Унылые трехлитровые банки с березовым соком вместо мяса, овощей и фруктов на прилавках советских универмагов останутся в памяти старшего поколения. Даже в условиях самых жестких экономических санкций очевидно, что проблем с едой в России теперь не будет. Но есть нюансы: от части “излишеств” в виде 151-го сорта колбасы или шоколада с экзотическим вкусом, видимо, придется отказаться. Остается открытым и вопрос цены, ведь часть продуктов и ингредиентов все равно поставляются из-за рубежа.


Фото: iStock

Поставки самого продовольствия в конфликтующие страны не прекращались даже в самых тяжелых кризисах, напоминает директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова. Сейчас в России многие иностранные производители продуктов объявили о приостановке своей деятельности, но выпуск базового продовольствия никто не прекращал.

Так, компания Nestle заявила, что не будет продавать в России кофемашины и кофе-капсулы, а также минералку. Но детское питание, каши и лечебные корма для домашних животных не тронуты. PepsiCo приостановит продажи своей газировки, но молочные продукты и детское питание компания продолжит выпускать в России, где трудятся 20 тыс. сотрудников и еще 40 тыс. аграриев задействованы в цепочке поставок. Danone также продолжит производство молочных продуктов и детского питания в России, но приостановит инвестиции.

Непосредственно своего продовольствия в России более чем достаточно. Из всех продуктов нам не хватает разве что овощей и фруктов, а также немного молока (но эту потребность может закрыть Беларусь).

Проблемы могут возникнуть с поставками ингредиентов и сырья для производства продуктов. А в этом смысле мы как раз сильно зависимы от импорта, отмечает Серова. Например, это касается агрохимикатов и семян, ветпрепаратов, упаковки и многого другого. Но и здесь громко хлопать дверью пока никто не собирается. Например, на днях концерн Bayer (поставляет в Россию лекарства, средства защиты растений, семена) заявила о приостановке инвестиций и рекламы в России. Но компания продолжит поставлять свою продукцию, вопреки призывам прекратить экспорт.

В поставках ингредиентов и сырья большее значение имеет саботаж иностранных логистических компаний, отказывающихся возить грузы в Россию. К слову, по мнению главы минэкономразвития Максима Решетникова, именно проблемы в логистике стали причиной ухода многих компаний, но никак не политика. И как только будут перенастроены новые каналы поставок, большинство компаний вернутся на российский рынок, считает министр.

Кроме того, из-за ослабления рубля поставщики сейчас просят полную предоплату и адекватно поднимают цены на свою продукцию. По этой причине, например, недавно в минсельхозе обсуждалась идея продавать некоторую продукцию без упаковки – так удастся избежать ее подорожания на полках.

Понятно, что подорожания продукции избежать не удастся. По информации СМИ, кондитеры уже заявили о росте цен на свою продукцию на 20-30% из-за резкого удорожания импортных ингредиентов и перестройки цепочки поставок. О повышении цен сообщили также ряд производителей соков, газировки, молочной продукции.

Ввиду беспрецедентного экономического давления на нашу страну отечественные поставщики вынуждены в срочном порядке искать замену выпадающим ингредиентам и сырью как в России, так и за рубежом, перестраивая логистику, признает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. В этой ситуации некоторые из российских производителей вынуждены менять ассортимент и сосредоточиваться на выпуске наиболее востребованных позиций. Это позволяет сократить издержки при нестабильных поставках сырья, упаковки и прочего и обеспечить наличие товара на полке, говорит эксперт.

Но сейчас главный вопрос – в мерах поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности внутри страны. В частности, Руспродсоюз предлагает распространить программы поддержки аграриев на переработчиков, обеспечить приоритетный пропуск и выделение дополнительного подвижного состава под перевозку продуктов, создать “зеленый коридор” доставки сырья и ингредиентов через соседние страны, отменить плату за пользование дорожной инфраструктурой для транспорта, задействованного в доставке сырья, ингредиентов и готовых продуктов. Не помешают налоговые каникулы для предприятий сельхозпроизводства и переработки и моратории на проверки со стороны контрольно-надзорных органов. Хотелось бы перенести внедрение маркировки и сроки введения программы расширенной ответственности производителей.

Со стороны торговых сетей производители ждут введения мораториев на штрафы за недопоставку продовольствия, сокращения сроков согласования изменения цен, снижения требований по приемке продовольственных товаров с остаточным сроком годности до 30%, сокращения отсрочки платежей до 15 дней.

Часть этих мер власти и торговые сети уже ввели или рассматривают. Так, минпромторг предложил правительству отложить сроки введения маркировки воды и молочной продукции для фермеров, розницы и ресторанов. По уже запущенным экспериментам условия будут упрощены – увеличатся сроки, чтобы бизнес смог комфортно подготовиться к обязательнымтребованиям. А компания Х5 согласилась ввести мораторий на штрафы для поставщиков.

Исполнительный директор “Русбренда” Алексей Поповичев считает, что в сегодняшних условиях, когда экстренно перестраивается логистика и дорожает импорт, производители, вероятно, будут сокращать количество SKU (единиц товаров). Это позволит им сэкономить часть средств в том числе на закупку импортных товаров. Но при этом позволит не допустить сбоев поставок основной своей продукции, обеспечив потребителя повседневными товарами массового спроса. Без них россияне точно не останутся. А отсутствие йогурта с каким-нибудь новым вкусом можно и пережить.

Цитата
Виктория Абрамченко, вице-премьер:

“Санкции западных стран не приведут к изоляции агропромышленного рынка России. Мир не ограничивается США и Евросоюзом. Россия открывает новые рынки и заключает соглашения с новыми поставщиками… Россия обеспечивает себя основными продовольственными товарами и продолжает расширять поставки импорта для насыщения рынка разной продукцией и увеличения ассортимента для российского потребителя. Но не стоит подогревать искусственный спрос закупками “впрок”. Никаких предпосылок для рисков дефицита или снижения ассортимента в условиях внешнего экономического давления нет”.


Инфографика “РГ”/Леонид Кулешов/Татьяна Карабут