С началом реконструкции моста через Свиягу в еженедельном режиме звучит критика относительно организации работ на переправе: сдвигаются точки подготовительного этапа; власти публично указывают подрядчику на недостаточность рабочих сил. Требование ускорить процесс и перейти на круглосуточный режим исходит из обещаний на областном и городском уровнях сдать объект на год раньше. Пока же глава города Дмитрий Вавилин сетует на срыв подрядчиком ведомых только самарской организации графиков. Чтобы уложиться в двухгодичный срок, администрация Ульяновска готова доплатить за скорость и пойти на нарушение водоохранных требований – для обустройства технической площадки Свиягу засыпали раньше сроков – в запрещенный нерестовый период.

Ход подготовительного этапа перед реконструкцией моста обсудили в среду на штабе по развитию Ульяновска. Глава города Дмитрий Вавилин оценил организацию  работ на “три с плюсом”: рабочих не хватает, а сроки срываются. Мэр отметил, что в Китае и Турции подобные объекты возводятся за год, в Москве работы не прекращаются “ни на секунду”, в то время как на самом крупном инфраструктурном объекте региона работают в одну смену всего 60 человек. В итоге властям приходится неоднократно сдвигать сроки – сейчас речь идет об открытии реверсивного трамвайного движения. Вавилин назвал вопрос “системным”: из стройки в стройку, по его словам, подрядчики работают “по какому-то своему графику, неведомому заказчику”.


Фото сделаны нами вчера. И 60 человек (с учетом работавших внизу) насчитать удалось бы едва ли.

По информации директора МБУ “Стройзаказчик” Александра Хаджибаева, на объекте на 50% выполнено переустройство коммуникаций со стороны УлГУ, практически в полном объеме подготовлен реверсивный трамвайный путь, завершена часть коммуникационно-пешеходных тоннелей.  Сейчас проводятся отсыпка под мостом для выполнения работ с нижней частью переправы и переустройство напорных канализаций. Задачи на май и ближайшие недели – завершить устройство реверсивного пути, контактную сеть, перезапустить трамвай и приступить к демонтажу средней части пролета. В выходной день не объекте работало 54 человека, проблемных моментов,  как заверяет Хаджибаев, нет.

Глава города с ним не согласен: по словам Вавилина, количество смен необходимо увеличить до 2-3, работников – до 200 человек. Эти меры потребуют “неизбежных расходов”:

– У нас в смете заложены средства на односменные работы или на 2-3 смены? За ночное время идет удорожание, требуются дополнительные выплаты. У нас изначально заложена одна смена или мы сейчас требуем от подрядчика невыполнимого – круглосуточного режима? [Хаджибаев: одна смена на всех объектах] Почему мы сами, осознанно, при планировании работ закладываем себе мину и потом подрядчика тянем за жилу и требуем от него 2-3 смены? Да, это  приведет к сокращению сроков строительства и неминуемо – к удорожанию. Когда придем к единой позиции? Меня не устраивает, что на объекте работают 60 человек – это капля в море для самого крупного инфраструктурного объекта региона. Приглашайте проектную компанию, подрядчика, пересматривайте сметную стоимость и выходите на 2-3-сменный режим работы. Сами себя обманываем. Пока работы ведутся по графику, утвержденному подрядчиком, а не нами. На объекте должно быть минимум 200 человек. Сейчас в детсаду на Отрадной работают 70 человек. Поэтому прошу пересмотреть принципы работы и заключать допсоглашение. Самоцель – не реверсивное движение открыть, а приступить к капитальным работам.

За скорость работ придется доплатить

На областном и городском уровнях неоднократно анонсировалось сокращение сроков реконструкции до двух лет – 2023 года.  После штаба в мэрии в комментарии для портала глава города Дмитрий Вавилин уточнил, что ранее подрядчик подтверждал переход на двухсменный режим работы на объекте после 10 мая при переносе трамвайных путей “для того, чтобы максимально свободно, без стеснённых условий можно было работать”. Именно этот фактор должен позволить сдать объект на год раньше. Градоначальник добавил, что сейчас параллельно с подготовительными работами разрабатывается рабочая документация, после утверждения которой, в июне, планируется заключить дополнительное соглашение к контракту на сокращение сроков выполнения работ. Из-за перехода на две смены и допвыплаты за ночное время удорожание по зарплатам рабочим неизбежно, констатирует мэр. Эту разницу горвласть рассчитывает покрыть за счёт других видов затрат, общего сокращения сроков работ на год и сокращения соответствующих накладных затрат. О какой сумме идет речь, Вавилин не прокомментировал.

Свиягу засыпали в запрещенный период

На том же штабе по развитию города уже по факту доложили, что в выходные дни началась отсыпка Свияги для обустройства технических площадок для работы спецтехники,  которая будет разбирать конструктивные элементы переправы, а затем монтировать новую, центральную часть моста. В администрации Ульяновска уточнили, что данная часть работ производится согласно проектно-сметной документации, утверждённой государственной экспертизой, то есть прошла согласования всех необходимых инстанций. В мэрии уверяют, что для отсыпки используется чистый песок, который впоследствии будет выбран с помощью земснаряда.

Действительно, в проектной документации прописаны работы в пределах Свияги, ее поймы и водоохранной зоны.  Этой же документацией установлен запрет на произведение работ во время нерестового периода – с 15 апреля по 15 июня.

В Минприроды Ульяновской области прокомментировали, что 18 марта подрядчик обратился в ведомство  с заявлением о предоставлении части реки Свияги в пользование. На основании проектной документации 14 апреля было подготовлено решение предоставить водный объект в пользование, документ передали на регистрацию в Росводресурсы. Депутат Гордумы Ульяновска Антон Антипов выделил деталь, что решение об отсыпке реки принималось на совещании 1 мая.

С вопросом о законности засыпки реки в нерестовый период Минприроды перенаправило нас в федеральное Агентство по рыболовству. В территориальном управлении корреспонденту уточнили, что на водных объектах Ульяновской области нерестовый период длится 40 дней – с 25 апреля до 5 июня, однако проверить подрядчика ведомство сейчас не имеет права – постановлением правительства РФ на проверку юрлиц наложен мораторий. Единственный выход – обращение общественности в правоохранительные и надзорные органы. Такое письмо на имена генпрокурора РФ, прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, прокурора Ульяновской природоохранной прокуратуры и прокурора Ульяновской области направила правозащитник Наталья Лазарева.

 

 

Дистанцирование Минтранса 

Отдельно отметим: от кампании по ходу работ дистанцируется Министерство транспорта Ульяновской области. Любые разъяснения и оперативные решения исходят от муниципальной власти, на нее же сыпется вся критика по проблемным точкам. Например, уже в третий раз переносятся сроки по открытию реверсивного трамвайного движения. Также власть требует от подрядчика круглосуточной работы, хотя по смете прописана и оплачивается только одна смена. Подобными популистскими заявлениями администрация города, как выразился Вавилин, “сама себе закладывает мину”.

Действительно, торги на реконструкцию моста проводило МБУ “Стройзаказчик”. Городское бюджетное учреждение контролирует всю техническую часть – качество выполнения работ, технологии, объёмы. Однако Минтранс, в свою очередь, контролирует использование доведённых федеральных средств, мониторит ход выполненных работ и следит за сроками. В профильном ведомстве уточнили, что в случае срыва графиков, согласно госконтракту, будут применяться штрафные санкции, их сумма будет исчисляться от объёма невыполненных работ. Однако контракт заключен на 3 года и, похоже, этот откровенно затянутый сценарий устраивает и министерство, и подрядчика. Город пытается ускорить и получает за это все “шишки”.