение выполняло экологопросветительскую и педагогическую деятельность. После ухода преподавателей примерно через 5 лет прекратил свое существование и центр. Станция юннатов – образовательное учреждение и формально оно не обязано принимать на себя функции лечебницы или центра помощи. Пока осуществлялась педагогическая деятельность, что-то существовало, когда она прекратилась, то это уже вышло за рамки формата учреждения дополнительного образования. После этого мы ютились по разным площадкам, внося арендную плату. Своей земли и помещений у Центра никогда не было. В парке Победы была лишь выставочная площадка, где постоянно экспонировались стабильные, здоровые невыпускные птицы. Вся лечебная деятельность как велась у меня дома, так и продолжает вестись, – рассказала Пилюгина.

Фото Галины Пилюгиной из её аккаунта Вконтакте. Подписанный ей статус страницы: “задолбалась”.

А вот так подписана вводка страницы “Помощь диким птицам и другим животным”, которую она ведет. Фактически – резюме:
Я Волонтер с эпизодической поддержкой населения, я не служба, выезжать и забирать возможности нет
Ежегодно и круглогодично принимается несколько сотен птиц, зверей и рептилий, нуждающихся в помощи человека. цель вернуть к жизни в дикой природе как можно большее число диких животных, особенно редких и краснокнижных, пострадавших от рук или невежества людей.
Но, к сожалению, многие из выживших пациентов остаются инвалидами, и к жизни в природе уже не приспособлены.
Сейчас их уже около сотни. Создать благоприятные условия проживания для них довольно трудно. Это требует ресурсов и навыков, постоянного обучения и опыта.
Орлы, орланы, филины, совы, ястреба, лоси, косули, ежи, летучие мыши и многие другие нуждаются в нашей с Вами помощи, в том числе и финансовой.
Птиц массовой численности, таких как голубей, ворон, грачей, чаек, галок я не беру, максимум могу проконсультировать по содержанию, состоянию здоровья, направить на обследование. Эта деятельность не финансируется государством или иными организациями. Центр существует на частные пожертвования и нуждается в добровольцах.
Реквизиты для перечисления пожертвований:
Сбербанк Онлайн по тел +79061408152
Яндекс-деньги 410011267599588

И одно из типичных объявлений в качестве иллюстрации:

В Центре творчества детей и молодежи (Юннатка их подвед) отвечать на какие-либо вопросы по работе станции юного натуралиста по телефону, в т.ч. и по закрытию Центра, отказались, сославшись на то, что все запросы должны быть получены в письменном виде. Ответ предоставили только после обращения лично к министру и в пресс-службу Министерства образования Ульяновской области. По данным ведомства, Центр спасения диких птиц “вытеснил” с территории юннатки закон РФ «О животном мире», а Пилюгина уволилась по собственному желанию. В самой же Юннатке, которую в этом году переименовали в “Экокампус”, образование по естественнонаучной направленности получают более 1 300 детей.

Цитируем ответ полностью:

О работе “Центра спасения диких птиц”.

Симбирский “Центр спасения диких птиц” был создан как площадка мини-зоосада на базе Областной станции юных натуралистов, по инициативе работающих здесь ведущих орнитологов Ульяновской области (Бородина О.В., Смирновой С.Л., руководителей детского орнитологического клуба «Орлан»), функционировала с осени 2003 года по 2015 год, использовалась в рамках экскурсионной деятельности. С 2012 по 2015 год куратором данной площадки являлась Галина Пилюгина, работающая по должности «рабочий по уходу за животными», в этот период деятельность Центра стала в большей степени ориентирована на оказание помощи пострадавшим диким птицам и реабилитацию редких и малочисленных птиц.
В ходе проработки вопроса по легализации данного вида деятельности выяснилось, что содержание в неволе животных, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 24.04.1995 52-ФЗ «О животном мире»). В соответствии с данным законом создание центра, наделенного вышеназванными видами деятельности (оказание помощи и реабилитация диких птиц), на территории государственной образовательной организации невозможно. В связи с чем было принято решение о закрытии площадки. Пилюгина Г.В. приняла решение об увольнении по собственному желанию

По работе Юннатки (теперь  – Экокампус).

С 1 марта 2021 года в соответствии с федеральными методическими рекомендациями в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» естественнонаучный комплекс Дворца творчества детей и молодёжи переформатирован в Центр естественнонаучного образования и экологического воспитания «Экокампус». В настоящее время Экокампус обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности. В 2021/2022 учебном году дополнительное образование по естественнонаучной направленности получают более 1 300 детей. Функционирует 41 детское объединение, реализуются 32 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы. В составе Центра работают 14 опорных площадок в 10 муниципальных образованиях Ульяновской области. Кроме того, на территории Экокампуса ведется активная просветительская работа. Он пользуются большим спросом как у образовательных организаций, так и у заинтересованных жителей Ульяновской области экскурсии по экспозиции Экокампуса, где представлены различные коллекции растений. Минизоосад Экокампуса включает живые коллекции пресмыкающихся, грызунов, аквариумных рыб, певчих птиц Ульяновской области.

В качестве иллюстрации в завершение. Напомним случай, который в очередной раз доказывает факт того, что региону нужен “Айболит” для диких животных и со своей “больницей”. В самом начале декабря фотограф Евгений Софронов сообщил, что в яхтклубе на “Рылейке” находится, возможно, раненый лебедь-шипун. В попытке спасти птицу Софронов как и многие горожане обратился именно к Галине Пилюгиной, которую знают уже в городе многие. Последняя констатировала, что Центр защиты спасения диких птиц и животных прекратил свою деятельность и помочь птице сейчас не может.

Отметим проблемы и другой подобной структуры. Еще в прошлом году из-за пандемии и отсутствия посетителей животные из Симбирского центра спасения диких животных, который располагался в парке Победы, едва не остались без еды. Ситуацию удалось исправить за счет тех же “донатов” и помощи со стороны одного из городских парламентариев. Однако уже в текущем году стало известно, что Центр реабилитации диких животных закрывает выставочную площадку. Находившихся там животных распределили по другим центрам и зоопаркам в соседние регионы.