Наступление теплой погоды в Ульяновске принесло и старую проблему – на дороги выехали мотоциклисты с “пробитыми” (прямоточными) глушителями, поздним вечером город вновь оглушает рёв. Нам снова начали поступать жалобы от местных жителей, особенно от жильцов домов с улиц Гончарова и Минаева. Последние заявляют, что в ГИБДД ограничиваются “отписками” с пояснением, что работа ведется, однако по факту все остается на своих местах (пример – в конце материала).

Наша редакция проблему поднимает ежегодно, но ее решение упирается в законодательство и отсутствие желания ГИБДД хоть как-то повлиять на нарушителей. Явно сказывается и то, что многие мотоциклисты – богатые и статусные люди, обладающие возможностью влиять на (не)принятие решений по ограничению подобных “покатушек”.


Мотоциклист “дает шума” на ул. Минаева. Видео 2020 года. “Героя” мы нашли – тогда он отметился и прогоном на 110 км/час на Президентском мосту.

Во главе проблемы стоит само законодательство, низкие штрафы и реализация на местном уровне

Сейчас штраф за превышение допустимого норматива по уровню шума (в России он установлен на отметке 96 дБ) составляет всего 500 рублей. Для выявления этого нарушения у водителя байка инспектор ГИБДД должен иметь при себе цифровой шумомер. “Прямоток” также могут выявить и в ходе техосмотра, и здесь штраф составит также 500 рублей. Санкция настолько ничтожна, а провести все эти замеры настолько проблемно, что ГИБДД это нарушение просто игнорирует. Последняя попытка внести изменения в законодательство с повышением штрафа за превышение мотосредствами нормативов по шуму с 500 до 5000 рублей предпринималась в Госдуме осенью 2020 года. Однако закон до сих пор не принят.

Что в столице и у соседей

Московские власти пытаются решить проблему локально, но с возможностью внесения коррективов в федеральное законодательство. В сентябре 2021 года Мосгордума (о России в целом речи пока не идет) приняла в первом чтении законопроект о повышении штрафа для водителей за слишком громкий шум двигателя и музыку. Если инициативу одобрят во втором и третьем чтениях, штраф за нарушение тишины там вырастет в 10 раз — с 500 до 5 тысяч рублей. Законопроектом также устанавливается возможность фиксации правонарушений с помощью шумомеров, работающих в автоматическом режиме и совмещенных со средствами фотовидеофиксации. Последние уже установлены на Чистых прудах в Москве, но еще не прошли сертификацию в Росстандарте.

Поскольку коррективы будут вноситься в федеральные законы, новыми санкциями смогут воспользоваться и другие регионы. Однако ответа на главный вопрос, когда это произойдет, и произойдет ли вообще, так и нет.

В соседнем Татарстане обходятся без новинок в сфере техники и подходят к решению “шумного” вопроса более приземленными методами –  с помощью мотобатальонов. То есть “прямоточных” нарушителей всё ловят, а не игнорируют, как у нас. Однако и там работа инспекторов на байках подвергается критике, т.к. в будни они заступают на службу только в дневное или вечернее время. В пятницу, по выходным и в праздничные дни смен мотобата становится не две, а три. 

Депутат Гордумы Ульяновска Сергей Моргачев вспоминает, что в бытность его руководства областной ГИБДД  предпринимались попытки создать мотобатальон. Однако этого не произошло, так как требовало достаточно большого финансирования на технику, обмундирование, обучение сотрудников. Сам же Моргачев считает, что погоня за мотоциклистом опасна как для нарушителя, так и для самого инспектора и может спровоцировать  ДТП с серьезными последствиями.

Тогда все упиралось в финансирование. Необходимо было научить управлять сотрудников ГИБДД вождению мотоцикла, закупить транспорт, обмундирование. В основном мотобатальоны есть в больших городах. Я сторонник того, что преследовать мотоциклистов нельзя, т.к. они разбиваются. В то время, когда я возглавлял ГИБДД, сотрудники передвигались на гражданских авто и привлекали нарушителей уже на светофорах, – прокомментировал редакции Моргачев.

Парламентарий считает, что для предотвращения этих нарушений необходима профилактика:

 Многое еще зависит и от воспитания. Отделаться одними штрафами мы не сможем. Их [водителей] можно приучить, поверьте. В мою бытность они соблюдали ПДД. Да, были единицы нарушителей, но основная масса понимала, что не нужно нарушать.

В УМВД комментируют, что с апреля и до конца мотосезона в регионе проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Мотоцикл». В ведомстве отмечают, что находящиеся на постах сотрудники ГИБДД “уделяют более пристальное внимание мотоциклистам”.

В прошлом году в нашем голосовании на тему шума на дорогах приняли участие более тысячи читателей. 45% опрошенных заявили, что слышат рев двигателей часто, 30% оказались “на грани”, для 14% респондентов изредка слышали шум и не посчитали его проблемным.

В этом году складывается впечатление, что нарушителей ночного сна стало всё же меньше, однако проблема никуда не ушла. Повторим опрос и посмотрим, насколько ситуация изменилась за год.

Насколько шум на дорогах для вас проблема?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

И проиллюстрируем.  Так выглядит переписка жителей с ГИБДД.