…Она не спала всю ночь. Она слышала, как медленно и плавно поворачивался земной шар — в бездонной тьме, в далеком звездном звоне. Хрупкие и холодные, как льдинки, звезды смотрели на теплую землю, пахнущую ржаной соломой, травами, хвоей. На землю, согретую человеческой любовью и дыханием детей. Звезды старались понять сонное бормотание городов, звезды заглядывали в спокойные холодные воды, где сторожили тишину молчаливые рыбы, звезды слышали, как глухо падали в траву спелые яблоки. Они все понимали, звезды! Они разгорались еще ярче, когда в великом безмолвии ночи раздавалось по всей Вселенной шепотом сказанное слово: — Люблю! *** От ведущего. Публикую один из моих рассказов… Он был навеян романтической историей случившейся со мной на берегу реки Свияги в далеком 1963 году… Рассказ в те времена опубликовала газета «Литературная Россия». Затем ( к моему удивлению) его заметили в Польше, перевели на польский… и напечата ли в сборнике «Sptkane na schlyhu” (избранные русскоязычные рассказы) Публикую не из хвастовства- а как еще одного доказательства того что личные переживания автора – это побуждение к литературному творчеству.. ****
Жан Миндубаев. День рождения. (Рассказ). ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ — Сколько на твоих? — Десять. Только десять. А мы с тобой вместе уже целых два часа. Получается, что десять меньше, чем два. Тебе не кажется это странным? — Нет. Мне кажется странным, что мы с тобой не были вместе целый год. — Не целый, а — только! — Это тебе — только. Мне — это был целый год, хоть в нем и не хватает одного месяца. Год, в котором я получил ровно двадцать два письма. По два в месяц. Аккуратно. Как зарплату. — Зарплату ты получал аккуратнее. От банка до этого вашего НИИ все-таки не шесть тысяч километров. — Он мог бы быть и твоим, этот НИИ. Тебе же предлагали. — Мне еще Тимка Загай говорил, что из меня не получится научного работника. Тимка знал это точно — он же был групоргом. А потом — кому бы я писала письма? Я очень люблю писать их. — Дважды в месяц? — Это по одному адресу. Письма, как известно, доставляются в любой пункт Союза. — Ах, так?! — … Вы нахал, сеньор! Вон тот сержант только делает вид, что читает газету. Он все видит. Он заберет вас за мелкое хулиганство на пятнадцать суток. И мне придется продлить отпуск, чтобы носить вам передачи. — Мне кажется, что тебе придется продлить отпуск надолго. — Сержант опять смотрит. — Следит за нами. Он знает, что мы едем без билетов. — А мы без билетов? Для романтики? — В целях экономии. Куплю себе будильник. Еле успел на пристань. — А я успела даже на базар. Вы любите яблоки, сеньор? И вино? К нам это все привозят на вертолете. В тайге потом две недели пахнет яблоками. — А не три? — Бывает, и три. Это сколько тебе захочется. Всегда все бывает столько, сколько тебе захочется. Вот мы сейчас едем в луга на три дня. На те несчастные три дня, которые я украла у нашей доблестной экспедиции ради тебя. Ну, хорошо, не смотри на меня так — и ради себя. А мне кажется, что впереди у нас не три дня, а три недели. Нет, больше! Много недель! — Таких, как сегодня? — Как сегодня. Чтобы было много солнца. И чтоб палуба обжигала пятки. И чтоб ты и я. Больше не надо никого. Ладно? Мы с тобой дружим полтора года, и мне всегда хотелось, чтобы рядом с нами кто-нибудь был. Чтобы было много людей. А сейчас я не хочу никого. Это, пожалуй, оттого, что я постарела. Я здорово постарела, да? — Порядком. Ты стала кокеткой. — Так вот. Ни-ко-го. Когда я выйду за тебя замуж… — У вас в тайге все такие самоуверенные? — В тайге все такие. Уверенные в себе. Неуверенным у нас плохо. Скучно. Поэтому они удирают. Правда, не всегда. Некоторые из них становятся уверенными. И помнят свои слова. — Не злись. Я пошутил. — Я не злюсь. Не за тем, чтобы злиться на тебя, я летела шесть тысяч километров. — Зачем же? — Чтобы узнать, избавился ли ты от того, чего тебе не хватало. — Хм. Не темни. Мне не хватало только тебя. — Возможно. Когда я уехала. А до этого тебе не хватало чего-то другого. — Кого-то? — Чего-то. Из-за этого “чего-то” я и не осталась в городе. И мне очень хотелось узнать… — Не стоило тратить кучу денег. — Ты глуп. Ты глуп, как тоскливый день. — Ты красивая. Ты красивая… как смех. Помнишь, я поругался с Тимкой Загаем? Я поругался, чтобы он не рассказывал, какая ты красивая. Он любил делать это. — Не надо было с ним ругаться. Он был неплохим парнем. — Жаль, что его нет здесь, правда? — Не ревнуйте, сеньор. Пережитки надо выкорчевывать. — Там, у вас, уже выкорчевали? Это, наверное, удобно — жить без пережитков, а? * * * Двое сидели на самой корме. На высоком ящике со спасательными поясами. На виду у всех пассажиров маленького катера, петлявшего по тихой реке. Двое смотрели друг на друга и поэтому не сразу заметили, что катер ткнулся носом прямо в берег и враз опустел. Последним, оглядываясь, сошел милицейский сержант. Потом на корму прошел матрос и требовательно полюбопытствовал: — Сходить будете? — А что? — Дальше некуда. Билеты имеются? — Понимаете, он никогда билеты не берет. Экономит на будильник. Матрос засмеялся. Под сходнями дремали мальки. С берега тянуло жарким шорохом кузнечиков. Над сонным селом, над лугами, над заросшими старицами висел прокаленный июльский полдень. Матрос проводил двоих долгим взглядом, восхищенно покрутил головой. Вздохнул, полез купаться. * * * Она не спала всю ночь. Она слышала, как медленно и плавно поворачивался земной шар — в бездонной тьме, в далеком звездном звоне. Хрупкие и холодные, как льдинки, звезды смотрели на теплую землю, пахнущую ржаной соломой, травами, хвоей. На землю, согретую человеческой любовью и дыханием детей. Звезды старались понять сонное бормотание городов, звезды заглядывали в спокойные холодные воды, где сторожили тишину молчаливые рыбы, звезды слышали, как глухо падали в скошенную траву спелые яблоки. Они все понимали, звезды! Они разгорались еще ярче, когда в великом безмолвии ночи раздавалось по всей Вселенной шепотом сказанное слово: — Люблю! И звезды дрожали в волнении, звезды бросались вниз и безрассудно сгорали — они хотели, чтобы исполнились все желания. А у нее в эту ночь было одно-единственное желание — она ждала счастья. Она не спала всю ночь. Всю ночь она не сомкнула глаз, чтобы услышать, как оно придет к ней — счастье. Оно шло очень тихо — наверное, на цыпочках, поэтому она и не услышала его. Но она знала, что счастье пришло и теперь останется с ней так долго, как ей захочется. “Всегда бывает столько, сколько хочется”. А ей хотелось счастья на всю жизнь — и себе, и всем живущим рядом с ней: луговой мыши, осторожно шуршавшей газетой возле рюкзака, беспечному гармонисту в затерянной деревеньке, бегущим где-то поездам, набитым человеческими снами и судьбами. И она не спала, и все думала об этом, и смотрела, заложив руки за голову, в небо, где уже таяли звезды, и улыбалась. А когда близко, как будто прямо за стогом, прошлепал по реке катер, она повернула голову и увидела, что он — спит. Это было невероятно, но он спал, натянув на голову свой плащ. Он спал, как будто ничего, совершенно ничего не случилось в эту июльскую ночь, пронизанную звоном звезд. Он спал ничком, и это рассердило ее. Ей захотелось разбудить его, но она тихонько поднялась и пошла к реке, на которой заря уже раскатывала малиновые дорожки. Сбросив платье, она постояла немного, задумчиво припоминая что-то, и, вспомнив, боязливо вошла в воду. На середине реки полежала на спине, а потом, набрав воздуха, пошла в таинственную холодную бездну. Она падала долго и плавно, а потом, ужаснувшись, бросилась вверх, яростно отталкиваясь руками и ногами, выскочила из глубины и ринулась к берегу, подгоняемая жутким страхом… Он не чувствовал ее тревоги и все еще спокойно спал, раскинув ноги в коротких пестрых носках. Сигареты отсырели, их надо было высыпать и посушить, но она бросила пачку обратно в траву и курила торопливо, опасаясь, что он проснется. Он ведь не знал, что она начала курить. А она начала — в октябре прошлого года, там, на берегу ненормальной таежной речки, в которой она чуть-чуть не утонула, когда их лодка пошла ко всем чертям, трахнувшись о скалистый зуб на безымянном перекате… Их было в лодке трое, а Игорь Куропаев был самым старшим — он замещал начальника партии, и именно ему предстояло отвечать теперь и за разбитую лодку, и за нее, и за молчаливого рабочего Федора, вывихнувшего ногу. “Хорошо, что бумажки и образцы не упустили, — буркнул Игорь, выжав полушубок и раскладывая на камне мокрое курево. — А вот жратвы маловато!” Куропаев говорил это равнодушно, а она молча смотрела на него — высокого, неуклюжего, думая о том, что ему теперь влетит от начальства. Ей почему-то очень интересно было узнать, как он, Игорь Куропаев, будет выкручиваться из такого положения и что он будет делать. А он соорудил шалаш, распалил огромный костер и завалился спать. А на следующий день, сказав: “База ждет нас через три дня. Неделю можно просидеть, как у тещи в гостях, —потом вышлют вертолет. Но жрать нечего. Тут верст за пятьдесят сейсмики должны околачиваться, у них — рация… Главное —костерчик палите, а то комары заедят…”, — зашагал, но тут же вернулся, вытащил из кармана мятую книжонку: “Бери, для культурного досуга”. Потом Куропаев подмигнул и ушел совсем. Она старательно таскала сучья для костра. В тайге хозяйничал октябрь. Нога у Федора распухла. Она спрашивала, не больно ли, а он молчал. Тогда она читала вслух веселые рассказы Фрэнка Харди, оставленные Куропаевым, но смеяться ей совсем не хотелось. Через два дня она закурила, а еще через день прилетел вертолет, из него вылез обросший Игорь, радостно заорал: “Ну, комары не слопали?!”, схватил ее за плечи, поцеловал в губы. От него пахло водкой, он был шумным, радостным, а она стояла растерянная и злилась на себя за то, что ей хочется прижаться к куропаевскому полушубку и нареветься по-детски, навзрыд, досыта. И вот она сидит на берегу другой реки с человеком, которого давно знает и любит и с которым начинает новую жизнь. В этой жизни никогда не будет вертолетов, кирзовых сапог, тоски по огням большого города, неуклюжего Куропаева и его насмешливых друзей. Все это будет у тех, кто остался там. И у той неизвестной девчонки, которая приедет заменить ее. А что же будет в этой новой жизни? Она думает об этом и хочет спросить его, а он спокойно спит, раскинув ноги в пестрых носках. И она думает одна, докуривает сигарету, которая плохо тянется, потому что отсырела за ночь. * * * — Ты слышал, как звенели звезды? — Ну и припекает! Всю ночь напролет зудели комары — это я слышал. Я и сейчас хочу спать. — Не зевай. Ты еще не знаешь, какие бывают комары. Вот в — При чем тут Австралия? Никогда не думал, что это такое мучение — спать на лугу в июле. — Никогда не думала, что ты пижон! Вставай, выкупайся и разводи костер. — Вода еще холодная. А костер мы сообразим. Ты будешь кормить меня завтраком. Ты теперь всегда будешь кормить меня завтраком, да? — Я еще подумаю. — Дай я тебя поцелую. Сюда никто не приходил? — У нас был гость. К нам приходило счастье. Но ему не понравилось, как ты храпишь. А костры разжигать ты не умеешь. — Ну его к черту! Все отсырело за ночь. Неужели за ночь все может отсыреть? — ..? — У меня есть идея — двинуться в деревню. Попьем там парного молока. — Ты научился меня обманывать? — Честно — глотнем молока! — И только? — Возможно, в деревне есть телефон… — Ты хочешь заказать завтрак по телефону? Хотя это уже похоже на обед. — Понимаешь, сегодня у Хитроумного Одиссея день рождения. — День рождения — у кого? — У моего шефа, Алексея Витольдовича. Он талантливый и ушлый. Хитроумный Одиссей. — А сегодня нельзя не звонить никаким Одиссеям? Даже хитроумным? Ведь у него, наверное, и так будет много поздравлений. Даже слишком много. Он очень обидится, если его не поздравишь ты? — Он даже может и не вспомнить обо мне. Но мне самому необходимо это сделать. — Ты его любишь? — Он не девочка, он — шеф. Причем далеко не идеальный. — Он знает, зачем тебе нужны эти три дня? — Иначе он бы меня не отпустил. Поверь, что и самому мне не хочется. Но весь наш отдел будет поздравлять его, а я — нет. А он ко мне совсем неплохо относится, откровенно говоря. — Ты и сегодня хочешь узнать, чего тебе не хватало? — Не понимаю, в чем ты меня обвиняешь? Разве это плохо — делать так, чтобы к тебе относились еще лучше? Почему ты молчишь? — Я не молчу. Это хорошо, конечно. Когда после этого человек не начинает относиться хуже к самому себе. Ты не начинаешь. К самому себе ты всегда относишься отлично. И именно поэтому тебе нужно поздравить своего шефа. Ты все понимаешь не хуже меня. А уж если ты понимаешь, то тебе лучше поехать и поздравить его лично. — Мы поздравим его вместе. Ведь это нужно тебе так же, как и мне! — Мне это не нужно! Мне нужен ты. Без ЭТОГО. Ты был просто необходим мне в эти три дня. Поэтому я и прилетела. Хоть раньше случалось и так, что я могла жить без тебя. Это когда ты бросил меня на вечере и ушел с Танькой Волковой. И когда ты устроился в институт, хоть мы и договорились уехать вместе в Сибирь. А еще — когда дали строгача Тимке Загаю и ты голосовал “за”. Я видела — ты голосовал “за”. Вы,пьянчужки, отличились на том вечере вместе, а выговор дали одному Тимке. И ты голосовал “за”. — Вечно ты все усложняешь и путаешь! — Но таких дней было мало, и они проходили быстро, потому что ты был мне нужен. Иногда мне казалось, что их даже не было совсем. И не будет. Вчера, например. Или одиннадцать месяцев до этого. А сейчас мне вспомнились эти дни, и я поняла, что они будут еще. Я буду жить с тобой и чувствовать, что смогу жить и без тебя. — Ладно. Если пойдем — надо собираться. — Так мы все-таки едем? — Ты действительно изменилась за этот год. Чувствуется, что ты прочитала немало книг, в которых учат, как надо жить. Поэтому ты так быстро и изменилась. — Измениться быстро нельзя. Прошел год, а ты остался таким же, как был. Я тебя не виню. Это очень нелегко — измениться. Один человек писал, как он выдавливал из себя раба. По капле. Всю жизнь. А это был очень сильный человек. — Тебе не кажется, что мы слишком много болтаем? — Вы правы, сеньор. Мы много говорили в эти дни. А я так и не успела спросить тебя, как мы будем жить. — Неужели ты думаешь, что мы будем жить плохо? К Новому году получим комнату. Купим телевизор и будем смотреть его по вечерам. Вдвоем. Ты и я. — Не надо, милый. Ты знаешь — я не люблю телевизор. Я люблю ходить в кино, где много народа. — Вчера ты говорила другое, вспомни-ка? — Это было вчера! Вчера, например, мы ехали сюда, а сегодня едем отсюда. — Ты не расстраивайся! Черт бы побрал его с этим днем рождения! Я поздравлю его, а вечером мы пойдем в ресторан — отпразднуем нашу встречу. Ты согласна? — Я всегда соглашалась с тобой. Целых полтора года. Даже тогда, когда мне хотелось поспорить с тобой. — А сегодня ты разве не споришь? — Нет. Сегодня я не хочу начинать спорить с тобой. Поздно. И поэтому я пойду с тобой в ресторан. Если тебя отпустит твой шеф. * * * — Вам нравится эта голубая “Волга”, сеньор? Дай я возьму такси. Везите нас, пожалуйста, по самым светлым улицам. И выбирайте подлиннее. — У нас… — У меня есть деньги. Это, по-моему, единственное, что у меня осталось… — Можно подумать, что это ты серьезно! — Ты очень красиво смеешься. Мне нравится, когда ты смеешься. И еще мне нравятся неоновые огни. Вот они, видишь? Они мне нравятся, но я их не люблю. Они холодные. Холодные, как рассудок. Я люблю костры. Они греют человека. Я чересчур много выпила сегодня. Я пила за день рождения. За свой день рождения. — Ты не хочешь спать? Половина второго. — Ерунда. Мы будем ездить всю ночь. И смотреть на неоновые огни. Ведь когда настанет утро, их уже не будет. — Они снова зажгутся завтра вечером. — Они не зажгутся вечером. Это я знаю точно. Вечером будет гореть костер. Большой-пребольшой. Чтобы комары не заели. — Ты плачешь? — Нет, это от ветра. Только от ветра… Поцелуй меня. Еще раз. Еще. Я тебя тоже хочу поцеловать… — Ты любишь меня? — В том-то и дело, что я люблю тебя. Слушай, а если меня не отпустят? — Жена должна жить там, где муж. Так говорится в “Домострое”. — А наоборот?! Ты бы поехал со мной туда, а? — Зачем?! — Нет, это я просто так. Дай мне сигарету. Последнюю. Я больше не буду курить. Никогда. — И правильно сделаешь. — Уже совсем светло… Нет, не провожай меня! Я поеду одна. Да, у тебя все в порядке? — Все чудесно. Одиссей сиял. Оставлял меня на торжества… — У тебя долго будет все чудесно. Может быть, даже всегда. Прощай! — До завтра! Она долго смотрела ему вслед. Шофер внимательно изучал счетчик. Она достала деньги, спросила: — Как вы думаете, проездить на такси пять тысяч — это роскошь? За целый год. А?
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Диана
Я может быть скажу крамольную фразу, но чтобы оценивать этот рассказ Миндубаева, нужно подготовиться. У меня это вышло случайно, когда я наткнулась на его стихи “Притяжение души”. Удивили не просто хорошие стихи, в его таланте и не сомневаюсь, но удивительно чувственное познание окружающего, слияние с природой на почти инстинктивном, животном уровне. Для мужчин – это редкость. С этим надо родиться. И вот читая сегодня этот рассказ, я была согласна во всем, я узнавала себя во всех этих разговорах и сценах. Эта узнаваемость и есть самая высокая оценка писателю. Еще и еще раз про любовь напиши, а самой достоверной будет эта правда о двух совершенно параллельных мирах – женщина и мужчина. И если для мужчины Любовь – это праздник, отдых и уход от повседневности, то для женщины – это и есть сама жизнь. А счастье часто составляют самые обыденные вещи. Любимый нужен каждый день и каждый день она ищет в нем желание любви. Но ни один мужчина дать этого не может. У него в мире много других важных дел – и начальника нужно поздравить, и на футбол сходить, и с друзьями повидаться, а главное поставить себя в обществе на достойную ступень. Вот это все, еще раз, я узнала из короткого, замечательно написанного Жаном Бареевичем рассказа. Он, вообще, открылся мне совсем другой стороной. И я рада, что это произошло. Поэт и писатель не способный рассказать о любви – несостоявшийся литератор и мужчина. Спасибо, Миндубаеву, что не разочаровал.
#
МНОГОСЛОВНО НИ О ЧЕМ. О,да, это “талантливо”!
О, да!
Особенно, когда нет возможности что – то постичь, тогда только кратко и глупо.
николай
Рассказ, как говорили в 1960-х годах, под «старика Хэма», то бишь, Хэмингуэя, которым тогда зачитывалась Россия. Легкий импрессионичный, почти лишённый вещественности, построенный на щебетании невразумительных персонажей, он своим издательским успехом довольно точно показывает, как советская молодёжь стремилась к обретению духовной свободы. Молодёжь находила её в книгах западных писателей, не понимая слов Киплинга, что «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и им никогда не сойтись».
Диана
Ах, Николай, это писательская зависть в вас говорит. Персонажи очень даже вразумительные и мысли их ясны. Но не всем дано понимать это ” щебетание”. Есть лебеди, способные любить, а есть вороны, способные каркать и не более. За этой импрессией целая гамма чувств, которую, к сожалению, не все могут познать за всю свою жизнь. Нет в умных книгах ни Киплина, ни Хэмингуэя ответов на вопросы любви. Но я согласна с Вольтером, который сказал: “Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины”. Просто поверьте, что я чувствую всю трагичность судьбы этой женщины из рассказа Миндубаева. А вы никогда не услышите этого. Жаль.
николай
Хрущёвской оттепели слякоть
Политехнический музей.
Хрущёвской оттепели слякоть.
Толпа восторженных людей,
Что скажут Женя и Андрей,
Вбирала в мозговую мякоть
С желаньем страстным поумнеть,
От их пустых, но звонких виршей,
Стать в мыслях чище, в чувствах – выше…
Тогда в лирическую сеть
Литературных проходимцев
Попало много простаков
И москвичей, и из провинции
Они все верили в любовь,
В добро, не в то, что с кулаками,
А в то, что с честными глазами.
Прошло полвека. Нет их с нами
Властителей пустяшных дум.
Какими были чудаками
Мы в пятьдесят восьмом году!
Житель Хрустальной
Очень точное!
Спасибо
Диана
Неправда ваша, Николай.! Они с нами. И Вознесенский, и Евтушенко, и Ахмадулина, и тем более Рождественский. И те мечтатели – они до сих пор имеют их стихи на полках , а стоит мне сделать ролик с их стихами, как тысячи просмотров и лайков появляются на сайте. До сих пор пишут песни и ставят рок – оперы по их поэмам (“Юнона и Авось”). Они живут, а вы, как никто другой, должны понимать, как это обидно, когда люди из личной неприязни унижают, не читают, и забывают ваш труд. Только что вы получали такие же оплеухи от ваших сегодняшних “друзей ” по комментам. А посему,ваше мнение, хоть поэму напишите – это еще не истина!
Да,
написано в стиле 60-х, сейчас же – совсем нечитабельно.
Житель Хрустальной
Мне рассказ понравился. Это не стихи данного автора.
У Ж.Б. здесь чувствуется твердая рука выпускника жур.фака.
Два ракурса (диалог и нарратив) выписывают и биографию героев и показывают дугу характера персонажей. Затронута популярная в те времена, тема мещанства и приспособленчества. И всё это на фоне любви.
Умело.
Персонажи геологи; сильная женщина и слабый мужчина- тоже было в то время модно.
Некие отсылки к “Хэму” хорошо видны.
Во время прочтения возникали похожие сюжеты и диалоги из фильмов: “Ещё раз про любовь”, “Июльский дождь”, “Пять вечеров” и других фильмов тех лет.
Видимо, что-то было в воздухе того времени, что заставляло обращаться к подобным сюжетам.
Однако вот какой возник вопрос, к знающим людям:
В советское время был очень развит институт редактуры и рецензирования. Каждое произведение, прежде чем, быть опубликовано, подвергалось изучению и автору часто предлагали дорабатывать произведения. И в результате мы часто получали шедевры советской литературы. Несомненно и над этим произведением потрудились люди, которые “подрихтовали” отдельные места, а корректоры убрали орфографические ошибки.
Так вот вопрос мой к тем писателям,которые застали те времена; Как вы оцениваете редакторскую работу тех времён? С высоты вашего опыта и нынешнего знания? Помогали они вам или больше мешали?
Ж.Б.- ваш ответ тоже приветствуется.
Спасибо
Владимир I
Если бы рассказ выставлялся на Авито, где продаются вещи б\у, то вот эти розовые слюни про Литературную Россию, про восторженных ляхов, были бы уместны. А здесь – прочитаешь “от автора” и вспоминаешь Михаила Самуэлевича Паниковского с его фразами типа
– Отдайте мне мои деньги, – шепелявил он, – я совсем бедный. Я год не был в бане. Я старый. Меня девушки не любят.
Диана
Как плоско и примитивно. Владимир, я считала вас умным человеком. Неужели противостояние Миндубаеву совершенно лишило вас этого замечательного качества?
Жан Миндубаев
О,Вова,Вова!!! Я думал что ты поумнел хотя бы слегка…. Неужто не понимаешь что своим шнырянием по магазинам,
“Деньга” и “Ревизия цен” как раз ты обнажаешь свою сущьность и матположение свое?
Заодно и пару слов “Хрустальному человеку”
Я не учидся на “журфаке” Я кончал Филологический факеультет. И меня НИКТО никогда не ПРАВИЛ,
Я как-то сам понимал свои ошибки .. Подсказывали более талантливые,более опытные люди- это бывыало.
так что угомонитесь уж.
Житель Хрустальной
Уважениемый Ж.Б.! Я же написал, что мне рассказ понравился!:))
И вопрос мой вот о чём: Так была в советское время редактура и цензура при публикациях? Корректоры? Как работало?
Или не было? Или конкретно для вас эта система не включалась?
Об этом мой вопрос, уважаемый Ж.Б.
А то что вы закончили Филфак- вам только в плюс. Видно, что использовали приём написания диалога, в своём рассказе, из классики:
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Хлестаков и Аммос Фёдорович.
Хорошо вас учили!
Крепко!
Диана
Как бы хотелось, уважаемый житель Хрустальной, называть вас по имени, так легче разговаривать с человеком. Я когда читаю ваши комменты, то почему – то вспоминаю чудесную Викторию Токареву. У нее есть рассказ” Инструктор по плаванию”, так там звучит мысль, что есть люди, которые находят себя в жизни, занимаются своим делом и жизнь благодарит их свободой взглядов, отношений и радостью восприятия этой самой жизни. А есть люди, которые занимаются, волей судьбы, не своим делом и весь мир для них предстает в виде конструктора, который можно собирать только по схеме. Эти люди, как инструкторы, учат других по этим схемам, но сами и не пытаются что – то свое сделать.. Вот вы инструктор по литературе. Вы выдаете какие – то литературоведческие правила и законы, но своего понимания произведения у вас нет. Вы суть не улавливаете, а сыпете примерами совершенно не соответствующими данной ситуации. Причем тут ревизор и его диалоги?. Причем здесь нарратив? Вы думаете, что изумили нас своими познаниями? Интересно только ваше, сугубо личное восприятие и понимание. Это же так просто, когда ты понимаешь для чего пишут свои произведения писатели.
Житель Хрустальной
Уважаемая Диана!
Мне крайне интересна ваша точка зрения на всякое. И я с интересом читаю ваши суждения.
Однако позвольте и вам указать на некоторые ошибки, которые вы делаете(по моему мнению,уточню).
Во первых: уже не в первый раз вы пытаетесь повесить на меня ярлыки. Я же скромный любитель литературы провинциального города. На большее- не претендую. А вы?
Во-вторых: я как скромный провинциальный любитель литературы, очень начитан и насмотрен. (а что нам в провинции остаётся?:)) Поэтому могу увидеть, например, то, что вы не увидели/не знали.
Третье: благодаря хорошей учёбе на историческом факультете( спасибо Вам покойные Ледяйкин и Мельников), я неплохо работаю с источниками. И рассказы и стихи, публикуемые на Глаголе, комментарии, меня живо интересуют и как источники исторической информации и я способен их сопоставлять.
(Кстати “нарратив” это термин используемый и при изучении истории и при изучении литературы, почитайте об этом, при случае)
В четвёртых: меня чрезвычайно интересует разница между ремеслом и талантом. Человеческие качества и поступки в жизни и литературе. Их переплетения.
Ну и в пятых:
Мой вопрос был о редакторском деле в СССР,а отвечали вы мне о чем то своём, что углядели в буковках.
Про редакторов и цензоров и их взаимодействии с творческими лицами, того времени вам есть, что мне ответить?
P.S. Я очень люблю творчество нашего Ж.Б.
и желаю ему здоровья и продолжения творчества. Он аксакал журналистики и читая его строки я часто изумляюсь его ходу мысли. И даже испытываю восхищение.
Не надо его от меня так по матерински защищать (от меня точно!). Оскорблений я не допускаю в его адрес.
Хотя его дублёная годами шкура журналюги выдержит и не такое.
Он видел многое и многое испытал.
Этот дуб ещё пошумит!
Диана
Вот что не могу отрицать, и что мне импонирует в вас – это воспитание. Вы на редкость вежливы и абсолютно не подвержены эмоциям. Поэтому я и говорю вам то, что думаю, не пытаясь завуалировать свое мнение. Но… то, что вы ” скромный любитель литературы” , видно на расстоянии. Именно поэтому, я вам и пытаюсь сказать, что литература отличается от истории всей своей сутью. Если в истории важна достоверность факта, их доказательность, то в литературе важнее, особенно в поэзии, внутреннее чутье, эмоциональный уровень вашей души, фантазия, и уже потом знания и начитанность. А если по пунктам , раз вам так понятнее,
1) Я претендую на знание литературы и труда поэта побольше, чем любитель. Пишу сама, и всю жизнь была в среде таких людей.
2) Стихи можно отнести к историческим источником лишь отчасти, поскольку они написаны в какой – то период времени и отображают его. Но поскольку, поэт создает Образ своего времени, а не дает точных исторических ориентиров, этот образ из – за повторения исторических спиралей, может стать современным и злободневным, шагнув из 18 века в 21.
3) нарратив – это, особенно сейчас, обозначает текст за кадром. Даже говорят:” Картинка у тебя красочная, а нарратив слабоват. Беден запас слов”. Так где он присутствует в рассказе Миндубаева? Повествование о состоянии героя неотьемлемая часть диалогов, дополняет их и вытекает из них, и продолжает их.
4) Никогда вы не сможете отличить ремесло от творчества выверяя это по гонорарам, которые получает автор , цензуре, которая корректирует и редакторам, которые правят. Нет единых правил творчества. Человек индивидуален в своих интимных проявлениях. И чем сильнее его индивидуальность, чем она откровеннее проявляется – тем ярче будет его творчество.
Я не Миндубаева защищаю, (он и сам справится) а справедливость. Не люблю, пустословие и фанаберию. Покажи что ты умеешь, а потом суди других.
Житель Хрустальной
Иногда мне кажется, Диана, что вы себя в своих заметках, от чего-то защищаете.
Никто на вас не нападает. Вас тут все очень уважают, как можно заметить.
И в нашем мужском общежитии с вашим приходом, гораздо чище стало и за языком стало следить большинство. Спасибо вам за это влияние.
Если вы пишите- на здоровье. Я уверен, что у вас очень лёгкое и чувственное перо. Хотелось бы почитать.
Я тут в роли здравого литературного критика выступаю, а не как опровергатель ” “чувственных материй”.
Никто магию искусства аршином алгебры не пытается измерить.
Но и за эмоциональностью и лёгкой экзальтацией не надо прятать ни рифм ни строк, ни живых людей. Ни приемы литературы, которые в описаны в учебниках для первого класса, писателей.
Как-то так.
Житель Хрустальной
Диана цитата от вас: 3) нарратив – это, особенно сейчас, обозначает текст за кадром. Даже говорят:” Картинка у тебя красочная, а нарратив слабоват. Беден запас слов”
Это отсутствие владение терминологией. Появляется “модное” словцо и им начинают козырять. Помните недавно отовсюду: “тебе респект и уважуха”? Безумие, с точки зрения русского языка. Очень часто люди называющие себя людьми “творческих профессий” вопиюще необразованы. Эти рассказы о себе, что “я был гуманитарий в школе, математика мне не давалась”, обычно скрывают в себе пустоту двоечника. Ничего он скорее всего не знал: ни физики, ни литературы с биологией.
Не используйте их “беззнание”. Есть прекрасные словари, которые разъясняют всё.
И это не Википедия конечно.:)
Остальное в вашем комментарии- попытка сослаться на ваш опыт и принизить мой.
Что же- полемически выигрышная стратегия. Но только в том случае, что оппонент готов признать ваше знание выше своего.
В моем случае это не так. Я с уважением отношусь к вашему “полю знаний”, но не готов признать, что оно перекрывает моё.
А на эмоции я давно не реагирую. Манипуляция на эмоциях годна только для юношей.
Как то так, уважаемая Диана.
С интересом продолжу переписку.
Диана
Нельзя объять необъятное. И быть на высоте во всех областях – невозможно. Я никого не стараюсь принизить, но в литературе, кроме знаний, все же присутствует дар небес. Это индивидуальный, очень личностный вид деятельности.
Жану Бареевичу
Конечно, вы не КОНЧАЛИ филологический,полагаю, что его Вы ОКОНЧИЛИ)
Ага!
Всё на поверхности.
Сравнить хотя бы орфографию и пунктуацию рассказа автора и его же комментариев.
Будто два разных человека писали,причём последний-Мукин.
Жану
Так в церкви неприличный звук вниманье привлекает к идиоту.
Диана
Остановитесь, ребята! Вам ведь не по 10 лет – к чему опускаться до этого уровня. Блесните хотя бы остроумием. Желательно по теме.
Труба
1.Чему завидовать-то?
2.Гораздо глубже,чем просто “в задницах”
Диана
Скучно с вами , господа! Как в приюте для беспризорников – бедно, тоскливо и беспросветно!
С вами –
тоже! Не надоело с апломбом изрекать банальности?
И вам
Правда глаза колет?
Владимир I
Развлеку вас, Диана. Случай из жизни.
Давно это было. Сидим с приятелем в баре на Советской.
В бар заходит господин. Важный, но явно нетрезвый.
– Ром-м-маненко! -кричит он на весь зал.
Администратор – парень ушлый. Сообразил, что важный гость пить будет, а платить – нет.
Кричит бармену:
– Ром!
И тише:
-Маненько!
Диана
Владимир, как плохо вы меня еще знаете и как мало, к сожалению, цените. Неужели эта байка может развлечь.? Я знать не знаю ни Романенко, ни кого – то еще в “Глаголе”, включая и Миндубаева. Сужу только по комментам и их трудам в литературе. И хотела от вас, как от человека не лишенного таланта и понятия о литературе, услышать честное и грамотное мнение о рассказе. Но эта пагубная привычка, как у алкашей, все сворачивать к пьяной драке, уже, честно говоря, надоедает. Ну, хоть раз поговорите о том, что предлагают. Неужели настолько невежественны? Зачем приходить в такой клуб? И нужен ли он такой?
hhh
Как много слов и эмоций.
Нужны ли они в таком количестве?-говорю о комментариях.
Критике,как таковой,следует быть умной,краткой и корректной.
Иное-критиканство .Злобное,глупое и мелкое.На уровне “моськи”
Диана
А вы пример покажите. Только, хорошие эмоции всегда были украшением любой полемики. А главное, конечно, доказательство сказанного.
hhh
Я по базовому образованию-технарь.
Доктор наук,профессор.
Так что в сфере технической,смею уверить,как,думаю,и научной,в сфере культуры и литературы,т.е.там,где есть человек разумный,все сводится к тезису доказательства/подтверждения актуальности сказанного/заявленного,новизне(в литературе-“свежести”),практической значимости .
Диана
К какой практической значимости можно отнести Любовь? Но, как ни странно, во все времена – это всегда было темой номер один . От нее всегда веет свежестью и в ней столько оттенков, что даже вам, доктору наук, не сосчитать. И доказать ее значимость для людей невозможно. Но если человек не чувствует всего того, что вы перечислили, читая о любви, не надо его убеждать. На это способна только сама жизнь.
Ты, милок, кончай дуру валять
Не дтн ты и даже не дюн. Тебе аттестат дали по инерции.
По образованию
Ты Ванька Жуков из ПНИ Акшуатского. Раньше Д.Ю.Н. представлялся. Освоил и технику?
Романенко
Вы на меня Владимир наговариваете.
?
Трое – Владимир, Диана и анонимный Тролль всуе упомянули меня(Романенко) и, как бы, потроллили. Зачем, интеллектуалы? Если речь о Любви пошла, то не лишен этого прекрасного чувства – не раз испытывал за свои 60 с гаком лет. Есть и у меня и стихи, и проза(в письмах), но вещь это интимная, адресована исключительно тем, кого любил. Диане, точно бы, не дал для прочтения. Владимиру – тоже.
Желаю ВСЕМ троим еще испытать это чувство! Оно прекрасно. Оно лучше чем любое письмо, положенное на бумагу.
С уважением к автору, П.Романенко
испытать неоднократно,
забыл добавить. Удачи, друзья.
Диана
За что обидели? Почему бы мне не дали почитать! Любовь – это единственное ради чего стоит жить. Всегда прославляла, берегла и ценила. Но абсолютно согласна, что не все надо обнародовать.
Жан Миндубаев
Ох уж эти грмотеи! Как-то М.Горького упрекнули вот такие же в безграмотности( сей великий писатель почему-то предпочитал вместо запятых ставить тире) Ну и А.М послал их по адресу… Так и я. Туда же! “Гром-отеи!”
hhh
Все это несомненно присутствует в прозе ЖБ.
И это не надо подтверждать/доказывать,-сама жизнь все расставила по своим местам
Диана
Вы просто слово в слово повторили мои слова, которые на модерации. Спасибо.
Это “верное решение”,
Жан Бареевич: всех ” грмотеив”, всех филологов и историков посылайте по адресу, известному только Вам, таланту нашему, симбирскому)))
Странно
А где вы видели здесь филологов и историков? В комментах это старательно завуалированно.
В комментах это старательно завуалированно.
А где увидели здесь великого писателя,смеющего посылать всех по адресу? Он же есть? Или его нет?))
Странно
А разве речь шла о великом писателе? Вы ничего не перепутали?
Житель Хрустальной
Пока читал и перечитывал и рассказ автора и комментарии, вспомнил одно из стихотворений Лимонова(кстати на днях два года, как его не стало). Точное описание многих:)
Я в мыслях подержу другого человека
Чуть-чуть на краткий миг… и снова отпущу
И редко-редко есть такие люди
Чтоб полчаса их в голове держать
Все остальное время я есть сам
Баюкаю себя — ласкаю — глажу
Для поцелуя подношу
И издали собой любуюсь
И вещь любую на себе я досконально рассмотрю
Рубашку я до шовчиков излажу
и даже на спину пытаюсь заглянуть
Тянусь тянусь но зеркало поможет
взаимодействуя двумя
Увижу родинку искомую на коже
Давно уж гладил я ее любя
Нет положительно другими невозможно
мне занятому быть. Ну что другой?!
Скользнул своим лицом. взмахнул рукой
И что-то белое куда-то удалилось
А я всегда с собой
Диана
А мне вот Гафт ближе, чем Лимонов. Разве не о “Глаголе” он писал?
Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намерено вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий,
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю им в сотый раз:
Спасибо вам за все за это,
Ну, чтоб мы делали без вас!
Житель Хрустальной
Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик.» Салтыков Щедрин
Диана
Дорогой, житель Хрустальной! У нас все впереди. Не переживайте.
ВеликороссЪ
В прошлый раз была цитата философа Ивана Ильина.
Теперь генерала Деникина и барона Врангеля о Украине.
Есть еще депутат думы Василий Шульгин: к сожалению его высказывание найти не удалось,в таком наглядном виде…
.
….
***
Раз уж про Украину и белых, то скажу как комично себя сравнивают сбежавшие за границу с ними. Они аристократы, со смеху бы не умереть. И светская куртизанка, и писатель, и кто там еще – аристократия, да ну, тем более они и не русские даже.
ВеликороссЪ
Ну какая там аристократия? Без инстаграма их оставили,без пепси колы? Граждан мира.
“Солнце уходит на запад” Талькова….
Жан Миндубаев
Какой все же у нас “РАЗМАШИСТЫЙ” народ,а?? Начинали все с рассказа об оттенках чувств – и развили до проблем белого движения и судеб России и ее окрестностей!!! И да же странные записи (То ли “Лимонова” , то ли “ФИЛИ Монова” припаяли прямо в тему…).. Талантлив наш народ- особенно носители ученых степеней и медалей за ударное выращивание кукурузы в окрестных полях возле Магадана и Воркуты,(Треск аплодисментов).
ВеликороссЪ
Ничего,Ж.Б.-это все в поддержку. Познавательно,заодно.
Больше комментариев,-выше рейтинг; и глагол не умрет.
Романенко
От моего имени поговорили о любви Диана и Владимир Первый… так мило. Владимир – откликнулся на тролля (под моей фамилией), вспомнив одесский анекдот про Ром и маненько. Совет вам, Владимир и Диана, и любовь. Вам, ребята, не к Жан Бареевичу в Глагол надо заглядывать, а идти сразу на Первый, к Гузеевой. Она вас помирит.
Благо Талия – ульяновская красавица тропинку туда протоптала.
Диана
С кем меня только уже не соединили! Прямо зуд какой – то своднический на Глаголе. Весна свое берет !
Диана, не я вас сватал ..
И не я кокетничал, рассказывая вам байки из пивного бара. Всуе меня не поминайте, Диана – буду Вам благодарен.
Невидимому свату
На воре шапка горит! Я же ничего не уточняла, хотя у вас не хуже Гузеевой получилось.
Почему же “невидимый”?
Фото поместил – с шариками. Надеюсь, Владимир Первый появится вскоре с цветами. .. Мне показалось, что между вами химия, такие теплые письма друг друг посылали. Диву даюсь.
Диана
Ну, вот такие мы хорошие люди. Все лучше, чем брюзжать и ядом брызгать.
Диана
А у вас прелестный малыш! Счастья вам, господин Романенко.
спасибо
это мой внук, у меня их четверо – все Любимые.
Диана
Завидую! У меня всего один, но взрослый и очень интеллектуальный. Чем горжусь.
Владимир Филимонов
Диана, обращаюсь персонально к вам, как к единственному адепту Глагола в том виде, в каком он существует. Не смотря на нашу с вами противоположную точку зрения на автора, на содержание, есть главное общее: стремление сделать эту самую доступную, самую тиражную страницу клубом интеллектуалов.
Все церкви гордятся мощами святых. Это когда труп измельчают на микрочастицы, раздают по храмам и считают эти частицы богоданным чудом. Кощунство, духовный каннибализм.
Также и с ульяновским «храмом» литературы. Что ни выпуск Глагола – то кусок плоти автора. Вам нравится, а меня тошнит от трупного запаха. Сам обладатель мощей предлагает присоединиться, но охочих красоваться рядом с трупом нет. Одна вы мух отгоняете.
Тут могильщик нужен. У меня есть запасная лопата.
Диана
Владимир, дорогой, у нас есть площадка для общения. Абстрагируйтесь от ведущего, если он вам доставляет столько хлопот. Ведь, никто не мешает нам говорить о чем хочется. Я бы тоже многое изменила, но волею судьбы мы должны считаться с тем, что это детище Миндубаева. И у него своя правда и свой взгляд. Приходите сюда пообщаться с теми кто вам интересен и все встанет на свои места. А если честно, то самое плохое здесь – это пустые разборки и нежелание гостей говорить по теме. Много людей случайных, которые приходят помахать кулаками. Я думаю, не стоит их поддерживать и подливать масла в огонь. Главное – возможность общения тех, кто любит литературу. А время все утрясет, дорогой.
николай
На Глаголе всегда обсуждается литературное прошлое. Но стоит поговорить и о будущем. На сегодня в писательской организации числится 60 членов Союза писателей. Стоит задаться вопросом, почему их голос не слышен читателям? Или они литературно беспомощны, или их столы ломятся от рукописей, но нет возможностей издать книгу?.. Надо Глаголу разгадать эту тайну регионального масштаба, благо здесь есть кому сказать умное слово.
Владимир В.
Справедливое замечание,60 литераторов и только 2-3 рассказика в году.Бумажные СМИ в Ульяновске и районные газеты могли бы публиковать стихи и прозу членов российского СП с выплатой небольших гонораров,но что мешает?!
Ох-ох-ох
А читать литературный журнал “Симбирскъ” не пробовали? Подозреваю, что великие знатоки местной литературы и не слыхали о таком… В каждом номере публикуются по 100 авторов.
учитель танцев
На родине классиков русской литературы Карамзина и Гончарова уже двадцать лет, после ухода Горячева и с приходом Морозова , которому Союз писателей РФ присвоил звание Литературный губернатор России», шуму и треску о литературе было много, существовали несколько литературных премий, издавался журнал, выходили литературные ежегодники, проводились конференции, но все это было не про русскую литературу, а про низкосортную литпродукцию явных « инвалидов слова» с которых и началась эпидемия пошлости, которую почему-то называют культурной политикой. Продолжилась она и при администрации Русских с тем отличием, что прежний губернатор эту пошлость насаждал, а новый губернатор позволил ей развиваться подобно содержимому прорванной трубы.
Новая администрация ошибочно полагает, что она начинает свою деятельность с чистого листа. Но прежняя администрация столь начудила в культуре, что следы её «креативной» деятельности намертво впечатались в историю края как унылое культурное безвременье. Оно не кончилось с уходом «нашего креативного Сергея Ивановича», а продолжается из-за явного нежелания нового руководства заняться вопросами культуры. Конечно , это дело потруднее, чем пинать мячик, но пренебрегать им – большая ошибка.
Гость
Х..нь всё!
hhh
ЖБ,очевидно,Вам следует придерживаться философии Пушкина:”…хвалу и клевету приемли равнодушно …”и далее по тексту.
Диана
Что , Жан Бареевич, с успехом и применяет. И этому качеству можно только позавидовать.
Андрей
На Улпрессе два хороших материала.Публикации В.Филимонова и Ж.Миндубаева.Спасибо.Желаю авторам “жить дружно”.