Основными проблемами из-за введенных санкций малый и средний бизнес называет удорожание доставки, увеличение сроков поставок и невозможность провести платежи за рубеж. Тем не менее рост объемов показывают мебельщики, производители интерьерной продукции (межкомнатные двери, раковины и пр), легкая промышленность, продуктовый ритейл и загородный туризм. Директор центра “Мой бизнес” Руслан Гайнетдинов заверяет: ни одна из компаний-партнеров из Евросоюза и Северной Америки не отказалась от поставки ульяновской продукции, все экспортные контракты продолжают работать на 100%. Да, логистика подорожала и существенно – до 4,5 раз: Европа для российских перевозчиков стала закрыта. Но есть пути обхода через Казахстан. Здесь же активно работают и зарабатывают прибалтийские и польские компании.

– Если раньше фура в Европу стоила 1,5 тысячи евро, сейчас стоимость выросла до 5-7 тысяч евро. Ряд банков не могут получить перечисления из-за рубежа. Например, наш “Венец” попал под запрет и не принимает оплату из Грузии. Проблемы логистики частично решились за счет казахстанских перевозчиков, которые не подпадают под санкции. Но количество дозволов на польскую сторону под возросшие потребности российской экономики не хватает, но есть выходы. Активно работают и зарабатывают прибалтийские и польские компании, которые кричат сегодня активнее всего, – говорит Гайнетдинов.

В целом отрасль малого и среднего бизнеса сейчас осторожно говорит об оптимистичных прогнозах. Мебельное производство за первый квартал показало увеличение продаж на 10-15%, несмотря на изменение цен на 20-25%. Из-за ухода немцев и итальянцев интерьерная промышленность перекрыта заказами на существующие мощности в 2-3 раза. Например, сейчас идет выкуп производства бывших “Александрийских дверей”, и не исключено, что до конца года там сложится новый промпарк. В лёгкой промышленности идет устойчивый рост спроса от всех дилеров и оптовиков страны (“Бизнес Лайн” прогнозирует рост объема производства на 30%). Несмотря на падение трафика на 10-15% после мартовского подъема растет объем торговли в ритейлах – показатель за первый квартал составил 113%. Рост у загородного туризма прогнозируют на 10-15%. В то же время городские гостиницы “просели” на 60% – из-за отсутствия событийных и спортивных мероприятий отели стоят пустые.

– На мебельном рынке основной проблемой называют отсутствие комплектующих для мягкой и корпусной мебели – доставка из Китая увеличилась на 1,5 – 2 месяца. Есть потребности в оборотке, но под сегодняшние проценты никто кредиты брать не хочет. В мелком сегменте легкой промышленности есть дефицит фурнитуры и тканей. Сегмент спецодежды хорошо себя чувствует, хотя корпоративная одежда отскочила – УАЗ, ВАЗ и прочие прекратили программы по реабилитации сотрудников. Серьезное снижение идет у городских отелей – на 60% по отношению к ковидному году. Они зависят от событийных мероприятий и спортивного календаря, которые пришлось отменить. В целом объем торговли в денежном выражении растет. Весь ритейл говорит, что люди слили очень много денег. Прогнозы продаж на сезон внушают осторожный оптимизм. Сильно не упадем, но все зависит от установления комфортной логистики, – добавил директор центра “Мой бизнес”.