Возместит ли нам Китай тающий импорт из Европы, как быстро удастся восстановить распавшиеся логистические цепочки, долго ли продлятся простои на производстве? Эти и другие вопросы обсуждали в Ульяновске на заседании рабочей группы по вопросам промышленности и предпринимательства.

Все еще будет
Некоторые показатели по-прежнему излучают оптимизм. Впрочем, данные за первый квартал не вполне отражают текущий момент. Санкции за этот период еще просто не успели оказать заметного влияния на положение дел.

По данным регионального министерства экономического развития и промышленности, в первом квартале индекс промпроизводства составил 111,3 процента к январю — марту 2021 года, и это даже выше среднероссийского показателя (105,9 процента). По динамике роста производства Ульяновская область находится на четвертом месте в Приволжском федеральном округе.

Однако снижение уже не за горами, эксперты его ожидают к концу второго квартала. Так, депутат Госдумы РФ Алексей Куринный сообщает на своей странице «ВКонтакте» 17 мая: «Сегодня, выступая на заседании нашей фракции, глава Счетной палаты РФ Кудрин спрогнозировал, что падение ВВП в этом году будет сравнимо с ситуацией в начале девяностых (от 8 до 14 процентов по разным данным). Падение реальных доходов граждан составит от семи до девяти процентов».

Это данные в масштабах России. Разумеется, Ульяновская область — в той же самой лодке.

Кто уходит, кто выжидает
Закрылись расположенные в Ульяновской области заводы зарубежных компаний. Однозначно уходят станкостроительный немецко-японский DMG MORI и датская Vestas, специализирующаяся на изготовлении ветрогенераторов.

О временной приостановке заявили заводы Nemak (Мексика, автозапчасти) и Bridgestone (Япония, автомобильные шины). Nemak ждет, заработают ли в России его основные заказчики Volkswagen и Hyundai. Bridgestone должен заново наладить поставки сырья.

Предприятия Hempel (Дания, лаки и краски) и Henkel (Германия, химия, бытовые товары) готовятся к продаже. Что будет с закрывающимися заводами, зависит от грядущих изменений в федеральном законодательстве.

По информации министра экономического развития региона Николая Зонтова, угроза простоя нависла над 40 процентами предприятий, за которыми ведет мониторинг региональный минэкономпром. С 1 мая остановили работу Isuzu (автопром, грузовики), «Призма» (автозеркала), Schaeffler (подшипники).

Есть, правда, и повод для осторожного оптимизма. Еще 15 апреля после перерыва возобновил работу производитель систем безопасности для автомобилей «Джойсон», а 18 апреля вышла из простоя турецкая Martur (автокресла).

Китай нам поможет
5 апреля в Ульяновск прибыл первый контейнерный поезд из Поднебесной. С 20 июня должно быть открыто регулярное движение этого товарного состава.

– Точка сбора грузов в Китае — это станция Чэнду в провинции Сычуань. Преимущества проекта — в стабильности и скорости поставки. Вместо двух-трех месяцев поезд будет в пути не более месяца, — написал в своем телеграм-канале губернатор Алексей Русских.

Альтернативных поставщиков ищут не только в Китае.

— Производство не останавливаем, раскрутимся. Многие стоят без меди, алюминия. Думаю, на государственном уровне это надо решать, — сообщил собравшимся директор предприятия «Димитровградхиммаш» Сергей Михайлин.

На семи из десяти наблюдаемых министерством предприятий налицо дефицит сырья. Малый и средний бизнес в числе главных «санкционных» проблем называет рост стоимости и сроков доставки, а также невозможность провести платежи за рубеж. О «логистическом кошмаре» рассказала гендиректор завода «Контактор» Людмила Некрасова.

Малый передний бизнес считает проблемами рост стоимости и сроков доставки, а также невозможность провести платежи за рубеж

Так, автомобиль с медью для завода не пропустила итальянская таможня, фура отправилась в обход через Турцию и… застряла на грузинской таможне, где стоит уже третью неделю. А турецкие паромы, по словам Некрасовой, не ходят, опасаясь плавучих мин.

— Помогают нам: и в Белоруссию заявки направили, и в Китай, но это все требует времени, — сообщила гендиректор.

Кому хорошо
Рост объемов собственного производства в новых условиях показывают мебельщики, интерьерщики, легпром, продуктовый ретейл и загородный туризм. Ни одна из компаний-партнеров из Евросоюза и Северной Америки не отказалась от поставки ульяновской продукции, и все контракты по экспорту выполняются полностью, утверждает директор центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов.

Мебельное производство демонстрирует рост продаж на 10—15 процентов. С уходом немецких и итальянских компаний появились свободные ниши для интерьерной промышленности: существующие мощности уже вдвое-втрое перекрыты заказами. Прогнозируют аналогичный рост на услуги загородного туризма.

Впрочем, некоторые представители и более «тяжелых» отраслей также с оптимизмом смотрят в будущее. На днях руководство завода «Металлоконструкция» заявило о намерении открыть производство морских контейнеров. Решение будет принято в июне-июле, объем инвестиций планируется на уровне 300 млн рублей.