Банк России пока оставляет ключевую ставку на рекордном за всю ее историю уровне. ЦБ ждет масштабную и структурную перестройку экономики – и де-факто она уже началась. Неизбежно будут идти вверх и цены, свести их рост к минимуму Банк России ожидает не раньше, чем через два года. Средние ставки по банковским вкладам пока будут соответствовать уровню ключевой ставки и, вероятно, покрывать будущий уровень инфляции.

Банк России в пятницу сохранил ключевую ставку в 20% – это уровень, до которого он экстренно повысил ее 28 февраля (с 9,5%). “Мы повысили ключевую ставку в первую очередь для того, чтобы противодействовать рискам для финансовой стабильности в условиях новых беспрецедентных санкций. Были приняты и другие стабилизационные меры”, – подчеркнула глава ЦБ. В результате банковская система работает без сбоев, средств внутри нее хватает, тем более что люди обратно понесли деньги в банки после оттока в конце февраля на фоне повышенных ставок. Это прямое следствие повышения ключевой ставки, как и удорожание кредитов. Кредитная активность, по оценке Набиуллиной, пока высока, но скоро должна снизиться.

“Отмечу, что такой рост ставок – временная антикризисная мера. Когда ситуация достаточно стабилизируется, ставки будут снижаться”, – подчеркнула глава Банка России.

По оценке Набиуллиной, ускорение инфляции в конце февраля – начале марта было вызвано ажиотажным спросом, и прежде всего – в непродовольственном сегменте. “Люди активно покупали бытовую технику, автомобили, электронику, мебель, опасаясь, что ассортимент и доступность этих товаров сильно сократятся из-за введенных санкций, ухода некоторых иностранных компаний с рынка и ослабления рубля. На второй неделе марта потребительский ажиотаж несколько снизился”, – сказала глава ЦБ.

Еще один сегмент, где наблюдается высокая потребительская активность, – это продукты длительного хранения: крупа, мука, макароны, сахар, отметила Набиуллина. Большая часть таких товаров производится в России из отечественного сырья. “Запасов этих продуктов достаточно, и их производство продолжается. По мере охлаждения ажиотажного спроса их ценовая динамика нормализуется, цены на отдельные товары могут даже снизиться”, – допускает глава ЦБ.

Но фактическая “переоценка ценников” будет зависеть от того, как быстро российская экономика адаптируется к кардинально новым для себя условиям. Главная проблема для скорости подстройки сейчас заключается в том, что практически все компании сталкиваются с перебоями в производственных и логистических цепочках, а также в расчетах с ­зарубежными контрагентами.

“Внутренний спрос есть, потребность в товарах сохраняется. В условиях сокращения импорта и закрытия части внешних рынков этот спрос будет перенаправляться на российскую продукцию”, – уверена Набиуллина.

Также крайне важно как можно скорее восстановить предложение, подчеркнула глава ЦБ. “Компании уже начали поиск новых возможностей: новых рынков сбыта, новых поставщиков оборудования, технологий, комплектующих для производства. И если раньше выпуск отдельных товаров был нерентабелен внутри страны, то теперь он становится более интересным для бизнеса. Именно так экономика подстраивается к меняющимся условиям. И это неизбежно сопровождается изменением относительных цен в экономике и временным повышением инфляции”, – добавила Набиуллина. По ее словам, при этом важно не вводить ручного регулирования цен: их искусственное сдерживание неминуемо приведет к дефициту и снижению качества продукции. Но важно пресекать и злоупотребление компаний доминирующим положением на рынке, картельные сговоры, сказала глава ЦБ.

Подстройка цен к новым условиям не может произойти одномоментно. “Это означает, что какое-то время инфляция будет оставаться повышенной, но раскручивания инфляционной спирали мы не допустим”, – пообещала Набиуллина.

Конкретные прогнозы по инфляции Банк России пока не называет. По оценке минэкономразвития, годовой уровень прироста цен на 11 марта (то есть на ту же дату в прошлом году) составлял 12,5%. Инфляция в этом году и скорее всего в следующем году будет выше прежних оценок, признала Набиуллина. Предыдущий прогноз ЦБ по инфляции на 2022 год составлял 5-6%, но он, естественно, будет пересмотрен и опубликован в конце апреля после следующего заседания совета директоров ЦБ, где будет обсуждаться уровень ключевой ставки. Вернуть инфляцию к цели, а это всего лишь 4%, Банк России рассчитывает теперь только в 2024 году.

По оценке Банка России, в ближайшие кварталы предсказуемо произойдет снижение ВВП. Оно в основном будет связано с факторами на стороне предложения. “Принимаемые правительством и Банком России меры поддержки ограничат масштаб экономического спада”, – говорится в релизе ЦБ по ключевой ставке.

“Очевидно, риски для экономической активности выходят на первый план. Мы не видим никаких указаний на то, что может идти речь о дальнейшем повышении ставки, и сохраняем свой взгляд, что следующим движением будет снижение ставки – вероятнее всего, в июне”, – прогнозируют экономисты “Ренессанс Капитала” по России и СНГ Софья Донец и Андрей Мелащенко.

Набиуллина также рассказала, что ЦБ готов постепенно возобновлять и торги на фондовом рынке Мосбиржи. Они были приостановлены, чтобы избежать резких колебаний стоимости ценных бумаг в момент беспрецедентного изменения экономической ситуации. До этого были торги только на валютном рынке.

В понедельник на Мосбирже открываются торги облигациями федерального займа (ОФЗ). “Чтобы предотвратить избыточную волатильность и обеспечить сбалансированную ликвидность на этом сегменте в период возобновления торгов, Банк России будет осуществлять покупки ОФЗ. Они будут проводиться в объемах, необходимых для предотвращения рисков для финансовой стабильности. После стабилизации ситуации на финансовых рынках мы планируем полностью продать этот портфель облигаций, чтобы нейтрализовать влияние данной операции на денежно-кредитную политику”, – сообщила Набиуллина.

Что касается банковских вкладов, то роста ставок по ним при сохранении ключевой ставки, а тем более и вероятном ее понижении, когда ситуация успокоится, уже не будет. Средние ставки по депозитам теперь могут стабилизироваться на уровне 18-20%, прогнозирует начальник управления “Сбережения” ВТБ Максим Степочкин. Фокус банковского сектора, по его мнению, будет направлен на краткосрочные депозиты, а особым спросом клиентов в нынешних условиях будут пользоваться классические сберегательные продукты и драгоценные металлы.