Беженцы с Донбасса, отдохнув и попривыкнув к новой реальности, после полутора недель сидения без дела хотят чем-нибудь заняться. И регионы готовы предложить им разные вакансии. Корреспонденты «РГ» изучили, как это у них получается.

Учительница Милена Журавлева приехала в Ульяновск из Луганска. И она уже ведет урок в ульяновской школе N 7 имени Веры Кашкадамовой. И сын поступил на учебу сюда же в пятый класс. Школа с «кадетским» уклоном по линии МЧС. Все здешние ученики — юные спасатели, что мальчишке нравится чрезвычайно. Ему уже подобрали кадетскую форму.
— Здесь у вас север, ведь так? — без тени улыбки спрашивает молодая женщина. Должно быть, для жительницы Донбасса наш город и правда, север. Но при первом же знакомстве с городом и его людьми у Милены зародилось решение — остаться. Строить свою дальнейшую жизнь, воспитывать сына. Собственно, именно Саша укрепил ее в этом решении, заявив: «Я хочу остаться здесь!» Конечно, привлекают вещи чисто житейские — стоимость жизни по сравнению с республиками Донбасса. Но и красота, душевное тепло «северного» города, где с таким радушием были встречены люди, уехавшие от войны.
Конечно, помогло наличие российского паспорта. Но и сложности были. Многие документы — на украинском. Пришлось переводить. Но в итоге все прошло быстро.
— Я хотела устроиться в числе первых на работу. Мне посказали адрес 7-й школы. Оказалось, что здесь очень дружный, хороший коллектив, — рассказывает Милена. — И вот сначала весны я, учительница из Луганска, веду уроки английского… Взяли ее, правда, пока на место ушедшей в декретный отпуск коллеги, но в ближайшее время штат преподавателей будет расширен: рядом вырос целый новый микрорайон, так что проблем с вакансиями не ожидается. Тем не менее коллектив тут же взялся решать житейские вопросы нового сотрудника.
— Мы сейчас общими усилиями ищем квартиру, — сообщила директор школы Ирина Маллямова. Изыскиваются и возможности полного или частичного возмещения арендной платы.
А пока Милена и Саша живут в гостинице — пункте временного пребывания. Из окна видна Волга. А если подняться с четвертого на 22-й этаж — открывается захватывающий вид на город, пока еще скованную льдом реку и заволжские дали.
— Конечно, тревога и опасения были, естественно, потому что это новые люди, это новый город, я здесь никого не знаю. Но тем не менее все оказалось лучше, чем я думала. Я не видела нигде отказа, только помощь, — рассказывает Милена.
И вот уже — школьный класс. «Тудэй из ферст оф марч. Оупен е копибукс». (Сегодня первое марта, откройте ваши тетради). Впечатление такое, что человек работает здесь много лет. А чего время тянуть? Милена Журавлева уже записалась на курсы повышения квалификации. В качестве поддержки получит стимулирующие выплаты.
Саша уже подружился с одноклассниками. Ему по душе кадетская форма. Временная и вынужденная мера — эвакуация. Но для кого-то она может оказаться и путевкой в новую жизнь…
Тем временем
Однако устроиться на работу быстро и без проблем, как это сделала Милена Журавлева, не у всех получается. Например, в Пензенской области есть достаточно вакансий. Однако не у всех прибывших в порядке документы. Например, как получить справку об отсутствии судимости, чтобы работать с детьми. Все это занимает много времени.
Другая проблема — удаленность проживания от места работы. В фойе детского лагеря «Кировец», одном из пунктов временного размещения беженцев в Воронежской области, мы встретились с двумя мужчинами.
— По специальности я слесарь и хотел бы устроиться в Воронеже на завод, — заявляет Михаил Будько.
Его приятель Георгий Григорьев также готов работать. Однако оба не представляют, как реализовать свое желание на практике. Отсюда до автобусной остановки два километра, и до города еще потом ехать. В общей сложности получается часа два с лишним на дорогу. И это только до города.
И такая ситуация во многих регионах. Поэтому правильно поступает, к примеру, астраханский фермер Елена Захарова из Камызякского района. Она с радостью примет на работу в свое «Славянское подворье» пять беженцев, причем с проживанием в гостевом доме, где есть все удобства.