На днях местное ГИБДД наложило штраф на МУП «Ульяновскэлектротранс» и главу города Дмитрия Вавилина за невыполнение 170-ФЗ, регламентирующего технический осмотр транспортных средств. Формально правоохранители правы, техосмотр трамваев и троллейбусов МУП проводит сам, силами своих слесарей и электриков, но есть ли у него выбор?

Всем известно, что «УЭТ» предприятие глубоко убыточное, постоянно дотируется из бюджета, так ведь дело даже не в этом. Совсем недавно, в марте, исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАПГЭТ) Виктор Мишин сообщил руководителям регионов о том, насколько сложная сложилась ситуация с ТО трамваев и троллейбусов.

Сегодня на всю Россию аккредитовано всего четыре оператора ТО трамваев и троллейбусов и только у одного из них имеются три передвижные диагностические линии. Причём, появились они совсем недавно. И это на 111 городов страны, где есть электротранспорт! Когда каждая единица подвижного состава должна проходит такое ТО дважды в год. А ведь только в Ульяновске ежедневно на линию выходит порядка 150 трамваев и троллейбусов.

Бизнес в этой сфере не может быть прибыльным из-за больших затрат на логистику, содержание оборудования и технических экспертов. При этом тарифы в регионах не позволят нести эти расходы. Выход специалисты видят в оснащении каждого предприятия электротранспорта диагностическими линиями. Но это колоссальная нагрузка на бюджет, либо – очередной рост стоимости проезда, и красиво звучит пока что только в теории. Да и зарегистрировать такие линии, получить на них лицензию по существующим правилам практически нереально, говорят специалисты.

Во всех городах это прекрасно понимают, но именно ульяновские блюстители дорожного порядка решили отличиться. Ну, оштрафовали мэра и «УЭТ» заодно, скажет обыватель, ну и что?

А то, что, не желая повторения подобных ситуаций, любой глава любого муниципалитета решит приобрести дорогостоящую мобильную диагностическую линию за счёт нового повышения стоимости проезда, либо за счёт чего-нибудь ещё. Например, откажется от ремонта 20-30 дворов. Плюс, а вернее – минус ещё 2-3 двора каждый год – содержать же оборудование и специалистов надо. И то и другое – волны недовольства населения.

Альтернатива №1 – остановить трамваи и троллейбусы (теоретически Дмитрий Вавилин мог это сделать сразу после наложения штрафа).

Альтернатива №2 – возить весь трамвайный и троллейбусный парк на эту линию каждые полгода в Москву. Вообще никакого бюджета не хватит, да и увеличения времени ожидания транспорта на остановках не избежать. Так что в Ульяновске создан очень опасный прецедент.

«Спасибо» активным инспекторам. Лучше бы частные маршрутки почаще проверяли, случаев ДТП и пострадавших в них – в десятки раз больше, чем в электротранспорте. Уж кому этого не знать, как сотрудникам ГИБДД.

Кстати, даже приобретение специализированной диагностической линии мало что изменит. Ульяновские трамваи и троллейбусы проходят осмотр перед каждым выходом на линию, ТО-1 каждые 7-10 дней, более углубленный ТО-2 каждый месяц и, согласно правилам – полный техосмотр раз в полгода. Местные специалисты обладают огромным опытом, знают у своих стальных подопечных каждую деталь. Кроме того, через 100 тысяч км пробега вагон проходит текущий ремонт, а через 300 тысяч км – капитальный, когда его перебирают практически полностью.

Выводы из всего вышесказанного грустные: выполнить требование закона абсолютное большинство российских городских электротранспортных предприятий в ближайшей перспективе невозможно ни физически, ни экономически. Можно написать прекрасный закон, но при необеспеченности его финансами надзорные органы получают возможность штрафовать любое должностное лицо ежедневно и без конца.