Вопрос благоустройства улицы Федерации обсуждается более 5 лет. Во вторник на Градососвете глава Ульяновска Дмитрий Вавилин заявил: в этом году проект реализуют 100%, 80 млн рублей на эти цели нашли. На главной ресторанной улице города изменят структуру движения, спрячут все кабели и сети под землю, сделают хозяйственную канализацию, уложат новый асфальт и плитку. Приоритет – пешеходам, велосипедистам и самокатчикам – количество парковочных мест сокращается в два раза. Общественных обсуждений как таковых не будет – на земляной этап работ коммунальщики заходят в начале июня. Сдать улицу в обновлённом виде власти обещают к концу года.

Пошли на компромисс

Проект благоустройства улицы разработали директор ООО «Симбирскпроект» Александр Капитонов и архитектор Виктор Шестаков. С презентаций выступил директор МАУ “Агентство городских инициатив” Алексей Гаев. В очередную концепцию, как он выразился, “постарались взять все лучшее, что было предложено раньше”. Между “ничего принципиально не менять, ремонтировать существующие покрытия” и “сделать полностью пешеходную улицу” выбрали компромиссный вариант – приспособить существующий профиль для его максимально комфортного использования пешеходами и велосипедистами. Автомобилисты и те, кому надо здесь припарковаться, оказались последними в списке приоритетных пользователей.

В предложенном варианте развертка улицы выглядит следующим образом:
остается одностороннее движение с ограничением скорости. Ширина проезжей части составит нормативных три метра,
количество парковочных мест  сокращается в два раза – со 117 до 57. Перпендикулярная парковка меняется на параллельную,
ширина тротуара по нечетной стороне (слева по направлению из центра) составит от 6 до 8 метров (4,5 м под размещение летних веранд ресторанов и 3 метра остается пешеходам),
обустраивается велополоса шириной 2 м (1,5 м + 0,5 м буферная зона). От тротуара её отделяют опорами освещения, под которыми проходят выполненная из колотой гранитной брусчатки декоративная разделительная полоса 0,5-1,0 м и непрерывным лотком ливневая канализация с чугунной решеткой. Со стороны проезжей части велодорожка отделена баллардами – столбиками, препятствующими заезду автомобилей на велодорожку,
тротуар по четной стороне (справа по направлению из центра) будет уже – от 4 до 5,5 метров. Используется для транзитного прохода вдоль улицы теми, кто не хочет идти вдоль летних веранд ресторанов.

Тротуары предлагается выполнить из крупноформатной серой бетонной плитки Farbstain. Основной ход выполняется в более крупном формате, в зоне планируемого размещения летников модуль уменьшается. Буферная полоса в зоне размещения опор освещения, а также примыкания к фасадам домов выполняется из красной и серой колотой брусчатки мелкого формата. Велополоса и проезжая часть – асфальт.

Выбор материалов для реконструкции улицы был основан “на достижении простых, интуитивно читаемых решениях, стимулирующих к запрограммированному способу  использования профиля улицы”. Иначе говоря, это удобство использования, долговечность, ремонтопригодность, архитектурная выразительность и цена.

Это не про плитку (с)

Гаев акцентирует, что архитектурный проект – не про плитку и малые архитектурные формы, главное – технология использования улицы. Сейчас Федерации фактически сложилась как ресторанная улица. На отрезке всего в 480 метров расположено 12 баров и кафе на 1184  посадочных мест, в том числе 395 на летних террасах. Поэтому проектные решения “заточили” именно под пешеходов и тот бизнес, которым живет улица. Пешеходы и рестораторы получают тротуар в 62% от всего пространства, велосипедисты – 10%, автомобильный транспорт, включая зону парковки, – 28%.

– Пешеходы получили комфортные тротуары, короткие переходы через проезжую часть, защитные столбики, – говорит Гаев. –  Еще большее расширение тротуаров с точки зрения пешеходного комфорта смысла уже не имеет.  У велосипедистов и самокатчиков появляется защищенная велополоса. У движущегося транспорта остается одна полоса движения.  Мы меняем хаотичную перпендикулярную парковку на параллельную, которая формирует более правильную линию.  Общественный транспорт здесь по-прежнему отсутствует.

Автомобилистам насчитали 1000 альтернативных мест

Рестораторы настояли, чтобы на Федерации сохранилась одна полоса движения в качестве зоны разгрузки. В то же время фактически в два раза сокращается количество парковочных мест, меняется принцип парковки с перпендикулярного на параллельный. В комментарии для портала Гаев говорит, что перед Агентством не было задачи решить проблему с парковками – ульяновцев стимулируют использовать для передвижения велосипеды и самокаты.

– На первый взгляд происходит существенное сокращение парковочных мест: было 117, становится 57. Найти место для парковки сегодня уже нельзя. Соответственно, как не было где припарковаться, так и не будет. С точки зрения припаркованного транспорта предлагаемые изменения либо отсутствуют, либо отрицательные, – отмечает Гаев.

В Союзе архитекторов Ульяновской области насчитали, что вокруг Федерации есть 1000 альтернативных мест, где можно оставить машину,  – на улицах Можайского, Островского, Карла Маркса, в переулке Молочный, на платной парковке на Федерации, 14 и тд. Ресторатор Сергей Новиков, у которого на ул. Федерации “Алазани”, говорит, что без парковочных мест “очень сложно”, поэтому наличие альтернативной парковки в округе должно быть реальностью, а не очередной словесной декларацией.

По размещению параллельной парковки также было несколько вариантов. С точки зрения эргономики было бы более правильно разместить ее вдоль велодорожки – слева, а не справа от проезжей части. Однако данный вариант не прошел из-за наличия нескольких сужений и участков улицы, где размещение парковки невозможно.  В итоге проектировщики выбрали именно то место размещения проезжей части и парковки, где при прохождении непрерывного лотка ливневой канализации не попадаются люки инженерных  сетей.

 

Новинки для Ульяновска – безбарьерная среда

Авторы проекта предлагают использовать то, чего в Ульяновске сейчас нет, – приемы тактического урбанизма и безбарьерную среду.

Улица на 100% выполняется в одном уровне без бордюров. Разделение потоков и безопасность обеспечивается методами тактического урбанизма –  видами покрытий, физическими ограничителями (балларды и пр), разметкой и т.д.  Велополоса обособлена от тротуара опорами освещения и полосой мощения из колотой гранитной брусчатки шириной один м. Авторы отмечают, что ходить по колотой брусчатке, особенно на каблуках, крайне неудобно, заезжать на велосипеде или самокате тоже. В итоге полоса служит буферной зоной – физическим барьером, разделяющим пешеходные и колесные потоки. В свою очередь велополоса отделяется от проезжей части непрерывным лотком ливневой канализации с  чугунными решетками и баллардами. Тротуар вдоль четной стороны защищен от проезжей части линией параллельной парковки и баллардами.

По мнению авторов, безбарьерный подход повышает возможности использования улицы под событийные мероприятия. На этот период автомобильное движение предлагают полностью закрывать. Один из вариантов –  воскресное перекрытие улицы для проведения фестивалей и парадов.

Представитель “Ночной мэрии” обратила внимание, что под событийку на представленных картинках условия не проработаны: для фестивалей и прочего нужны розетки, МАФы, лавочки, место для сцены, общественные туалеты, мощный источник электричества и пр. Гаев ответил, что не может “что-то придумать за других”, поэтому ждет предложений, что именно и где нужно разместить.

В этом контексте авторы напомнили, что благоустройство улицы включает проект “чистого неба” – все силовые кабели и провода спрячут под землю. Первые 4-5 недель ремонта Федерации отведут именно под земляные и силовые работы. На это уйдет четверть всего бюджета проекта – примерно 20 млн рублей. Отметим, что ранее министр связи региона Виталий Кузнецов рекомендовал муниципальной власти временно свернуть проект “чистого неба”, чтобы из-за перебоев с поставкой оборудования в условиях санкций не ухудшать текущее качество связи сотовых операторов. По словам директора Агентства городских инициатив, сейчас проблем по этой части нет:

– “Ростелеком” за свой счет прокладывает дополнительную нитку канализации связи. В принципе бросить пластиковую трубу между имеющимися колодцами – не стоит ничего, это копейки. Самое дорогое в “чистом небе” – раскопать и потом благоустроить. Плюс когда появляется труба, в нее могут зайти другие операторы. В этой ситуации выиграют все, никаких проблем для операторов пока не вижу..

Фасады и “лечение гнилых зубов” оставили на потом

Сегодня власть говорит исключительно о капитальных работах.  Первым этапом  запланировано убрать в землю наружные электрические сети (УльГЭС), бетонные опоры и силовые кабели; проложить дополнительную канализацию “Ростелеком” для уборки воздушных линий сетей связи и хозяйственно-бытовую канализацию. По словам главы города Дмитрия Вавилина, на весь ремонт “пола” с последующим его благоустройством выделено 80 млн рублей, деньги возьмут из реализации нацпроектов.

Вопросы фасадных решений, малых архитектурных форм, навигации, подсветки фасадов, арт-объектов и прочего декоративного оформления находятся в проработке.  С ними обещают определиться за первый месяц земляных работ. Один из вариантов – художественный либо исторический стрит- арт на хорошо видимых торцах здания и “гнилых зубах улицы” – это три стройплощадки и кафе «Шашлычная». Последнему предлагается заменить существующий фасад на стилизованную копию утраченных исторических объектов, например, универмага «Столбы».

В итоге по итогам Градосовета большинство проголосовало “за” проект. После минимальных правок  приступить к работам планируется через неделю.