22 декабря в Центре Управления городом прошла пресс-конференция на тему реорганизации работы общественного транспорта. Чиновники очертили контуры новой реформы и подробнее рассказали о модели взаимодействия с перевозчиками, новых брутто-контрактах, сроках перехода на регулируемые тарифы и изменениях в маршрутно-транспортной сети. Так что же конкретно изменится в системе городского общественного транспорта?


Слева направо: Геннадий Шакиров, Дмитрий Вавилин, Владимир Фадеев

Глава города Дмитрий Вавилин начал с того, что проблема транспортного обеспечения в Ульяновске копилась не один год и рассказал о двух направлениях по ее решению. Основные проблемы сейчас  – снятие машин с рейсов, невыполнение расписания, несоблюдение требований к подвижному составу, доступность и качество.

Проблемы предлагается решать по двум направлениям в течение 3-5 лет:

1. Институциональное преобразование, реформирование нормативной базы и изменение условий регулирования рынка. Сюда относится: законодательство по обязательному применению ГЛОНАСС, закон об административной ответственности за нарушение установленного расписания и графика движения, требование по переходу на регулируемые тарифы и переход на брутто-контракты. Последнее означает смену самой финансовой модели: перевозчик перестает осуществлять сбор наличной выручки. Администрация заключает с ним договор на оказание транспортной услуги, город оплачивает выполнение работ перевозчика. Средства, собранные за проезд, поступают напрямую в бюджет. 

2. Обновление подвижного состава (переход от автобусов малого класса на автобусы средней и большой вместимости) и усиление роли электротранспорта. В этом же направлении  предполагается работа по модернизации инфраструктуры общественного транспорта: трамвайные пути, контактные сети троллейбусов и остановочные павильоны всех видов транспорта.  Здесь речь шла об анонсированных ранее новых трамвайных маршрутах в новые микрорайоны.

По обновлению автопарка. Как сообщал ранее “Ъ”, для обновления автобусов предусмотрены льготы по лизингу и компенсации. По федеральной программе «Мобильный город» региону за три года будет выделено 5,2 млрд руб.. Программа предусматривает льготный лизинг на покупку подвижного состава со ставкой не более 5,5%. Всего за эти три года планируется получить 320 единиц подвижного состава, из них 180 — для Ульяновска. Условием участия в программе станет перевод маршрутов на регулируемые тарифы — «таково требование Минтранса РФ».

О переходе на брутто-контракты

Вавилин отметил, что решение о переходе на брутто-контракты принято окончательно. Вся транспортная сеть перейдет на них в течение трех лет. С 1 апреля 2022 года на них переходит электротранспорт. Таким образом все маршруты электротранспорта будут выставлены на торги именно через механизм брутто-контрактов. С 1 июля 2022 года предполагается выставить на торги маршруты ПАПТ-1. Окончательно все частные маршруты выставят на торги через брутто-контракты с 2023 года. Вся работа должна завершиться в конце 2024-го.

Риски перехода на брутто-контракты

Первый риск – бюджетный. Если формировать условия, выгодные перевозчику, то возрастет нагрузка на бюджет, поскольку необходимо будет оплачивать каждый маршрут независимо от собранных средств. Второй риск связан с формированием начальной максимальной цены. Как отметил Вавилин, необходимо будет найти золотую середину между возможностями бюджета и желанием перевозчиков. Сейчас сделать это не позволяют “серые схемы”, по которым работают частные перевозчики. По его словам, выбранный трехлетний период перехода на такие контракты позволит минимизировать озвученные риски.

Мы начнем с наиболее прозрачного для нашей экономики “Ульяновскэлектротранса”. Сегодня мы прекрасно понимаем сколько предприятие зарабатывает, сколько из бюджета ежегодно выделяем средств. В пределах этого объема как раз и будут объявлены торги. Также для нас понятна экономика ПАТП-1. Экономика частных перевозчиков нам на сегодня понятна на 80%, порядка 20% всех их оборотов мы не понимаем, т.к. они находятся в “серой зоне” (наличный оборот, наличная оплата запчастей, ГСМ, зарплата водителей), – отметил Вавилин.

Переход на регулируемые тарифы и формирование цены

Для перехода на регулируемый тариф необходимо будет переторговать все маршруты. В течение первого квартала 2022 года объявят торги по 7 магистральным маршрутам,  в течение полутора лет – по остальным. Как сообщил Вавилин, при помощи такого тарифа перевозчики не смогут увеличить установленную плату за проезд, однако с другой стороны существуют риски для бюджета.  По действующему законодательству перевозчики, работающие по регулируемому тарифу, имеют право предъявить требование о возмещении выпадающих доходов, если тариф будет установлен ниже, чем себестоимость пассажирских перевозок. 

На сегодня из муниципального бюджета выпадающий доход компенсируется “Ульяновскэлектротрансу”, а региональное правительство компенсирует убытки только тем перевозчикам на регулируемом тарифе, кто докажет, что такие выпадающие доходы существуют, раскрывая всю бухгалтерию. По данным главы города, Минтранс перечисляет выпадающие доходы 22 перевозчикам и только 11 из них являются государственными.

На сегодня себестоимость перевозки одного пассажира на автобусе большого и особо большого класса приближается к 50 рублям, перевозка пассажиров электротранспортом на сегодня также убыточна (себестоимость – 35 рублей).

Сказать , что эта деятельность убыточна на автобусных маршрутах с автобусами малого и особо малого класса, мы не можем, т.к. экономика коммерческих перевозок для нас непрозрачна. Мы понимаем, что основной целью всех перевозчиков является извлечение прибыли. Вопрос в том, работали бы они в условиях, когда за проезд они собирают 25-28 рублей, а себестоимость составляет 40? Я сомневаюсь. Действительно, сегодня маржинальность перевозок, исходя из того, что у нас одни из самых низких тарифов в ПФО, минимальная. Заявлять о том, что деятельность убыточная, я бы не стал. Есть маршруты, где особо малые автобусы тратят больше денег на организацию перевозок, но есть и прибыльные маршруты. В совокупности те тарифы, которые у нас установлены, не приведут к развитию транспортной инфраструктуры. Все те нарушения, которые допускают перевозчики, вызваны тем, что у них нет сегодня сверхдоходов, которые были 3-4 года назад. Проблемы в экономике у перевозчиков есть однозначно, именно они являются определяющими. Все запланированные изменения направлены на обеспечение экономической целесообразности. 

Изменение маршрутно-транспортной сети

Начальник организации транспортного обслуживания Геннадий Шакиров обозначил контуры изменения маршрутно-транспортной сети. Ее оптимизация активно начнется в 2022 году. Основным вектором развития будет являться электротранспорт. Одна из задач – сокращение дублированности. На сегодня коэффициент дублированности на всей транспортной сети города составляет 4,5% при нормативе в 1,2-1,4%.

Например, в Железнодорожном районе у нас ходит два маршрута – 38 и 68, которые дублируют друг друга  более, чем на 45%. Это сказывается на экономике и качестве оказания услуг. С учетом нашего опыта мы будем строить сеть таким образом, чтобы удовлетворить все потребности пассажиров и делать маршруты более устойчивыми. Также есть дублированность и у электротранспорта, – отметил Шакиров.

При формировании новой маршрутной сети также обещают учитывать стандарты качества оказания транспортных услуг, которые в прошлом году были приняты региональным профильным Министерством: время ожидания не должно превышать 15 минут, в часы пик – 10 минут; доступность транспортных услуг: для жителей МКД от дома до остановки – 500 метров, для жителей частных домов – не более 1 км.

Автобусов и трамваев должно быть ровно столько, чтобы время ожидания не превышало установленный норматив, а сами маршруты должны быть проложены таким образом, чтобы обеспечить транспортную доступность, – отметил Вавилин.

По словам градоначальника, в настоящее время разработано две транспортные модели. Первая – Московским проектно-транспортным институтом, вторая – совместно с частными партнерами, которые предполагали вхождение в частные пассажирские перевозки Ульяновска. Перед внедрением новой транспортной схемы и объявлением тарифов Администрация города будет обязана за месяц д принятия опубликовать документ транспортного планирования. Предлагаемые изменения будут вноситься частями в течение полутора лет.

Однако даже после преобразования маршрутно-транспортной сети в мэрии не исключают, что останутся убыточные маршруты. Для того, чтобы определить перевозчиков на все линии, будет применяться принцип объединения маршрутов в “лоты”. По словам Вавилина, сейчас в городе лишь у 6 (2 из них государственные) из 22 перевозчиков есть свой подвижной состав, производственная база, медкабинет. 

О взаимоотношениях власти с перевозчиками и их реакции на реформу

По словам Дмитрия Вавилина, взаимоотношения с перевозчиками складываются весьма непросто, а реакция на предстоящую реформу негативная. Вавилин также не исключает, что при проведении конкурса в Ульяновск могут зайти перевозчики и из других городов и называет опасения коммерсантов оправданными.

Со стороны частников наблюдаются систематические нарушения договоренностей в части изменения расписания движения, корректировки маршрутной сети, зарплат водителе (в среднем 15 тысяч рублей). Мы понимаем, что просто выплачивается тот необходимый минимум, установленный законодательством, а все остальные деньги выводятся из-под налогового учета. В связи с этим назвать отношения простыми нельзя. Нам удается находить точки соприкосновения, но проблемы есть. На сегодня основной инструмент взаимодействия – комиссия, созданная при Управлении дорожного хозяйства и транспорта по организации пассажирских перевозок. Перевозчики опасаются за будущее и я считаю, что они опасаются весьма справедливо. По опыту других регионов к нам зайдут и более сильные перевозчики из других городов. 

Новый директор МКУ “Организация пассажирских перевозок” Владимир Фадеев рассказал о задачах, которые стоят перед его учреждением. Первая – отслеживание и реорганизация маршрутной сети, вторая – контрольные функции над графиком общественного транспорта и его состояние, третья – сбор выручки, которые люди оставляют за проезд в общественном транспорте. По словам Фадеева, в будущем планируется перейти полностью на безналичную оплату проезда, которая позволит не отвлекать водителя от его основной работ, платить налоги и выплачивать официальные “белые” зарплаты.

Почему Фадеев 

Глава города также пояснил, почему директором МКУ “Организация пассажирских перевозок” был выбран именно Владимир Фадеев, который не имеет в этой сфере никакого опыта. Он сослался на его опыт в предпринимательской деятельности и отсутствие аффилированности с перевозчиками.

Человек-профессионал, имеет абсолютно государственное мышление, сегодня он представляет интересы жителей города в УГД. В этой деятельности очень важно будет обеспечить именно экономическую целесообразность деятельности, а у Владимира Владиславовича есть прекрасная практика по коммерческой деятельности в целом. Здесь его жилка, как коммерсанта, будет очень востребована. Нам важно обеспечить баланс между экономической целесообразностью перевозок и затратами на перевозки. Он на сегодня является абсолютно не аффилированным, ни с одним перевозчиком он никогда не работал и у него нет каких-либо обязательств и взаимоотношений в этой сфере. Мы понимаем, что этот рынок довольно сильно монополизирован и участники могут оказывать влияние на те или иные процессы. Когда мы сделали ставку на Владимира Владиславовича это тоже имело значение.

Сам Владимир Фадеев также отметил, что его тренерская деятельность – лишь хобби и общественная нагрузка: “Я почти 25 лет работал руководителем в различных сферах бизнеса (услуги, торговля, производство)“.