Снижение промышленного производства в Ульяновской области прогнозируют к середине лета. Из-за введенных санкций 69% предприятий испытывают дефицит сырья и 40% говорят о рисках простоя. Китай как панацею промышленники не видят. Малый и средний бизнес основными проблемами называет удорожание доставки до 6 раз, невозможность провести платежи за рубеж и увеличение сроков поставок – в Турцию и обратно фуры идут до двух месяцев. Но есть и отрасли, для которых санкции и уход компаний сыграли в собственный рост. Текущую ситуацию в промышленности обсудили на рабочей группе под председательством губернатора Алексея Русских.

Промпроизводство упадет к середине года

Снижение промышленного производства в регионе ожидают к концу второго квартала. Пока цифры позитивные: индекс за первые три месяца года составил 111,3%. В правительстве подчеркивают: ульяновский показатель выше среднероссийского (105,9%), а снижение идет относительно прорывного постпандемийного года.

Сейчас в мониторинг Минэкономразвития Ульяновской области входят более 100 предприятий. В ведомстве заявляют: 40% из них видят риски простоя. С 1 по 16 мая ушли в простой “Изусу”, “Призма”, Schaeffler. Но есть и те, кто восстанавливает работу: с 18 апреля “Мартур” вывел на предприятие 88 сотрудников, с 15 апреля возобновила деятельность международная компания по производству систем безопасности для автомобилей “Джойсон”, озвучил министр экономического развития региона Николай Зонтов.

Губернатор Алексей Русских не скрывает: бюджет региона социально ориентированный, доходная база падает. Тем не менее принимается ряд мер поддержки: планируется субсидировать до 50% затрат на доставку грузов из-за рубежа и субсидировать затраты на релокацию сотрудников.

И все же несколько иностранных заводов полностью ушли из региона. На сегодняшний день закрылись DMG MORI и Vestas. Заводы Nemak и Bridgestone временно остановлены: у Bridgestone есть проблемы с доставкой сырья, Nemak откроется, как заработают основные заказчики – концерны Volkswagen и Hyundai. Предприятия Hempel и Henkel готовятся к продаже.

Дальнейшие действия в отношении закрывшихся заводов будут зависеть от принятия проекта федерального закона о введении в организации внешней администрации (ВА). Согласно проекту документа, для введения ВА необходимо наличие двух критериев. Первый – контролирующим лицом или владельцем не менее 25% акций (долей) организации является иностранное лицо, которое связано с недружественными государствами. Связь может выражаться, например в обладании гражданством недружественного государства. Второй – организация имеет существенное значение для экономики и гражданского оборота РФ. Например, производит товары первой необходимости; является единственным производителем отдельных видов продукции; относится к градообразующим предприятиям. Предполагается, что инициировать рассмотрение вопроса о введении ВА смогут в том числе главы субъектов, в которых данные компании расположены.

Пятый пакет санкций – новый вызов

69% предприятий, которые входят в мониторинг Минэкономразвития региона, испытывают дефицит сырья. Кандидат технических наук, Заслуженный машиностроитель России, директор предприятия “Димитровградхиммаш” Сергей Михайлин отмечает нехватку металла  – из-за отсутствия сырья у производителя сейчас на его заводе лежат 92 насоса без электродвигателей на 200 млн рублей. Михайлин считает, что проблему нужно решать на государственном уровне, а российским металлургом пора бы начать заниматься собственными разработками:

– Производство не останавливаем, раскрутимся. Многие стоят без меди, алюминия. Думаю, на государственном уровне это надо решать. Вот все надеемся на Китай, но там тоже не так всё просто. У нас все же мощности есть.

Несмотря на все трудности, “Димитровградхиммаш” загружен заказами до конца года. Но есть и те предприяти, у которых запасы комплектующих почти на исходе.  Гендиректор “Контактора” Людмила Некрасова опасается последствий пятого пакета санкций, а прорвавшиеся через таможню фуры на ее предприятии сейчас воспринимают как национальный праздник:

– Сейчас с логистикой – тихий кошмар. Пример приведу: итальянская таможня нам не пропустила медь, машина поехала в обход через Турцию, сейчас она застряла на грузинской таможне, стоит там третью неделю. Турецкие паромы стоят из-за плавающих мин.  Но помогают нам все: и в Белоруссию заявки направили, и в Китай, но это все требует времени, – делится Некрасова.

“Контактор” работает с торгово-логистической компанией К-1. Директор Дмитрий Некрасов констатирует: стоимость перевозок выросла в 3-6 раз, количество фур с импортным товаром на ульяновской таможне сократилось с 60 до 5 машин в неделю:

– В среднем на ульяновский таможенный пост в неделю заходило порядка 60 машин с импортом, сейчас хорошая неделя, если пять машин. И ладно, если одна из Европы прорвется и 4 – из Туркменистана.  Российских перевозчиков в Европу не пускают. Грузы можно везти только перецепами, а этих компаний нет. По поводу паромов: сейчас время живого ожидания составляет 16 дней, время перехода машины в Турцию – один месяц, и столько же обратно. Машины у меня вышли 16 марта, и они до сих пор не вернулись. Цены на доставку увеличились от 3 до 6 раз.

Ульяновцы слили очень много денег 

Основными проблемами из-за введенных санкций малый и средний бизнес называет удорожание доставки, увеличение сроков поставок и невозможность провести платежи за рубеж. Тем не менее рост объемов показывают мебельщики, производители интерьерной продукции (межкомнатные двери, раковины и пр), легкая промышленность, продуктовый ритейл и загородный туризм. Директор центра “Мой бизнес” Руслан Гайнетдинов заверяет: ни одна из компаний-партнеров из Евросоюза и Северной Америки не отказалась от поставки ульяновской продукции, все экспортные контракты продолжают работать на 100%. Да, логистика подорожала и существенно – до 4,5 раз: Европа для российских перевозчиков стала закрыта. Но есть пути обхода через Казахстан. Здесь же активно работают и зарабатывают прибалтийские и польские компании.

– Если раньше фура в Европу стоила 1,5 тысячи евро, сейчас стоимость выросла до 5-7 тысяч евро. Ряд банков не могут получить перечисления из-за рубежа. Например, наш “Венец” попал под запрет и не принимает оплату из Грузии. Проблемы логистики частично  решились за счет казахстанских перевозчиков, которые не подпадают под санкции. Но количество дозволов на польскую сторону под возросшие потребности российской экономики не хватает,  но есть выходы. Активно работают и зарабатывают прибалтийские и польские компании, которые кричат сегодня активнее всего, – говорит Гайнетдинов.

В целом отрасль малого и среднего бизнеса сейчас осторожно говорит об оптимистичных прогнозах. Мебельное производство за первый квартал показало увеличение продаж на 10-15%, несмотря на изменение цен на 20-25%. Из-за ухода немцев и итальянцев интерьерная промышленность перекрыта заказами на существующие мощности в 2-3 раза. Например, сейчас идет выкуп производства бывших “Александрийских дверей”, и не исключено, что до конца года там сложится новый промпарк. В лёгкой промышленности идет устойчивый рост спроса от всех дилеров и оптовиков страны (“Бизнес Лайн” прогнозирует рост объема производства на 30%). Несмотря на падение трафика на 10-15% после мартовского подъема растет объем торговли в ритейлах – показатель за первый квартал составил 113%. Рост у загородного туризма прогнозируют на 10-15%. В то же время городские гостиницы “просели” на 60% – из-за отсутствия событийных и спортивных мероприятий отели стоят пустые.

– На мебельном рынке основной проблемой называют отсутствие комплектующих для мягкой и корпусной мебели – доставка из Китая увеличилась на 1,5 – 2 месяца. Есть потребности в оборотке, но под сегодняшние проценты никто кредиты брать не хочет. В мелком сегменте легкой промышленности есть дефицит фурнитуры и тканей. Сегмент спецодежды хорошо себя чувствует, хотя корпоративная одежда отскочила – УАЗ, ВАЗ и прочие прекратили программы по реабилитации сотрудников. Серьезное снижение идет у городских отелей – на 60% по отношению к ковидному году. Они зависят от событийных мероприятий и спортивного календаря, которые пришлось отменить. В целом объем торговли в денежном выражении растет. Весь ритейл говорит, что люди слили очень много денег. Прогнозы продаж на сезон внушают осторожный оптимизм. Сильно не упадем, но все зависит от установления комфортной логистики, – добавил директор центра “Мой бизнес”.

Китай – не панацея

С апреля в регионе создан Центр субконтрактации и импортозамещения. Одна из задач – поиск в Китае оригинальных товаров американского и европейского производства, их китайских аналогов и изначально разработанных в Китае комплектующих.  Спрос на такие товары, прежде всего, есть у предприятий по производству автокомпонентов.

– За апрель мы получили 65 заявок на поставку сложных промтоваров: листового трубного проката из спецсплавов, электронных компонентов и микросхем, специализированных лакокрасочных материалов, ГСМ и так далее, – говорит гендиректор АНО «Центр компетенций развития промышленности» Игорь Рябиков. – По 14 заявкам предоставлены коммерческие предложения (эпоксидные смолы, немецкие клеи для деревообработки, листовой трубный прокат из спецсплавов, уплотнительные элементы для производства насосного оборудования, сырье и станки для деревообрабатывающей промышленности). Согласованы поставки сложных товаров по трем заявкам на листовой трубопрокат,  уплотнительные элементы для насосного оборудования и станки для деревообработки.  Первый договор на поставку на этой неделе подпишет “Димитровградхиммаш”.

Однако бизнес предостерегает власть: Китай – “не панацея всех наших бед”. Предприниматели указывают, что в России практически не производят электронику, подшипники, гидроцилиндры, и поры бы и нам “начать делать нормальную востребованную продукцию”. В свою очередь в правительстве напоминают: предпринимаемые меры по замещению критичного импорта – срочные, но в стратегическом плане “нужно раскручивать российские производства с соответствующими компетенциями”. “Хочешь – не хочешь, а пока микросхемы приходится тайваньские покупать, еще и не так просто их там закупить – препоны ставят”, – добавил Русских.

Еще одно направление Центра – выявление инвестиционных ниш. Сейчас “упаковывается” проект по производству на площадке завода “Металлоконструкция” морских контейнеров. Решение будет принято в июне-июле, объем инвестиций составит 300 млн рублей.

На поезд из Китая ищут пассажиров 

20 июня из Китая отправится первый контейнерный поезд. Проект позволит сократить срок доставки товаров: при среднем времени отгрузки партий в 2-3 месяца поезд будет находиться в пути от 14 до 20 дней.

Пока доставка товаров будет осуществляться раз в 2 месяца. С марта стоимость 40-футового контейнера снизилась с 10 тысяч долларов США до 8-8,5 тысяч долларов США. Гендиректор АО “ПОЭЗ” Олег Барабанов ожидает падения цены до 7,5 тыс долларов. Сейчас потребность ульяновских предприятий составляет 79 контейнеров. К этой неделе заявки получены на 21 контейнер от 11 предприятий.

Для обратной загрузки поезда рассматриваются два направления работы – мука и полиамиды. В Ульяновск груз будет приходить на станцию «Ульяновск-3» и дальше отправляться поставщикам в разные регионы.

Сдерживающим фактором заполнения поезда гендиректор ПОЭЗ назвал локдаун в ряде провинций из-за эпидемии. Восемь ульяновских предприятий уже отказались от загрузки в первый состав, так как китайские производители не успевают в срок изготовить необходимый товар. Вторая проблема – долгое, до 14 дней, прохождение платежей из России в Китай.

Гендиректор АНО «Центр компетенций развития промышленности» Игорь Рябиков добавил, что в первый поезд загружаются в основном оптовики. Развитие контейнерных перевозок он видит в предприятиях, которым сейчас критично в небольшом количестве заместить импортные комплектующие.

Закончил Русских довольно оптимистично:

– Понятно, что сложно и тяжело. Но от нас с вами зависит будущее всей страны. Уверен, ни одна постановленная здесь проблема не является неразрешённой. Выход всегда есть и мы его найдём. Думаю, из этого кризиса выйдем ещё более сильными, – считает Русских.

На следующий день губернатор заявил, то Ульяновская область подготовит инициативу на федеральный уровень об установлении моратория на повышение цен на металл.