29 марта в 21.50 в Ульяновск прибыл специальный состав из Таганрога с 506 беженцами. В подавляющем большинстве это жители Мариуполя – пожилые граждане и инвалиды, беременные женщины, семьи с детьми. Много больных – с контузией, истощенные люди просидели больше месяца в подвалах домов, у детей – ОРВИ и ротавирус.

До приезда в Ульяновск медработники провели первичные осмотры и COVID-тестирование; соцработники подготовили соцпаспорта прибывших для предварительного расселения людей. Из Сызрани граждан Украины сопровождали министр соцзащиты Анна Тверскова и уполномоченный по защите прав детей Екатерина Сморода.

Для проживания беженцев подготовили девять пунктов временного размещения: гостиницы “Аура”, “Бест”, “Волга”, “Октябрьская” в Ульяновске, центр патриотического воспитания “Авангард” в Ульяновском районе, санаторий “Сосновый бор” в Димитровграде и детский лагерь “Смарт”. Питание организовано компанией “Альтернатива”. Во всех пунктах размещения ввели недельный карантин.

Всего в бюджете Ульяновской области на помощь беженцам из ДНР, ЛНР и Украины предусмотрено 69,7 млн рублей. Компенсации из федерального бюджета в казну региона за содержание переселенцев пока не поступали, но уже подготовлены и отправлены в федеральный центр необходимые документы, сообщили редакции в пресс-службе Минфина региона. 29 марта заключались контракты на организацию питания и проживания переселенцев из расчета 1328 рублей в сутки.

До прибытия второго эшелона в Ульяновске в двух пунктах – гостинице “Волга” и санатории “Итиль” проживало 409 беженцев. Губернатор Алексей Русских не исключил, что квота по беженцам для Ульяновской области будет увеличена. Глава региона поручил главам районов организовать в каждом муниципалитете не менее 50 мест размещения.

Во вторник на вокзал встречать беженцев приехали около 100 волонтеров, ещё 45-50 человек дежурили в пунктах временного размещения. Продолжается сбор гуманитарной помощи: в остром дефиците – детское питание, памперсы, предметы личной гигиены, домашняя, спортивная одежда и обувь, одежда для полных людей. Также люди просят сигареты.

Поезд задержался примерно на полтора часа. За это время на вокзале собрались депутаты Заксобрания и Гордумы Ульяновска, сотрудники администрации города и правительства региона – глава кабмина Владимир Разумков, зампред правительства Сергей Кучиц, который разруливал потоки волонтеров, замгубернатора по внутренней политике Александр Коробко, глава Минздрава Александр Гашков, руководитель Минмолодежи Артем Мирошников и другие.

Координировал работу волонтеров и бригадиров вице-спикер парламента  Василий Гвоздев:

– Сегодня приезжают наши друзья с Украины, разных национальностей, дети, пенсионеры. Едут просто люди, россияне, которым нужна наша помощь. Им нужно хотя бы просто человеческое общение. Нам это полезно. Мы из первых уст узнаём правду, как воюют наши бойцы, как наши россияне помогают переживать им трудности, связанные с конкретными военными событиями. Русские в беде своих не бросают. У нас одна семья, одна страна.

За каждый вагоном закрепили по 20 волонтеров. Первыми вывели инвалидов на носилках и колясках, беременных и семьи с маленькими детьми. У нескольких человек тест на коронавирус показал положительный результат, помощь медиков понадобилась детям с ОРВИ и отравлениями.

Сопровождающие рассказывают, что беженцы находятся в шоковом состоянии. Многие просидели месяц в подвалах домов без еды, воды, электричества. Выбирались, кто как мог: о гуманитарных коридорах не знали, шли пешком километры. Сейчас людей заботят вопросы, как получить работу и гражданство.

С беженцами в поезде ехали 16 собак, 13 кошек, две шиншиллы и хомяк. Животными будут заниматься сотрудники фонда “Флора и Лавра”

На перроне некоторые беженцы отказывались от помощи волонтеров из-за недоверия, не давали нести сумки. Часть людей изъявляла желание добираться до гостиниц или родственников своим ходом. Одну из прибывших возмутило размещение в лагере «Смарт»: «Вы мне обещали цивилизацию!».

Одну из прибывших семей встретил губернатор Алексей Русских.

Станислав Дворецков рассказал, что выбраться было нелегко. Его родной Мариуполь сильно разрушен, есть проблемы с доставкой гуманитарной помощи.

Станислав Нихащенко: «Дом, многоэтажка, разбит – расстреляли. Дыры, стекол нет, жить невозможно. Почти все дома сгорели. Могу сказать, кто их сжигал…»

Лариса Вяткина рассказала, что люди занимались мародерством, так как нечего было есть: магазины сожгли, в день была только “одна мармеладинка”:

– Мосты разбили, а нас там около 40 тысяч. Коты, собаки, люди попрятались по подвалам. Информации не было, воды не было. Мы не мародёры. Специально разбивали магазины, чтобы люди хоть что-то ели. Страшно было брать из магазина чужое.

Беженцев рассаживали по автобусам до полуночи. После расселения будут решаться вопросы по нуждаемости в предметах первой необходимости, лекарствах, средствах личной гигиены, одежде и обуви, постановке на миграционный учёт, организации обучения детей и дальнейшему трудоустройству прибывших.