В феврале на пресс-конференции Национального лифтового союза прозвучали неутешительные данные по ряду регионов ПФО, где проблема замены подъемного оборудования решается либо мизерными объемами, либо вовсе застопорилась.

Больше, да меньше всех
Всего в России работает около 600 тысяч лифтов. По словам гендиректора ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО) Петра Харламова, к 2025 году необходимо заменить примерно 100 тысяч, у которых к тому времени истечет срок эксплуатации. В Самарской области необходимо обновить свыше восьми тысяч, а в Ульяновской — 3264 штуки, или 71 процент имеющихся аппаратов, но в 2020—2021 годах не было проведено ни одного аукциона.

И. о. министра энергетики и ЖКХ Самарской области Игорь Жарков пояснил «РГ», что сейчас в губернии 14 377 лифтов в 4140 многоквартирных домах и срочной замене подлежат около 60 процентов из них. Уже сегодня 7823 лифта — с истекшим сроком эксплуатации. Соответственно к 2025 году их будет еще больше.

О проблеме знают давно и не раз обсуждали острую тему. В 2019 году даже собирались одним махом решить задачу — анонсировали некую региональную программу, но она, видимо, так и осталась на бумаге. Приглядывались к схеме факторинга: когда производители ставят лифты за свой счет, получая оплату в рассрочку, при этом ряду регионов выпадающие доходы предприятиям помогал компенсировать Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но и здесь дальше разговоров дело не пошло.

В 2021 году, по данным РЛО, заключены контракты на замену 18 399 лифтов в 70 регионах. Это на 15 процентов больше, чем в 2020 году. В этом году страна должна выйти на цифру 20 тысяч лифтов. И в Самарской области последние несколько лет также отчитываются о постоянной прибавке. Мол, статистика все лучше, в 2021 году темпы работ «значительно выросли», так чего же еще?

Из ответа на запрос «РГ» из местного Минэнергетики и ЖКХ следует, что в 2019 году за счет областного бюджета заменили 44 лифта (за 99,1 миллиона рублей), в 2020-м — уже 50 штук на ту же сумму и авансировали 22 миллиона рублей на замену еще 42 кабинок. В прошлом году сдали эти «переходящие» (55 миллионов рублей) и авансировали 23.3 миллиона рублей на 41 лифт, которые должны заменить ныне. Кроме того, в 2021 году из бюджета отдельной строкой выделяли 172,7 миллиона рублей на замену 90 лифтов с дальнейшей компенсацией 68.3 миллиона рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Деньги добавят к выделенным из областного бюджета 159,5 миллиона рублей на замену 112 лифтов в 2022 году.

И тем не менее темпы замены в Самарской области, мягко говоря, отличаются от среднероссийских. Ведь получается, что в самом проблемном регионе снова обновят одну или две сотни (в казне под занавес года предусмотрели дополнительные 100 миллионов рублей на капремонт или замену лифтов), тогда как надо поменять около восьми тысяч кабинок.

Неподъемные суммы
Еще немного общероссийской статистики. В 2020 году в стране заменили 16 тысяч лифтов на общую сумму примерно 34 миллиарда рублей, это примерно 20 процентов от общей суммы на капремонты в стране. Могли бы тратить больше, но в «общем котле» каждого региона, где собираются взносы жителей на капремонт, как всегда, не хватает средств сразу на все.

Лифты же — один из самых затратных видов капремонта. Так, в прошлом году в девятиэтажном доме № 64 на Каховской улице в Самаре поставили новый подъемник, заменив оборудование диспетчерской связи и отремонтировав машинное помещение с установкой противопожарной двери. Стоимость работ составила два миллиона рублей. Дорого, но выбора не было, ведь старому постоянно ломавшемуся подъемнику было уже 37 лет. Напомним, срок эксплуатации — 25 лет при добросовестном обслуживании.

Вероятно, именно поэтому в самарском Фонде капремонта, который еще в 2019—2020 годах был в предбанкротном состоянии, в прежние годы попросту экономили. И до сих пор, похоже, не готовы раскошеливаться. Так, за этот год, по прогнозу директора Фонда капитального ремонта области Александра Константинова, регоператор рассчитывает собрать с собственников около 3,5 миллиарда рублей взносов. Плюс бюджет обещает добавить свыше полутора миллиардов. Пятая часть суммы — миллиард рублей, но об их выделении на замену лифтов речи не идет. В фонде лишь отмечают, что «проблема по замене лифтового оборудования стоит остро не только в нашем регионе, но и во всей стране: решать ее нужно комплексно и поступательно».

А вот почему все так — вопрос открытый. Хотя можно предположить, что прочие виды работ по капремонту активнее стимулируют экономику региона, а своих производителей подъемного оборудования в области нет. Впрочем, в этом вопросе надо ведь думать не о «подряде для своих», а о безопасности жителей. Ежегодно в стране есть люди, погибшие из-за сорвавшихся кабинок.

ЦИФРА:
275 ЛИФТОВ
в МКД обновили в Самарской области в 2021 году за счет программы капремонта и дополнительных средств из областного и федерального бюджетов


Большинство лифтов в многоэтажках Самары дышат на ладан, что особенно режет глаз на фоне свежесделанного ремонта в подъезде.