Уже в апреле в оврагах Винновской рощи должны начаться работы стоимостью в 250 миллионов рублей. В министерстве природных ресурсов региона указывают, что это позволит наконец решить проблему загрязнения рощи нефтепродуктами, существующую почти 20 лет.  Но показанная недавно схема работ вызывает немало вопросов у ульяновцев, регулярно бывающих в Винновке.

В 2003 году в мэрии Ульяновска зафиксировали факт загрязнения Винновской рощи нефтепродуктами. Они выходили на поверхность в родниках в северных оврагах рощи и стекали в пруд. За прошедшее с тех пор десятилетие с лишним в роще несколько раз проводили обследования нефтяного загрязнения. Предпринимались и попытки уменьшить загрязнение разными способами. Так, в 2008 году оборудовались локальные очистные сооружения, в 2012 году шла речь о спуске пруда и очистке его территории с помощью сорбента.

Какой именно результат дали эти работы и сколько на них было потрачено средств, ответить в минприроды региона не смогли. Но, очевидно, несмотря на них, проблема осталась достаточно масштабной.

Наконец в прошлом году за 7,5 миллиона рублей была разработана проектно-сметная документация на ликвидацию загрязнения. В конце 2021-го было подписано соглашение о выделении федеральных денег на выполнение этих работ. Согласно ему, Москва выделит региону 200 миллионов рублей. Еще 50 миллионов дает область.

На что конкретно пойдут деньги, пока посмотреть нельзя — конкурс на проведение работ еще не объявлен. Но информация о нем на сайте госзакупок должна появиться, по информации минприроды, в ближайшее время.

При этом схема работ уже была продемонстрирована главе региона при недавнем посещении Винновской рощи. Она и озвученная заодно информация и вызвали немало вопросов. Согласно им, при очистке рощи должен быть снят и вывезен загрязненный нефтепродуктами грунт. При этом раскапывать планируется не только северный ручей, который загрязнялся изначально и рядом с которым ощущается запах нефтепродуктов. Но и южный, на котором стоит популярный у ульяновцев родник «Сахарный» и благополучное состояние которого у горожан никогда не вызывало сомнений. Из-за включения в схему рекультивации южного ручья и появились вопросы об обоснованности заявленного объема работ. Кроме того, анонсируя работы, чиновники стали сообщать о высадке деревьев после них. Это, конечно, заставило думать о планирующихся вырубках в роще.

На появившиеся вопросы мы попросили ответить специалистов минприроды. Как сообщили в ведомстве, снос деревьев при работах не планируется — он запрещен положением об особо охраняемой территории, которой является роща. Также работы по снятию грунта планируется проводить вручную. На время рекультивации роща для посетителей закрыта не будет. Но место работ должно огораживаться.

Площадь участка для рекультивации определяло ЗАО «Спецгеоэкология», занимавшееся проектом работ. Результат их трудов в апреле прошлого года был представлен на общественных слушаниях в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

Итак, что же говорит ОВОС по определению площади загрязнения. ЗАО «Спецгеоэкология» обобщило все проводившиеся ранее обследования загрязнения в роще, а также взяло пробы для актуализации полученных ранее данных. В исследовании 2017 года было выявлено превышение ПДК не только в воде родников, питающих северный ручей, но и в родниках 1 и 17, стоящих на южном ручье. В роднике №1 концентрация нефтепродуктов составила 9 единиц, в №17 — 12. При этом норма содержания — 6,5 — 8,5. В 2021 году, цитируем: «В донных отложениях родников 1 и 17 повышенные концентрации нефтепродуктов не зафиксированы, хотя ранее в воде родников были отмечены повышенные концентрации нефтепродуктов. В донных отложениях ручья южного также не фиксируется повышенное содержание нефтепродуктов». В воде нефтепродукты все же были отмечены: «По результатам опробования 2021 года поверхностные воды ручья в южном отвершке оврага (ниже родников 2, 3, 9 и 17) по химическому составу слабощелочные смешанного анионного состава… Предельно допустимые концентрации веществ для водоемов рыбохозяйственного значения превышены по содержанию сульфатов, нитритов, кальция, молибдена, селена, хрома, ванадия и стронция. Содержание нефтепродуктов составило 0,044 мг/л. В 2017 году нефтепродукты были зафиксированы в количестве 0,07 мг/л». Кроме того, на основе исследований была составлена схема пути миграции подземной линзы нефтепродуктов и современного ее положения. Согласно ей, линза захватывает только северный, но не  южный ручей.

В результате работы по очистке планируется проводить на обоих ручьях. Сначала должны быть оборудованы каптажи и очистные сооружения для родников. Они будут перехватывать нефтепродукты, выходящие из земли с водой. Потом планируется выемка загрязненного грунта. После выемки грунта и донных отложений должны быть завезены новые песок для берегов и плодородная почва. На этом в 2022 году работы закончатся. На 2023-ий запланирован  «биологический этап». Это посев трав, посадка кустарников и деревьев, а также работы по благоустройству.

Всего, согласно расчетам, нужно будет срезать грунт почти на 13,5 тысячи квадратных метров с учетом пруда и вынуть 8,1 тысячи кубометров грунта и песка.

В документах оценки воздействия на окружающую среду приводится оценка альтернатив рекультивации загрязненной почвы. Но все они признаются неподходящими. Так, если не проводить никаких работ, выход нефтепродуктов продолжится. Из-за этого усугубится обеднение растительного и животного мира, последует гибель отдельных видов. Использование микроорганизмов, разрушающих нефтепродукты, не годится, так как в условиях рощи полноценно они выполнить свою задачу не смогут. Строительство очистных сооружений и направление на них воды из родников дорого и сложно и может привести к исчезновению родников.

При этом рекультивация почвы, признают в «Спецгеоэкологии», нанесет ущерб растениям и животным рощи. Но, полагают они, он будет минимален по сравнению с последствиями, к которым уже привел разлив нефтепродуктов и которые он может повлечь в дальнейшем.

Фото: Алексей Николаев, ОВОС