Во вторник на штабе по развитию Ульяновской области губернатор поднял вопрос изменения патентной системы налогообложения. К власти поступают многочисленные вопросы от предпринимателей, у которых кратно вырастут налоговые отчисления.  Основным бенефициаром реформы является Ульяновск:  весь полученный доход в планируемом размере в 140 миллионов рублей пойдет в городскую казну. По словам вице-мэра Алексея Гаева, увеличение стоимости патента – дело социальной справедливости. Для примера чиновник сравнил налоговые отчисления предпринимателей на патенте и бюджетников. Так, учитель начальных классов в год отчисляет около 50 тысяч рублей по НДФЛ,  владелец точки общепита в 3 раза меньше – 13 426 рублей. Глава АНО Корпорация развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов признал наличие “перегибов” в некоторых сферах бизнеса: например, грузоперевозках и в небольших объектах торговли до 50 кв.м.

 

– Город является основным бенефициаром от увеличения стоимости патента. Это увеличение стоимости действительно произошло, но мы должны понимать, что все должны уплачивать законные налоги и сборы, – начал Алексей Гаев. –  Основа муниципального бюджета — это НДФЛ. Дальше вступает в дело вопрос о социальной справедливости. сегодня обсуждался вопрос о том, сколько должен платить предприниматель в сравнении с муниципальными работниками. У нас есть учитель начальных классов. Не самая высокооплачиваемая должность. Средняя зарплата 27 000 руб/мес. 13% от такого дохода это – 50 000 руб/год и 4 173 руб/мес. Инженер аварийных установок Ульяновскводоканала со своей зарплаты в 34 000 руб заплатит в год 53 820 руб НДФЛ. Примерно ту же сумму заплатит работник Ульяновскэлектротранса, кондукторы и водители трамваев. Мы считаем, что эти суммы являются неким критерием и мерой, которую мы можем применять к предпринимателям. Для сравнения мы провели расчёт стоимости патента за минусом платежей в социальные фонды. Это 40 720 руб, потому что у нас предприниматели, как и все люди, так же получают пенсию, так же пользуются медуслугами. Могу по каждому виду деятельности назвать эквивалент стоимости патента к средней зарплате. Ремонт, чистка и пошив обуви – 9166 руб. Т.е. данный предприниматель заплатит столько же, сколько бы он заплатил в виде НДФЛ, получая 9 000 руб/мес. Т.е. меньше, чем средняя зарплата. Услуги общественного питания, по одной точке, вот я прямо здесь хочу провести элементарный расчёт. Стоимость патента по данному виду деятельности одна из самых высоких. Составляет 905 000 рублей – это базовая стоимость. Умножаем на 6% – подлежит к уплате 54 300 руб. Из этой суммы необходимо вычесть платежи в социальный фонд, которые в качестве патента не платятся, – 40 874, получается 13 426 руб. Эту сумму в год оплатит владелец одного кафе – чуть больше 1000 руб/мес. И это в 3 раза меньше, чем платит НДФЛ учительница начальных классов. Почему данный вопрос стал так активно обсуждаться? Мы всегда говорим о неких относительных показателях. Мы понимаем, что в течение 2021 года предприниматели, которые находятся на патентной системе, почти все не уплачивали платежи в бюджет, потому что стоимость их патента компенсировалась за счёт платежей в социальный фонд. С этого года эти платежи появились. Поэтому если что-то вырастает от 0 до какой-то цифры, то такой рост будет бесконечным. Но в абсолютных цифрах мы понимаем, что данные платежи являются справедливыми. И мы прекрасно понимаем, в каком случае предприниматель уходит на патент.

Есть несколько вариантов работы. Перый: человек может зарегистрироваться как самозанятый. У него нет фиксированных платежей, он отдаёт 6% от своих доходов или выручки от юрлиц и 4% от физлиц, всё. Второй: он может зарегистрироваться на упрощённой системе налогообложения. В этом случае он так же отдаёт 6% от общей выручки, либо 15% от доходов минус расходы. Предприниматель получает патент, когда он в течение года на упрощёнке заплатит больше стоимости патента. Если он считает, что стоимость патента для него слишком велика и те суммы, что я назвал, больше, чем он сможет заработать, то он сможет их зарабатывать на упрощённой системе налогообложения, вот и всё. Поэтому каких-либо серьёзных проблем в данной области мы, как город, честно говоря, не видим.

И.о. первого зампреда правительства Марина Алексеева отметила, что многие вопросы предпринимателей возникли из-за неверных расчетов отчислений по патентной системе налогообложения. 

Глава АНО Корпорация развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов признает наличие “перегибов” в некоторых сферах бизнеса: например, грузоперевозках и в небольших объектах торговли до 50 кв.м. 

Здесь есть действительно две большие задачи. Первая –  все предприниматели, даже не умеющие считать, имеют налоговые калькуляторы, которые дают расчёт на 2022 год и дают конечную цифру. У нас действительно есть некоторые моменты, связанные с перегибам: случилась проблема в грузоперевозках и в небольших объектах торговли до 50 кв.м. Грузоперевозки  – это вид деятельности, который легко может мигрировать. За прошлые 2 года более 600 субъектов малого предпринимательства перешли на регистрацию в Ульяновскую область, потому что у нас было выгоднее. То же самое сейчас произойдёт, когда они будут мигрировать к соседям. У нас сегодня патент для одного грузового автомобиля стоит 123 000 рублей, в Самаре – 19 650, в Саратовской области – 14 400, в Пензенской области – 22 800, в Чувашской республике – 18 000, в Татарстане – 27 000 рублей. Т.е. всё просто – они уйдут и мы не успеем их проинформировать. Вторая проблема:  те, кто не успеет перейти на УСН, а это можно сделать только до конца декабря, проснутся в январе и будут вынуждены  уйти на ОСНО с НДС. На следующий день они примут решение о ликвидации ИП, потому что оно станет невыгодно. Поэтому всё, конечно, правильно, но были введены дополнительные категории к сельским округам и городским. И если у вас небольшой магазинчик в Димитровграде, Чердаклах или Старой майне, то по Чердаклам и Димитровграду вы один патент купите, а по Старой Майне ещё один. Поэтому есть ряд моментов, которые нужно скорректировать. А против увеличения я ни от одного предпринимателя не слышал. Была льгота, был специальный период, был 1 рубль за патент – всё это были временные меры, которые прекращаются.  Логичнее нам привести расчёты не по зарплате учителя, как Алексей Владимирович, а по конкурентным преимуществам в других регионах, чтобы мы не были тяжелее.

Алексей Гаев подтвердил, что стоимость патента в грузоперевозках действительно возросла, тем не менее эти платежи будут ниже, чем на любой другой системе налогообложения: 

– Мы действительно много говорим о грузоперевозке – да, действительно, стоимость патента возросла. Но только в том случае, если у одного предпринимателя более одной машины, либо эта машина крупной грузоподъёмности. То есть на сегодня у нас владелец грузовой “Газели” или старого “ЗИЛа” не платит ничего. Потому что у него вся сумма стоимости его патента полностью компенсируется платежами в социальные фонды, которые он платит в силу федерального законодательства. Действительно, у нас есть перевозчики, которые работают на патенте, у которых большой грузовой автопарк. В абсолютных цифрах их платежи возросли, потому что патент для них является оптимальной системой налогообложения. И на патенте они будут платить гораздо меньше, чем на любой другой системе налогообложения. Но если мы говорим о малом бизнесе, то владелец одного транспортного средства грузоподъёмностью до 7 тонн не будет платить за патент.

Замгубернатора Игорь Эдель:
– Алексей Владимирович, Вы чувствуете разницу между 17 000 у соседей и 125 000 у нас, это возросли, называется, или как? Называйте вещи своими именами.

Гаев:
– Да, разницу я чувствую, но мы также должны понимать, что каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.