Россия продолжает жить и работать в условиях беспрецедентного давления на экономику.

В результате «послекрымских» санкций на предприятии «Аэро-композит-Ульяновск» возникли проблемы с иностранным сырьем. Их удалось решить в течение полутора лет: за это время было разработано и налажено производство отечественного сырья.

Открывая 9 марта заседание штаба по развитию региона, Губернатор Алексей Русских заявил: «Мы продолжаем стабильно работать, все обязательства перед гражданами будут выполнены. К условиям беспрецедентного давления Запада и его сателлитов мы адаптируемся, уже организована работа по 11 штабам, первые заседания состоялись на прошлой неделе. Дана оценка последствий санкций, главный предварительный итог: по всем направлениям у нас есть запас прочности, более того, для нас открываются новые горизонты развития».

НАСТОЯЩЕЕ

Впрочем, несмотря на потенциальные новые возможности, время требует и взвешенных финансовых решений, поэтому пока приостановлены все торги и аукционы, проводимые региональной и муниципальными властями. «Неизвестно, как ситуация дальше будет развиваться, нам нужно все взвесить и принять правильное решение», – отметил Губернатор.

Главное, что ни одно предприятие области не заявило о сокращении персонала.

Вместе с тем ряд заводов, с которыми связаны ульяновские компании, на 2 – 3 дня частично приостанавливают производство для выстраивания новых логистических цепочек.

“Представители практически всех иностранных компаний, работающих на территории нашего региона, находятся с нами в постоянном контакте, – заявил генеральный директор Корпорации развития Сергей Васин.

– Мы вместе мониторим ситуацию, наши иностранные партнеры высказывают пожелания, рассказывают о проблемах, которые мы вместе намерены решать”.

Так же планово работают и региональные оборонные предприятия, продолжающие выполнять гособоронзаказ. «Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и быть готовыми работать в нестандартных условиях. Совместными усилиями сейчас важно сохранить полный жизненный цикл системообразующих предприятий области. Обеспечить это в полной мере помогут и импортозамещение, и поиск партнеров на новых рынках, – отметил Алексей Русских и добавил, что в сложившихся условиях еще одной важной задачей становится наработка отечественной научно-технологической базы, разработка новых технологий для производства конкурентного товара и налаживание его серийного производства.

Впрочем, давайте поговорим о новых горизонтах. Ведь если антироссийские экономические санкции, датированные далеким 2014 годом, привели к развитию отечественного агропрома – показатели сельского хозяйства за шесть лет выросли в 2,6 раза – новые, несравненно более объемные ограничения помогут наконец-то полностью реализовать политику импортозамещения.

И даже в первом приближении Ульяновской области есть на что здесь рассчитывать.

БУДУЩЕЕ

Целый ряд крупных международных производителей заморозили поставки автомобилей на российский рынок из-за экономических санкций, курса рубля и логистических проблем. Выиграть от этого может Ульяновский автозавод, который даже не в полностью «санкционном» феврале, по данным Ассоциации европейского бизнеса, реализовал 1 684 уазика, что на 6,8% больше, чем годом ранее. Его доля на рынке увеличилась до 1,5 процента.

Причем, несмотря на отсутствие принципиально новых моделей, УАЗ активно участвует в новейших разработках.

Так, накануне Дня защитника Отечества в Москве презентовали первый российский электрический грузовик EVM Pro. Изделие на базе «УАЗ-Профи» разработала компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» из Санкт-Петербурга.

Машина полностью отечественного производства на одной зарядке может провезти груз в одну тонну на расстояние до 300 километров со скоростью 80 км/ч. В компании пока не назвали характеристики силового агрегата, однако подчеркнули, что его масса – всего 50 килограммов, что является минимальным показателем в своем классе.

Управление двигателем и батареями осуществляется за счет бортовой электроники с программным обеспечением собственной разработки.

Компания планирует выпускать до тысячи машин в год. Уже достигнуто соглашение о продаже первой партии из 400 электрогрузовиков. Серийное производство стартует в III квартале. Стоимость новинки для потребителей начинается от 3,5 миллиона рублей.

Еще более широкое поле возможностей открывается для ульяновского авиазавода.

Наши современные и перспективные гражданские самолеты SSJ-100 и МС-21-300 проектировались в те времена, когда нынешний масштаб конфликта между Россией и Западом казался невозможным. В их конструкции широко применялись и отдельные комплектующие, и целые системы иностранной разработки и производства. В итоге полностью импортонезависимых магистральных самолетов российская авиационная промышленность не производит. Так, доля импортных комплектующих в уже поставленном на поток SSJ-100 составляет от 70 до 90% (это зависит от того, как считать полностью отечественные фюзеляж и салон самолета). В МС-21-300 эта цифра заметно ниже, но ему и до запуска в серию еще далеко.

Полностью российский SSJ-100 обещают создать в 2023 году, еще год придется ждать отечественного двигателя ПД-8, плюс время на развертывание серийного производства… Но даже при самом лучшем раскладе существующие мощности позволят увеличить производство SSJ-100 всего до 40 лайнеров в год (сегодня собирается 28 машин ежегодно), чего для авиарынка, которому грозит лишение почти восьми сотен «Боингов», «Аирбасов»,«Бомбардье» и «Эмбрайер», крайне мало.

И здесь альтернативой суперджету может стать организация массового производства Ту-204, единично выпускаемого для правительственного авиаотряда «Россия» на «Авиастаре».

Ульяновский лайнер сконструирован с расчетом исключительно на отечественные технологические цепочки, а мощности для его производства просто законсервированы. В 2010 году уже прошедший летные испытания и сертифицированный Ту-204-СМ проиграл так и не стартовавшему на сегодня МС-21. Возможно, пришло время пересмотреть результаты тех, во многом подковерных, «войн»…