Западные санкции, введенные в отношении авиаперевозчиков России, а также требования о возврате иностранных самолётов, взятых в лизинг, дали очередной толчок к развитию импортозамещения в этом направлении. Что предлагается? Подробности — в материале ИА REGNUM.

Напомним, 5 марта 2022 года Росавиация на своём официальном сайте сообщила, что участники санкционных мероприятий, помимо закрытия неба для российских перевозчиков, вводят дополнительные ограничения — аресты и задержания воздушных судов российских авиакомпаний, зарегистрированных в иностранных государствах и принадлежащих иностранным лизингодателям. Уточнялось, что «российские авиапредприятия и пассажиры стали инструментом и заложниками политической борьбы». Владельцам лизинговых самолётов было рекомендовано временно приостановить перевозку в пункты иностранных государств. Рекомендацию обосновали высоким риском «задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом».

РЕКЛАМА

14 марта президент России Владимир Путин подписал закон за номером 56, который позволил регистрировать в России права на самолёты, находящиеся в лизинге у зарубежных компаний.

В Росавиации уточнили, что выдача российских сертификатов лётной годности позволит авиакомпаниям сохранить и продолжить использование парка иностранных воздушных судов. Использовать их планируется на внутренних авиалиниях.

Российский авиапром

Ещё в январе 2022 года на совещании по развитию гражданского самолетостроения в Воронеже российский премьер-министр Михаил Мишустин заявил о необходимости обеспечить полную технологическую независимость от импортной продукции. Время для этого, похоже, пришло.

Минпромторг России в числе прочего предлагает заняться развитием проекта самолёта Sukhoi Superjet 100. К слову, ещё в январе 2022 года глава компании «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным заявил, что к 2024 году «Сухой Суперджет» будет полностью российским.

В марте 2022 года на фоне санкций сроки работы над «импортозамещённой» версией самолёта Sukhoi Superjet 100 решено было ускорить.

11−14 марта 2022 года Минпромторг России объявил сразу четыре крупных тендера: на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Проведение работ по улучшению характеристик надежности самолета RRJ-95, расширению условий эксплуатации и снижению стоимости эксплуатации» (стартовая цена — 3 млрд рублей, срок завершения — до 15 ноября 2023 года, тендер пройдёт 4 апреля), на выполнение опытно-конструкторской работы, реализуемой в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», создание лёгкого многоцелевого самолёта для местных воздушных линий (3,5 млрд рублей, итоги подведут 6 апреля, разработки завершить должны до 15 ноября 2024 года), на комплексные исследования по использованию и развитию производственно-технологического потенциала авиапромышленности и совершенствованию системы управления материально-технической базой в обеспечение укрепления конкурентных позиций российского авиастроения на мировом рынке авиационной техники (101 млн рублей, итоги подведут 6 апреля, срок завершения — до 15 ноября 2023 года) и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по подготовке, обеспечению и проведению испытаний по программе «Сухой Суперджет» в модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Последний тендер самый дорогостоящий — 15,55 млрд рублей. Работы по нему планируется завершить в те же сроки — к середине ноября следующего года. Итоги тендера подведут 4 апреля.

Справка: на январь 2022 года, по данным, обнародованным в ходе встречи главы Ростеха с премьер-министром, в России используются более 170 «Суперджетов» и ещё более 20 как раз готовились к передаче авиакомпаниям, таким как «Россия», Red Wings и «Азимут». При этом последняя, по словам Чемезова, эксплуатирует исключительно «Суперджеты».

Но не только SSJ 100 заявлен в качестве новых воздушных крыльев страны. Так, например, ещё в январе 2022 года власти анонсировали планы начать в Хабаровском крае массовое производство нового российского легкомоторного многоцелевого самолёта «Байкал» для нужд российской авиации. Тогда же, в январе, глава компании «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным заявил, что уже в 2024 году начнётся серийное производство самолёта МС-21 российского производства — «самолётов полностью российского производства и двигателей российского производства». А ранее правительство дало поручение Минпромторгу России подготовить на ближайшее десятилетие «дорожную карту» по поставке самолётов МС-21 российским авиакомпаниям.

А как же запчасти?

Но перевод лизингового авиапарка на внутренние линии не единственная проблема. В свете отказа Airbus и Boeing поставлять запчасти возникнет необходимость в импортозамещении и по этой линии. В этом направлении работы по некоторым составляющим уже идут не первый год. В частности, на предприятии в Перми создан двигатель большой тяги, который будет использоваться на широкофюзеляжных самолётах и на больших транспортных тяжёлых самолётах. Там же выпускаются и двигатели другого назначения. Новую разработку также планируется использовать и для Sukhoi Superjet 100, и для самолёта-амфибии Бе-200. При этом за счёт замены двигателя на самолётах Sukhoi Superjet 100 их выпуск можно будет увеличить до 40 в год.

Также в России разработали и производят собственные композитные крылья. За последнее стоит сказать «спасибо» санкциям прошлых лет: осенью 2018 года были прекращены поставки композитов, необходимых для создания крыла, после чего стартовала работа по импортозамещению — использованию отечественных полимерных композиционных материалов. И уже в декабре 2021 года российский среднемагистральный лайнер МС-21−300 совершил первый полёт с крылом из российских композитов.

И это далеко не все разработки.

Стоит отметить, в грузовых авиаперевозках в России используются активно и российские самолёты, в том числе Ту-204 (грузовой вариант), Ан-124, Ан-12, Ил-76. Последний производят в Ульяновске (на «Авиастаре»). Там же ремонтируются и обслуживаются Ан-124.